В канун 55-летия Победы в Доме кино состоялась премьера телевизионного документального сериала «Последний миф» (авторы Владимир Синельников, Игорь Шевцов, режиссер Анатолий Васильев, производство творческого объединения «Клото»).
В обращении «От авторов сериала» — оно напечатано и распространялось в день премьеры — широко декларируются замысел, основная цель его создателей: разоблачение «мифа о священной войне», «главного» и «последнего», как утверждают авторы фильма, «мифа советской пропаганды».
Вряд ли стоит спорить о том, является сей миф «последним» или «предпоследним». Мифов на наш век хватало; их творили «от съезда к съезду» не инопланетяне, а мы сами, грешные. В духе тех лет и оперативность, с которой авторы откликнулись на «призыв президента Ельцина», прозвучавший на праздновании 50-летия Победы, — звучит он и в сериале: «...восстановить вырванные страницы истории войны, дописать еще недописанное». Намерение похвально, и, думается, вряд ли у кого может вызвать возражение. «Сериал в меру возможности, — заверяют нас авторы фильма, — стремится решить эту задачу».
Настоящие заметки — не рецензия. Поэтому не стану здесь останавливаться на художественных достоинствах или недоработках цикла. Но в нем есть нечто такое, что, как уже отмечалось в самом начале, сразу вызывает неприятие. Это выбор главного героя.
Виктор Суворов (настоящее имя — Владимир Богданович Резун). Родился в 1947 г. в Приморском крае. Окончил Калининское суворовское военное и Киевское высшее общевойсковое командное училища. Был офицером разведывательного управления штаба военного округа. С 1970 г. в номенклатуре ЦК КПСС. В 1974 г. окончил Военно-дипломатическую академию.
Четыре года работал в женевской резидентуре ГРУ. В 1978 г. бежал в Великобританию. Приговорен к расстрелу.
Автор семи книг.
Перебежчик, предатель, вот уже столько лет отрабатывающий свои 30 сребреников, сначала продавая и предавая Родину и всех, кого можно было предать (прежде всего коллег по разведке), затем — своими книгами. Именно он выступает в фильме как главный правдоискатель, главный разоблачитель мифов о «священной войне».
«Главная мысль исторического исследования В.Суворова, разработанная в книгах «Ледокол», «День «М», «Последняя республика» и др., заключается в том, что Вторую мировую войну спланировали и, как сказано в «Обращении», развязали Сталин и большевистский режим».
А как быть с общеизвестными фактами, с архивными документами, с огромной мемуарной литературой и с немецкой стороны?
Как пример — один из многих — привожу авторитетнейшее свидетельство Вальтера Шелленберга: «Много усилий потребовала маскировка нашего движения против России. Широко использовалась дезинформация, утка о подготовке якобы возобновляемой операции «Морской лев», нацеленной против Англии, от которой Гитлер отказался еще в 1940 году».
Документальный экран, даже посредственный, обладает одним редким свойством: герои документальной ленты, показанные крупным планом, помимо своей воли, нередко помимо воли создателей фильма, как бы саморазоблачаются.
Так кто же такой Суворов?
«Мы, — еще и еще раз напоминают авторы, — в картине ничего не скрываем, не подтасовываем, хотя и допускаем, что можем чего-то и не знать: разведка есть разведка». И сам он о себе, и авторы фильма прямо говорят: ПРЕДАТЕЛЬ...
Вот что Резун-Суворов пишет в обращении (русское издание «Ледокола») «К моему читателю»: «Простите меня... Если не готовы прощать, не читайте дальше этих строк, проклинайте меня и мою книгу — не читая.
...Мои приговоры заслужены мной полностью. Я не прощу прощения за свое предательство и не желаю прощения за него. Простите за книгу. Мои приговоры к смертной казни справедливы до последней точки. И пусть не хлопочут те, кому предписано приводить их в исполнение: я сам себя накажу».
Что мешает В.Резуну, если он действительно готов себя наказать и не боится смерти, возвратиться в Россию, предстать перед судом Родины? Думаю, понимают это и авторы фильма. Зачем же им понадобился (в 18 сериях!!!) Виктор Суворов с его монопольным правом на «истину»? Не идет ли сие от давно выработанной готовности («чего изволите») откликаться на заказы оперативно? Раньше — партии, теперь — моды... На наших книжных прилавках нет книг Михаила Коцюбинского, Ивана Франко, Леси Украинки, А.Пушкина, Н.Гоголя, Л.Толстого, Ф.Достоевского. Эти классики сегодня «не в моде». В моде — «суворовы». Книги предателя издаются огромными тиражами и продаются чуть ли не во всех городах России, Украины, Белоруссии и других бывших советских республик.
И вот — фильм — этакий плевок в душу всем нам, ветеранам войны, и не только ветеранам. Не могу не сказать о завершающем сериал фильме «Нюрнбергский процесс».
...На улицах Москвы в фильме спрашивают московских ребят, что они знают о Второй мировой войне. Увы, они, как и юные киевляне, львовяне, знают очень мало, в чем я не раз мог убедиться, порой принимают на веру «версии» Суворова.
«Фильм, — пишут авторы, — обращается к больной и трагической для русских и для немцев теме — ответственности и покаяния... Немцы не подвергают сомнению Нюрнбергский суд, хотя это был суд победителей. Но настоящее возрождение Германии стало возможным лишь тогда, когда весь немецкий народ, несколько поколений уже после Гитлера прошли через покаяние перед всем миром. Сначала был Нюрнбергский процесс. Потом немцы сказали миру: «Мы виновны все! Простите нас за Гитлера, простите за войну».
И дальше: «А мы? Достало ли нам мужества признать нашу ответственность — пусть с запозданием, пусть бы хоть полвека спустя? Достало ли мужества партии, которая правила страной, сказать: «Простите, мы виновны! Кто из них сказал это? Хотя бы однажды». Поколению, совершившему подвиг и спасшему страну от фашизма, писатель Борис Васильев говорит в фильме: «Слава — это им. А вину давайте мы примем все».
Тут явно смещены акценты. Не Борисом Васильевым — автором замечательных, правдивых книг о войне, а создателями фильма. Покаяние — в чем? Вину — за что? Если мы и впрямь виноваты, то за насильственную коллективизацию, за организованный голодомор 33-го года, за ГУЛАГ и 60 миллионов расстрелянных, замученных «нашими славными чекистами», за отказы от мужей, родителей — «врагов народа», за многотысячные митинги поддержки: «Расстрелять, разбить их собачьи головы!», за безоглядную, слепую любовь к вождю всех времен и народов. Но только не в развязывании Великой Отечественной войны.
...«Когда она все-таки началась и кто ее, проклятую, начал?» В этом, господа хорошие, мы уж без подсказок и версий предателя да поддакивающего ему, насквозь фальшивого фильма как-нибудь разберемся сами.
Великая Отечественная была, есть и навсегда останется в памяти народной, в истории — отечественной, священной не только и не столько потому, что это отвечает нашим душевным порывам, памяти души, а потому, что это правда, потому что война — нравится это или не нравится господам «суворовым» — действительно была Отечественной и Священной — и лишь поэтому выиграна, выстрадана Победа.
Плевок в душу. Таково мнение не только автора этих строк.
* * *
Антоненко Владимир Григорьевич, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Украины, академик УАПР, ветеран Великой Отечественной:
— Давно пришел к выводу: как только личность, события становятся историческими, они тут же, словно днище корабля ракушками, начинают обрастать мифами. Мифологизации не избежала и Великая Отечественная.
Демифологизация — вещь полезная, хотя и очень болезненная, штука тонкая. Вместе с водой можно выплеснуть и ребенка, зерно истины. Что и случилось.
Посмотрел сериал «Последний миф» и еще раз внимательно перечитал «Ледокол» В.Суворова. «Разоблачая» мифы, он пытается навязать нам свой миф: Германия — жертва коварных замыслов Советского Союза. Дескать, никакой агрессии со стороны Гитлера, третьего рейха не было. Меры, предпринятые Германией, были вынужденные.
При этом В.Суворовым полностью игнорируются хорошо известные и никем из серьезных западных историков не опровергнутые факты. Господином Резуном явно руководит ненависть к стране, которую он предал. Создатели фильма, к сожалению, слишком доверились своему сомнительному источнику.
Гольдштейн Израиль Цалевич, фронтовой оператор, режиссер, заслуженный деятель искусств, старейшина кинодокументалистики Украины: «Считаю величайшей подлостью пропагандирование с экрана «трудов» предателя, спрятавшегося под псевдонимом «Суворов». Возникает законный вопрос: кто и почему финансировал эту богомерзкую стряпню? Когда пытаешься сделать документальный фильм о подлинных героях минувшей войны, получаешь от руководителей современного кино в Украине категорический отказ: «Денег нет на фильмы и не предвидится».
...Живем в каком-то странном, перевернутом мире. На телевизионном экране мыльные оперы, стрельба, убийства, насилие. В моде предатели, путаны, сутенеры, киллеры. Не модны — подлинные герои, те, что на своих плечах вынесли все тяготы войны, добыли Победу ценой невероятных страданий, ратного труда, собственной крови.