1 сентября прозвучит 50-й «первый звонок» в стенах старейшего в Украине специализированного среднего учебного заведения физико-математического профиля - Киевского естественно-научного лицея №145. Около 6000 выпускников стали людьми, достойными своих педагогов, прекрасными специалистами, принесшими альма-матер заслуженную славу достижениями в различных областях научной деятельности. Среди них 200 докторов, 1800 кандидатов наук - все они востребованы в научно-технических заведениях и бизнесе 80 стран мира!
Педагогическая элита Украины
Во многом своей уникальной учебно-воспитательной системой и особой благотворной атмосферой учебное заведение обязано заслуженному работнику образования Украины, учителю-методисту, отличнику образования Украины Николаю Левтику, четверть века занимающему пост директора школы. Николай Николаевич не просто талантливый руководитель и «предметник», но и прекрасный, доброжелательный человек, чьи отеческие беседы с глазу на глаз в директорском кабинете для многих учеников стали точкой отсчета нового алгоритма жизни.
Уверенно развивают свои «линии» заместители директора по учебной работе Елена Заболотная и Любомир Федорив, по научно-методической - Константин Лятамбур. Под опекой заместителя по воспитательной работе Надежды Пономаревой - сфера внеклассной работы, формирующая из потенциальных «ботанов» гармонично развитые личности.
В лицее преподают педагоги с научными степенями - О.Барабаш, Я.Винишин, Ю.Грабовский, А.Князюк, М.Плахотнюк, В.Радченко и др. Золотой фонд учебного заведения - пять заслуженных учителей Украины, девять учителей-методистов, 40 учителей высшей категории. Тут трудятся несколько поколений наставников молодежи - от ветерана лицея, прекрасного методиста, преподавателя физики Алексея Розенвайна до влюбленной в украинский язык недавней выпускницы университета Марьяны Маслюк.
Уровень обучения - ноосферный
Обучение в лицее длится три года. На первом этапе (адаптационном, восьмые-девятые классы) развиваются и уточняются способности учеников. На втором этапе (10-11 классы) формируются и закрепляются знания и умения на основе специализации и предпрофессиональной квалификационной подготовки. Преподавание профильных предметов (математики и физики) ведется по программам, разработанным учителями совместно с преподавателями мехмата и физического факультета Национального университета им. Т.Шевченко - они логически связаны с программами для студентов.
Универсальность и демократичность содержания обучения обеспечивается возможностью выбора 35 спецкурсов и восьми факультативов, а ведут их не только учителя, но и научно-педагогические сотрудники университетов и научных учреждений Киева. Педагогические методы и приемы личностно-ориентированного обучения внедряются совместно с Институтом педагогики и психологии профессионального образования.
Впечатляет техническая база учебного процесса: несколько физических лабораторий и химический кабинет, шесть интерактивных мультимедийных комплексов, два компьютерных и лингафонный классы, информационно-библиотечный комплекс.
Особо следует отметить взаимодействие школы с учреждениями НАН Украины - институтами кибернетики им. В.Глушкова, физики полупроводников, теоретической физики, математики, химии поверхности. Подписаны договоры о сотрудничестве с НТУУ «Киевский политехнический институт», Национальным университетом им. Т.Шевченко, Киевским отделением знаменитого МФТИ, Тайванским National Chiao Tung University. Налажена работа Научного общества учеников «Созвездие ноосферы». В лектории «Созвездие» выступают действительные члены НАН Украины, ученые Москвы, Петербурга, Женевы, Берна, Цюриха. Работают творческие мастерские «Химия вокруг нас» и «Изучение программирования в курсе информатики» (Н.Дружинина и Л.Федорив), а биолог Н.Ястребцова растит «олимпийцев» на университетской лабораторной базе.
Прорывные технологии вместо домашнего задания
Ежегодно 60% учеников принимают участие в работе предметных секций Малой академии наук (МАН). Стремление развить творческие способности подростков приносит ощутимые плоды. Лишь за последнее десятилетие 18 лицеистов стали призерами международных олимпиад по физике, математике, химии, информатике, девять заняли призовые места на профильных международных научно-практических конференциях, свыше 80 учеников стали призерами всеукраинских олимпиад. Чего стоят лишь названия ученических работ - «Синтез массивов квантово-размерных кристаллов пьезоактивного оксида цинка и исследование их свойств» (Андрей Горбик), «Получение гальванофоретических покрытий на основе тугоплавких соединений хрома» (Назарий Медюх), «Космические лучи высших энергий и их возможные галактические источники» (Богдан Гнатик)…
Среди «детских» научных трудов - методы преодоления экологических бедствий при аварии нефтеналивных танкеров, способы контроля качества пресных вод для мегаполисов (войны за пресную воду нам пророчат уже лет через 30!), а японцы дорого дали бы за разработку исследования и внедрения методов защиты от цунами, предложенных победителями Национального этапа международного конкурса «Intel-Техно Украина-2011» Николаем Семенякиным и Олесем Мацышиным. Кто теперь отважится сказать, что экспорт чугунных чушек и возделывание рапса и есть «надлежащее место» Украины в мировом разделении труда?
«Лапша» для молодых дарований
В 1969-м выдающийся писатель-фантаст Иван Ефремов предсказывал наступление времен морального упадка: «Все разрушения империй, государств… происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной всех катастроф во всей истории… Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение следующих 20 лет, а затем произойдет величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой упорно внедряются во всех странах…»
Поэтому-то в лицее поставлен заслон воздействию сугубой технократии. Здесь заботятся о воспитании гармоничной личности. Куратор-воспитатель Надежда Божко ведет внеклассную работу, разрабатывая собственные психолого-педагогические программы. Сложились собственные традиции, праздники и воспитательные мероприятия. Гордость за принадлежность к семье лицеистов вызывают Дни знаний, проходящие в Доме кино. Празднование сопровождается тематическими научно-практическими конференциями: «Европейский выбор Украины: момент истины», «Труд, творчество, интеллект - путь к успеху», «Актуальные проблемы здоровья и образования детей в начале ХХІ столетия»… В них принимают участие видные ученые, политики, деятели культуры и искусства, священники и зарубежные дипломаты, астронавты и бизнесмены.
Среди любимых праздников - День лицеиста с посвящением в лицеисты старшеклассников, ритуал памяти к Дню Победы, игра «Эрудит», акция «Молодежь за здоровый образ жизни», «Созвездие талантливых». Разнообразны заседания Клуба интересных встреч, мастер-классы «Основы театрального искусства», занятия вокальной студии «Струны души», художественной студии «Палитра», туристического клуба «Азимут». В лесах близ Боярки проходит военно-спортивная игра «Зарница» с игрой «За линией фронта», конкурсами «Книга памяти» и «Песня военных лет».
Но особым пиететом окружена «Лапша» - Летняя природно-научная школа. Попасть туда на 14 дней - предмет гордости лицеиста. Участником «Лапши» может стать лишь достигший высокого рейтинга благодаря учебе и участию в общественной жизни школы. В основе программы этой школы - коллективная работа учеников над избранными проектами в области математики, физики, химии, биологии, астрономии, информатики. О результатах исследования лицеисты докладывают в последний день на итоговой конференции. В программе школы - психологические тренинги, творческие мастер-классы, занятия спортом и туризм, обучение ученическому самоуправлению, выпуску газет и видеосюжетов, созданию web-сайта.
Ловцы нейтрино
Конечно же, наиболее красноречиво свидетельствуют об уровне образования и воспитания успехи выпускников. Среди них декан радиофизического факультета КНУ им. Т.Шевченко И.Анисимов, декан физфака В.Макара, директор Физико-технического института КПИ А.Новиков. Выпускник
1990 года М.Чорнодуб уже доктор наук, работает в лаборатории «ловли нейтрино» в Каназаве (Япония). Недюжинные успехи демонстрируют выпускники и в гуманитарной сфере: президент Национальной академии управления С.Ерохин, журналист и политик В.Арьев, один из ведущих политологов Украины, декан «Могилянки» А.Гарань, ректор Российской экономической школы С.Гуриев, заместитель гендиректора Центра олимпийской подготовки О.Хотенюк.
Институт Макса Планка в Бонне, Массачусетский технологический институт, МФТИ, ядерный Институт в Дубне, ведущие университеты Британии, Швейцарии и Швеции - адреса работы выпускников лицея разных лет.
Оплот Просвещения
...В уютных стенах старого школьного здания по улице Шота Руставели, 46 все дышит отечественной традицией - школы «университетского типа», нацеленной не на формирование бездушного «успешного человека» или зашоренного «яппи», цивилизационного чужака, а носителя всесторонних знаний об окружающем мире, богатой личности, взращенной на постулатах Просвещения и духовной связи с предками. Уникальная система отечественного образования превращается в падчерицу общественного развития, уничтожается бездумными заимствованиями «оболонских» систем, отупляющими тестами-«кнопкодавами», нищенскими зарплатами учителей, воплями иногда проведывающей Неньку «передовой интеллигенции»: «А зачем астрономия учащимся ПТУ?!»
Помнится, на страницах ZN.UA деканы профильных факультетов КНУ им. Т.Шевченко просто криком кричали - часть их первокурсников уже не в состоянии освоить программы точных и естественных наук, а в некоторых даже столичных школах исчезают привычные алгебра, физика, геометрия… На фоне формирования инородной для нас «школы двух коридоров» (элитарные гимназии - «убитые» школы спальных районов) Естественно-научный лицей выглядит оплотом знаний и товарищеских отношений между детьми и Учителем. Надежда на достойное будущее Украины - его питомцы, несущие через жизнь слова школьного гимна:
«Непрості теореми життя
Навчимося ми легко долати,
Пронесемо палкі почуття
До улюбленої альма-матер».