Как и любой большой город, издавна расположенный на пересечении торговых путей, Киев привлекал к себе представителей разных народов и всех известных религий. В нашей столице осталось много исторических названий, свидетельствующих о том, что здесь раньше проживали и татары, и половцы, и печенеги, и скандинавы, и греки, и немцы. О присутствии в Киеве немцев напоминает название одной из улиц в центре города — Лютеранская.
Как свидетельствуют документы, первые немецкие колонисты проживали на торгово-ремесленном Подоле, а лютеранская община, стараниями Г.Бунге, сформировалась в 1765 году. Во второй половине ХVIII века Киев переживал не самые лучшие времена. Один из очевидцев тогда написал: «Когда вы приближаетесь к Киеву, то город этот представляет собою ландшафт редкой красоты; особую прелесть производят находящиеся на высоких горах церкви с зелеными и даже вызолоченными куполами. Но очарование исчезнет, когда вы очутитесь внутри этого жалкого города. Все, что доставляется водою — леса и товары, — необходимо везти с Подола в верхние части города, в которых иногда не достает воды для питья. На Подоле, по случаю глубокой грязи, улицы вымощены сплоченными брусьями, а если во время сухой погоды случается пожар, то огонь легко обхватывает и дома, и улицы... При малейшем дожде или оттепели делается непроходимая грязь, а пыль летом нестерпима». Известно, что Екатерина ІІ какое-то время вынашивала план перенести столицу империи в Киев. Тем не менее на ее вопрос о впечатлении от Киева английский посол Фиц-Герберт ответил: «Если сказать правду, так это незавидное место, — видишь только развалины да избушки».
Так что понятным казалось желание Екатерины ІІ повысить благосостояние города с помощью иностранцев, в частности немцев. Благодаря немецким поселенцам в Киеве появляются хорошие, на манер тогдашних европейских, рестораны и трактиры, развиваются новые ремесла и промыслы. Бунге заводит хорошо обустроенную частную аптеку. В 1767 году в доме того же таки Бунге было проведено первое богослужение, тогда же завели метрическую книгу, в которую вносили всех наших земляков-немцев. И первым в книге был записан будущий министр образования Российской империи Л.Ливен. В 1857 году была освящена каменная кирха на Липках, со временем улицу, на которой она ютилась, назвали Лютеранской. Немецкая община, группировавшаяся вокруг своего храма, всячески содействовала поддержке традиций, сохранению языка и культуры немцев на чужбине. Тем не менее большинство из них приживались, пускали корни и становились настоящими русскими немцами. Среди них такие выдающиеся фигуры российской истории, как А.Струве, И.-Г. Шедель, отец и сын Шлейферы, У.Брадтман, О.Шилле, Ф.Шмидт, Ф.Остен-Сакен, Ф.Меринг и многие другие.
Обо всем этом языком фотографии рассказали Игорь и Родион Винниченко. Фотовыставка «Немцы в Киеве: от 1765-го...» открыта в посольстве Германии в Киеве.