«Полтава», «Север», «Волянский»…Под такими псевдонимами знатокам истории украинского освободительного движения известен руководитель референтуры пропаганды провода ОУН (Бандеры) в Украине публицист Петро Федун. Его фигура неоправданно остается в тени знаковых фигур сопротивления, военачальников УПА — Романа Шухевича, Дмытра Клячкивского, Васыля Кука, Олексы Гасына и других. Попытаемся заполнить этот пробел в истории освободительной борьбы, основываясь на неизвестных широкой общественности документальных материалах. Тем более что творчество и мировоззрение майора УПА «Полтавы» опровергают многие стереотипы, сознательно насаждаемые или по инерции бытующие вокруг украинского национально-освободительного движения.
Выбор пути борьбы
Петро Федун родился 24 февраля 1919 года в селе Шныров Бродского района на Львовщине в семье крестьянина. С малых лет проявил незаурядное стремление к знаниям и, несмотря на материальные трудности, пошел учиться в Бродскую гимназию, где стал лучшим учеником. Мировоззрение и национал-патриотические убеждения Петра формировались не в последнюю очередь под влиянием отца Михаила (Евгения Осадця), известного духовного композитора, дирижера хора «Боян», преподавателя украинской филологии. Тогда же гимназист вступил в ОУН.
В 1938—1940 гг. изучал медицину во Львове. Был призван в Красную армию, где служил командиром взвода береговой артиллерии в Одессе. Попал в плен, но был освобожден, после чего продолжил учебу. Во Львове же встретился со своей знакомой детства — будущей невестой Любой Микитюк, 1921 года рождения, дочерью священника, сосланного на десять лет в лагеря, лаборанткой кафедры фармацевтической химии Львовского медицинского института и членом ОУН с 1940 года. Со временем именно она тайно будет передавать лекарства командующему УПА Роману Шухевичу, у которого было тяжелое заболевание сердца и артроз. Органы госбезопасности, стремясь через нее выйти на «Полтаву», подослали к Любе своего агента, который мнимо ухаживал за девушкой, однако получил от ворот поворот.
Командующий «пропагандистским фронтом»
Учебу Петро Федун сочетал с подпольной деятельностью. Выбрал литературный псевдоним «Полтава» и организационный — «Север» и «Волянский». С февраля 1944 року окончательно перешел на нелегальное положение, был назначен членом краевого провода ОУН «Галичина» и редактором пропагандистского издания «За Українську державу». Ему поручили возглавлять организационно-технический отдел референтуры пропаганды центрального провода ОУН(Б). Способности теоретика и публициста позволили Петру Федуну в конце 1945 года, после гибели Дмытра Маивского, возглавить этот ответственный участок.
Шрифт и издания подпольной типографии |
Референтура пропаганды провода ОУН базировалась в карпатских районах Дрогобычской области, где была обустроена ее радиостанция «Афродита». На границе Сколевского и Славского районов Дрогобычской области и соседней Станиславской конспиративно разместили большую типографию «Прага». Референтура опиралась на широкую поддержку местного населения, сеть разведчиков, имела надежные линии связи. Вот как романтично изображал пропагандистскую ячейку подполья сам П.Федун: «Глубокая осенняя ночь. Партизанская землянка в одном из лесных массивов Западной Украины... Ясно горит лампа на столе. На одной из стен поблескивает оружие. На полках у второй стены — библиотека, пакеты подпольных листовок, политически-пропагандистских плакатов, подпольной прессы. Сейчас у стола — радиоприемник... ».
Среди ближайших помощников П.Федуна следует вспомнить связную Любомиру Гаевскую — в будущем референта пропаганды Львовского краевого провода, застрелившуюся при попытке захвата в январе 1954 года в предместье Львова Скнылове. Литературным редактором был профессор-лингвист одного из институтов Востока Украины «Степовый» (погиб в 1948 г. в Чехословакии в составе курьерской группы от Р.Шухевича к С.Бандере). Драматически сложилась и судьба близких родственников. Брат Васыль в ноябре 1944-го вместе с другими сельскими ребятами захватил оружие истребительного батальона и отправился к повстанцам. В конце 1946 года погиб. В 1945-м отца и мать принудительно выселили в Удмуртию.
«Север», которого чекисты с сентября 1949 года взяли в оперативную разработку, считался одним из ведущих творцов новой тактики подполья, к которой прибегли после поражения главных сил УПА в 1944—1945 гг. Вместе с Р.Шухевичем и членами провода разработал тактические схемы «Дажбог» (сохранение кадров и «легальная» работа), «Орлик» (создание ячеек ОУН в Восточной Украине) и «Олег» (воспитание молодых кадров для пополнения подполья).
Экстремальные условия подполья требовали от его лидеров самоотверженности и аскетизма. Захваченные чекистами подпольщики немало рассказали о характере руководителя. «Север» славился своей скромностью в быту, неприхотливостью в еде, которой делился с телохранителями. Заметив, что повар кладет себе в кашу больше масла, чем другим, приказал устроить над ним суд, после чего вора казнили. Вообще же подпольщики отмечали его веселый, жизнерадостный нрав, демократизм в общении с подчиненными, с которыми он даже мог выпить рюмку-другую, пошутить, поддержать морально.
Свидетельством высокого авторитета и деловых черт П.Федуна стали: кооптация его в надпартийный предпарламент будущей суверенной Украины — Украинского главного освободительного совета (УГОС), избрание заместителем председателя ее генерального секретариата, руководителем бюро информации УГОС. Одновременно в звании майора-политвоспитателя возглавлял политико-воспитательный отдел главного военного штаба УПА, редактировал ведущие нелегальные издания «За Українську державу», «Ідея і чин», «Повстанець».
Теоретик освободительного движения
П.Федун также был незаурядным теоретиком освободительного движения. Уже после гибели публициста в 1959 г. в Мюнхене вышел его «Збірник підпільних писань» с предисловием Дарии Ребет. Среди произведений П.Федуна наибольшее распространение через повстанческий самиздат приобрела брошюра «Хто такі бандерівці та за що вони борються», написанная в 1948 году. Это своеобразный катехизис по истории движения сопротивления, его основных теоретических постулатов, задач борьбы и т.п.
Центральное место в идеологии ОУН, пишет автор, занимает учение о нации. Самой лучшей системой мироустройства является «система свободных национальных государств всех народов мира». Автор подчеркивает, что украинские националисты «не являются ни шовинистами, ни империалистами». «Со всеми народами мира, в том числе и с русским народом, который построит свое национальное государство на своих этнографических землях, мы хотим жить в дружбе и сотрудничестве». ОУН выступает за независимое Украинское государство на его этнических землях и «не посягает ни на пядь чужой территории».
П.Федун отвергал обвинения в адрес националистов в «буржуазности». По его словам, повстанческое движение выступает против возвращения в Украину помещиков и капиталистов и «борется за построение бесклассового общества». Вместе с тем он решительно противодействует распространению колхозов как «орудия беспощадной эксплуатации крестьянства большевистской правящей кликой». В работе раскрывается формальный характер «независимости» союзных республик, поскольку их руководство ничего не способно предпринять без санкции Москвы: «...суверенность союзных республик — не только фикция, пустая фраза, предназначенная большевиками для одурачивания работающих масс... фраза, не имевшая ни малейшего практического значения». Отрицались диктатура и тоталитаризм, полицейский беспредел, провозглашался принцип ответственности власти перед народом, свобода слова, печати, собраний, совести, равноправие национальных меньшинств.
Следует вспомнить и о другой серьезной теоретической работе П.Федуна — «Концепція самостійної України і основна тенденція політичного розвитку сучасного світу» (апрель 1947 г.). В ней содержится интересный анализ европейской истории XIX века в разрезе становления национальных идей и национально-освободительной борьбы, создание колониальных систем, а также критика марксистских постулатов теории национального вопроса.
В брошюре «Чому СССР повинен бути перебудований на принципах незалежних національних держав» (январь 1950 г.) автор подверг резкой критике внутреннюю и внешнюю политику правящего режима, которую он определяет как «большевистский русский империализм». Ему, писал П.Федун, присущи такие генетические черты, как «жестокий политический гнет, полное политическое порабощение, кровавый террор, полнейшее бесправие человека и гражданина».
По его мнению, экспансионистская великодержавная политика царизма и советской верхушки, милитаризация всех сфер жизни общества являются главными причинами жестокой экономической эксплуатации народов Российской империи и Советского Союза, «экономической нужды народных масс, их ужасно низкого жизненного уровня, их убожества».
Отметим, что теоретик ОУН еще до появления известных трудов М.Джиласа и М.Восленского сформулировал тезис о появлении в условиях общественно-имущественного расслоения социалистического общества «экономически богатой и политически более привилегированной общественной группы». Автор расценивает ее как «новую господствующую социальную группу» — «класс большевистских вельмож». К ней он относит функционеров компартии, административное, хозяйственное руководство, верхушку силовых структур.
Провозглашался лозунг перестройки СССР на принципах реального и полного осуществления права народов на национально-государственное самоопределение, создание суверенных национальных государств. Украина представлялась как независимое и соборное государство украинского народа, с бесклассовым обществом и демократией внутриполитического строя. На мировой арене желательно было бы возникновение «системы свободных государств всех народов мира», которая бы функционировала «под руководством здоровой международной организации».
«Запад нам поможет?»
Вместе с тем идеолог повстанцев критически относился и к недостаткам капиталистического образа жизни. Пребывая в водовороте борьбы с советским режимом, обостренно воспринимал прагматическое отношение Запада к движению ОУН и УПА только как к «пятой колонне» в холодной войне. Необходимо отдельно остановиться на отношении провода ОУН в Украине к перспективе открытого глобального конфликта Запад—СССР, которую современные исследователи в большинстве своем обходят, а советские ученые сводили к «прислужничеству буржуазных националистов империалистической реакции».
Тезис о неминуемом масштабном вооруженном конфликте Запад—СССР и его использование для реализации программных установок ОУН был чрезвычайно распространен в инструкторских и пропагандистских документах украинских националистов. Однако это обстоятельство по-прежнему воспринимается неадекватно, с гиперболизацией значения, которое реально придавалось потенциальной войне проводниками ОУН.
Действительно, в тех конкретно-исторических условиях надежда на самостоятельную победу над СССР была бы призрачной. Однако в тактических установках подполья с 1945 г. царило критическое отношение к государствам, откровенно именуемым «империалистическими». В меморандуме от 26 октября 1945 г. Карпатского краевого проводника Я.Мельника шла речь о том, что приход англо-американских войск является для подполья «желательным». Однако конфликт великих держав нужно рассматривать как вспомогательный фактор: ОУН выступает за государственную самостийность Украины без опеки иностранных стран и в условиях любой оккупации будет продолжать борьбу. Похожие оценки высказывались в инструкции Краевого провода «Одесса» (20 мая 1946 г.): война СССР с Западом — это лишь исторический шанс для освобождения Украины, необходимо прилагать усилия для укрепления собственных сил.
После начала войны, говорилось в инструкции Центрального провода в Украине (1950 г.), подполье должно активизировать деятельность, развернуть широкую диверсионную деятельность на коммуникациях, террор против представителей органов власти, захватывать административные центры, создавать предпосылки для того, чтобы англосаксы считались с подпольем как с реальной военно-политической силой.
Обнаруженные нами документальные свидетельства демонстрируют, что Р.Шухевич и другие лидеры ОУН и УПА осознавали прагматическое отношение Запада к их борьбе как к традиционному способу подрывной деятельности против главного противника. В августе 1950 г. П.Федун подготовил письмо относительно содержания радиопередач на Украину «Голоса Америки» с критикой политических установок администрации США, которая, в частности, не учитывала негативного восприятия капитализма значительной частью населения УССР и того, что движение ОУН и УПА выступает за плюрализм форм собственности.
Упомянутые особенности отношения воюющей ОУН к наиболее могущественным державам имеют принципиальное значение. Они лишний раз подчеркивают императивность для национально-освободительного движения государственной самостийности Украины, неприятие ими навязывания политической воли или общественно-экономической модели извне. Это же подтверждает и тактико-конъюнктурный, вынужденный характер сотрудничества националистического движения (на разных этапах его существования) с Веймарской и нацистской Германией, их союзниками, а потом и с западными демократиями в водовороте холодной войны.
Последний бункер
Какими же были последние месяцы подпольной борьбы «Севера»? В 1949—1951 гг. места, где он скрывался, неоднократно посещали заброшенные в Украину эмиссары зарубежных центров ОУН, искавшие правдивую информацию о реальном состоянии движения сопротивления, передавали директивы зарубежных частей (ЗЧ) ОУН и зарубежного представительства (ЗП) УГОС. В июне 1951-го к П.Федуну переправили заброшенного самолетом из ФРГ руководителя референтуры политической информации (разведки) УГОС Васыля Охримовича (расстрелянного 18 мая 1954 г. в Киеве). Он передал «Полтаве» Кресты заслуги для чествования самых храбрых подпольщиков. П.Федун с большой обеспокоенностью воспринял сведения эмиссара о серьезных разногласиях между ЗП УГОС и ЗЧ ОУН Степана Бандеры, осудил принцип вождизма последнего и высказался в пользу демократизации внутренней организационной жизни.
Оперативными мероприятиями против П.Федуна занимались семеро офицеров 1-го отделения 1-го отдела управления 2-Н МГБ УССР. Для поиска главного пропагандиста создали межобластную оперативно-военную группу Станиславского УМГБ в составе 18 лучших оперативников, офицеров и 170 солдат внутренних войск (ВВ) МГБ СССР, к которым были добавлены две агентурно-боевые группы (АБГ) из перевербованных подпольщиков. К ним со временем приобщили группу УМГБ в Станиславской области — 12 оперативников, 15 офицеров и 300 солдат ВВ.
Кольцо осады вокруг лидеров подполья сжималось. «Полтава» вынужден был усилить средства конспирации, скрываясь на базах Рогатинского особого окружного провода. Летом 1951 г. погибли его телохранители Сиротюк и Черноморец, попал в плен связной Волыняк. Перехватывается линия связи к последнему руководителю подполья Васылю Куку, раскрывается ряд резервных хранилищ-бункеров. Подтверждались слова из письма В.Кука «Полтаве» — МГБ ведет оперативную разработку «чрезвычайно тонко и тщательно, руководят ею способные высшие офицеры».
В конце ноября 1951-го майор отбыл на зимовку на базу референта пропаганды Журавновского надрайонного провода Станиславщины Миронича. 12 ноября у села Ямерсталь Болеховского района были захвачены телохранители П.Федуна Вітер и Кучер. От них узнали о приблизительном местонахождении П.Федуна в районе села Дубровка Журавновского района.
4,5 тысячи солдат ВВ и оперативники МГБ блокировали лесной массив на границе Дрогобычской и Станиславской областей. В результате оперативно-розыскных мероприятий локализовали место пребывания Федуна — лесной массив Бакоцин. На юго-востоке от села Новошин Журавновского района 23 декабря 1951 года курсант учебного отряда ВВ заметил пар, поднимавшийся из-под земли. Так был найден капитальный бункер П.Федуна. Подпольщики отстреливались, подожгли документы, а потом застрелились. Среди погибших были опознаны П.Федун, а также Б.Зибнев (Миронич), проводник ОУН Букачевского района Скритий, член боевки Г.Ярема — Дібрава.
Тело Петра Федуна вместе с другими подпольщиками похоронили в трехметровой яме с негашеной известью на территории «объекта № 39» УМВД во Львове. Ныне там, в печально известной «тюрьме на Лонцького», открыт мемориал жертвам сталинского государственного террора.