Комплекс зданий монастыря |
К маленькому поселку Подкамень на Львовщине история была весьма благосклонна. Большой комплекс зданий Крестопроисхожденского монастыря, сооруженный в средние века, всегда собирал тысячи паломников. Во времена Польши эта Божья обитель была второй по масштабности прощ после Ченстоховской. Перерыв — полувековой советский период борьбы с «религиозным мракобесием». Теперь монастырь восстанавливается. Посмотреть на него путешественники едут, руководствуясь в основном профессиональным интересом. Массовый туризм — мечта в одинаковой степени и монахов, и местной власти.
Название поселка Подкамень имеет действительно природную основу: на горе возвышается огромный камень высотой 17 метров. Этнографы утверждают, что в дохристианские времена наши предки поклонялись ему как идолу. А уже в ХІІ—ХІІІ веках, во времена Галицко-Волынского княжества, на камне велась застройка. У подножия селились люди, о чем свидетельствуют результаты археологических раскопок. Научные работники спорят до сих пор: сооружение на камне было оборонительным или сакральным? Его окружал оборонный вал, сигнализационной системой связанный с другими важными пунктами на труднодоступных вершинах — Холм, Львов, Каменец, Данилов, Стижок и прочие. А рядом, в горе, размещались пещеры, искусственно расширенные, приспособленные под жилье. Именно в них, по предположениям, могли поселиться первые монахи.
В ХV столетии традицию монашеской жизни древнерусских времен в Подкамне продолжил римско-католический орден доминиканцев. Они построили здесь деревянный монастырь. А уже в начале XVII века он перестраивается — из камня и кирпича — и приобретает зигзагообразную форму.
Благодаря неединичным исцелениям паломников, приходивших в монастырь, монастырскую гору назвали святой. На ней возвели жилые здания и часовни. Одни из лучших творений архитектуры барокко — часовня Стип Богородицы и часовня святого Роха.
Когда на западноукраинских землях утвердилась советская власть, монастырь десять лет служил пересылочным пунктом для политзаключенных. Его создали зимой 1946-го, и невольники, спасаясь от холода, сожгли все деревянные вещи из храма и келий монастыря — алтарь и иконы. Сохранилось лишь Чудотворное Распятие ХVII века. А во второй половине 1950-х годов на святом месте разместили психоневрологический интернат. Кстати, и сегодня он продолжает занимать часть помещений монастыря. Главный храм освободители превратили в конюшню, позже приспособив его под гараж для сельскохозяйственной техники.
— Полстолетия терпел монастырь варварское поругание. И только в 1997 году сакральные сооружения и часть келий передали в пользование монахам-студитам УГКЦ. Тогда же начались работы по восстановлению святыни, — рассказывает брат Юлиан, один из пяти монахов, поселившихся в Божьей обители.
Свитки столетий оставили в Подкамне неповторимые следы. Но стержневой вопрос: как использовать историческое достояние в интересах местной общины? У местной власти, что правда, то правда, дошли руки и до восстановления исторических достопримечательностей — отремонтирована часовня Стип Богородицы, начато восстановление часовни святого Роха. Следующая проблема — вечная беда не только царской России — дороги. Поселковый совет всего лишь планирует сделать асфальтовое покрытие подъездной дороги (длиной почти километр) к монастырю: сумма свыше одного миллиона гривен для местного бюджета неподъемна. Нужны средства из государственного бюджета.
Что касается туристической инфраструктуры, то она в поселке еще и не ночевала. Хотя «росточки» пустила. Местный предприниматель Роман Щирба строит гостиницу на десять мест, есть люди, готовые принимать туристов в своих усадьбах. Началось изготовление сувенирной продукции: монахи издали путеводитель, в котором освещается история монастыря, создаются картины с историческими видами Подкамня. Однако до комплексной туристически ориентированной работы здесь еще очень далеко. И потому неудивительно, что туристы, которых привозят в Подкамень турфирмы из Тернополя, Львова, Киева или Одессы, задерживаются в этой живописной и священной местности не более двух-трех часов. А очень бы не хотелось, чтобы восстановленные исторические достопримечательности разговаривали с одним только небом...