ПИРАТЫ XXI ВЕКА

21 февраля, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск № 7, 21 февраля-28 февраля 2003г.
Отправить
Отправить

Вы уже привыкли, что пираты бывают только компьютерные, телефонные и аудио-видеопираты? Ничего подобного — морских грабителей, про которых вы читали в приключенческих книжках, рано еще сбрасывать со счетов!..

Вы уже привыкли, что пираты бывают только компьютерные, телефонные и аудио-видеопираты? Ничего подобного — морских грабителей, про которых вы читали в приключенческих книжках, рано еще сбрасывать со счетов! Власти ряда стран бьют тревогу — пиратских нападений регистрируется все больше и больше. В 2001 году зафиксировано 263 случая, а за девять месяцев нынешнего — уже 253.

Либертация — пиратская республика

Пиратство появилось в глубокой древности, как только люди начали путешествовать по морю и торговать. В античную эпоху оно стало настоящим бичом Средиземного моря, ведь редкий капитан даже торгового судна упускал возможность ограбить коллегу — разницы между купцом и пиратом почти не было. Из-за морских разбойников во втором веке ненадолго полностью прекратилась морская торговля между Западом и Востоком. Особенно многочисленными и жестокими были африканские корсары и морские разбойники с британских островов.

В 1293 году в проливе Ла-Манш произошло настоящее морское сражение между 60 (!) пиратскими судами («Союзом пяти портов») и эскадрой из двух десятков французских, фламандских и генуэзских кораблей. Кстати, плавать по Ла-Маншу было опасно вплоть до конца ХVII века.

Со временем на северном побережье Африки — в Тунисе, Алжире и Марокко — возникли настоящие пиратские центры, а в ХVII веке на острове Мадагаскар реально существовала пиратская республика Либертация. Там действовала даже собственная конституция. Одно время африканским пиратам, которых называли корсарами, Англия и Франция платили большую дань за право свободного плавания торговых судов.

Некоторые страны брали пиратов к себе на службу — выдавали лицензию на морской грабеж, так называемый «каперский патент». Особенно популярной такая практика была во время вражды Англии с Испанией. Вспомните знаменитого одноглазого адмирала Нельсона — ведь человек, которому в Лондоне установлен памятник, был пиратом на службе ее величества! Наши северные соседи россияне тоже не чурались морских разбойников. Во время Ливонской войны на Балтике Иван Грозный даже приказал сформировать пиратскую флотилию.

Миф о «веселом Роджере»

Пираты обросли множеством мифов — усилиями писателей и режиссеров они прежде всего ассоциируются с шайками пьющих ром разбойников, которые под предводительством мрачного одноглазого субъекта на деревянной ноге в треуголке и с попугаем на плече браво берут на абордаж каравеллы, груженные золотом инков и майя. Кстати, череп со скрещенными на черном фоне костями никогда не красовался на пиратском флаге — это тоже выдумка писателей для романтизации своих героев. Морские злодеи предпочитали пролетарский красный вымпел или же шли на уловку — ходили под флагом какого-нибудь государства. Беглые каторжники и висельники были, кстати, очень набожны — часто их знамена украшало изображение какого-нибудь святого, на чье покровительство они надеялись в коварных морских водах. Популярными темами на пиратских стягах были также различные русалки, натюрморты с саблями, бутылками, пистолетами...

Морское пиратство никогда не исчезало. Это понятие юридически закреплено. Современное международное морское право называет пиратством морской разбой или насильственные действия, совершаемые в открытом море для грабежа. В эту категорию зачисляют и суда, нападающие во время войны на корабли нейтральных стран. А также суда, занимающиеся перевозкой рабов, ходящие под флагом какого-нибудь государства без его разрешения и просто не имеющие флага.

В XX веке возник новый, «государственный» вид пиратства, к которому прибегали державы-агрессоры и который не принято афишировать. Существовало оно вплоть до конца «холодной войны». Примеров множество. Морскими нападениями промышляла Германия во время Первой мировой войны. Немецкие и итальянские фашистские подлодки топили суда, которые направлялись с грузом продовольствия и оружия в республиканскую Испанию во время установления в 1936—1939 году режима генерала Франко. Соединенные Штаты без лишних вопросов топили корабли Северной Кореи во время войны 1950—1953 годов, беспощадно пускали на дно корабли Китайской Народной Республики. Однако специалисты расходятся в оценке — пиратские нападения часто неотличимы от военных действий.

Великое переселение флибустьеров

Морской транспорт продолжает обслуживать львиную долю международной торговли. Ежегодно морем перевозится товаров на сотни миллиардов долларов. Так, Япония и Великобритания транспортируют таким образом почти сто процентов грузов, США — 90 процентов. На развитие морского транспорта влияет полная зависимость стран-производителей от поставок топлива и сырья из-за океана.

Если в средние века пиратство процветало в Карибском — как тогда говорили, «Флибустьерском» море, — на путях, которые связывали Старый Свет с Америкой, то в начале XXI века морские пираты облюбовали трассы, соединяющие Европу с Азией. По ним ежегодно проходит более 50 тысяч кораблей. Сейчас в Азиатско-Тихоокеанском регионе происходят две трети нападений.

По данным Международной морской организации, наиболее опасными для судоходства являются воды Юго-Восточной Азии, а также побережье Восточной Африки (особенно Сомали) и Бразилии. В Сомали уже несколько лет практически нет центральной власти, и пиратством в открытую промышляют все кому не лень. Морские ведомства выдали даже специальное распоряжение, которое категорически предостерегает суда не подходить к побережью Сомали ближе, чем за сто километров. «Балуются» пиратством пограничники и береговая охрана в Азии. Было проведено расследование ста нападений на корабли в Южно-Китайском море. Выяснилось, что в половине случаев были замешаны китайские правоохранительные органы. В Бразилии пираты облюбовали окрестности Рио-де-Жанейро.

Индонезия бандитская

Сомнительный титул «самой пиратской страны в мире» вот уже несколько лет носит Индонезия. Главными причинами того, что потомственные рыбаки отложили свои сети и взялись за оружие, стало бедственное экономическое положение в стране и общая политическая нестабильность. Появлению легиона пиратов способствовало и уникальное географическое положение Индонезии, где изрезанная береговая линия, множество мелких островов и рифов обеспечивают грабителям надежное укрытие.

Самым же опасным для судоходства местом в мире считается Маллакский пролив. Между полуостровом Маллака и островом Суматра он соединяет Андаманское и Южно-Китайское моря. Через него ежедневно проходит более шестисот суден. Многие из них до места назначения так и не дошли...

Правоохранительные органы особенно обеспокоены тем, что современные пираты вооружены не какими-нибудь допотопными мачете, а старыми добрыми «калашниковыми» и гранатометами. Разбойники имеют современные быстроходные моторные лодки, пользуются спутниковыми средствами связи и слежения.

Современные пираты грабят так, что Флинту
даже не снилось...

По подсчетам дотошных экономистов, ущерб от нападений морских разбойников просто огромен — 16 миллиардов долларов в год, и эта цифра постоянно растет. Кровавым промыслом сегодня занимаются более ста крупных пиратских группировок. За последние годы нападениям пиратов подверглись суда более 62 стран мира в водном пространстве, которое прилегает к 56 странам. Не раз становились жертвами пиратов российские корабли. Украинские суда такая судьба пока миновала, но зафиксированы случаи, когда пираты нападали на корабли, где служили украинские моряки. Так, в руки сомалийских разбойников попало британское судно с украинским экипажем. За освобождение людей злодеи потребовали 1 млн. долл. Захват пиратами заложников для получения выкупа — очень распространенная практика. Не раз люди, судно которых подверглось нападению, становились свидетелями того, как ими пытаются завладеть несколько конкурирующих банд.

Один из самых резонансных случаев нападения пиратов произошел в ноябре 1998 года. В Тайваньском проливе на борт китайского сухогруза «Чунг сон», который перевозил шлак для доменных печей в Малайзии, проникли переодетые в таможенников пираты. Они жестоко расправились с экипажем — обезглавили всех 23 членов команды, а тела выкинули за борт. Корабль злоумышленники продали сингапурскому бизнесмену за 300 тысяч долларов. Корсаров, которые по жестокости не отличались от своих средневековых предшественников, удалось поймать, и они были казнены в Китае...

Чаще всего пираты грабят сухогрузы, танкеры, контейнеровозы и рыболовные суда. Пару раз в году, надеясь на большую поживу, пираты нападают и на прогулочные яхты богачей. В прошлом году произошла трагедия, которая потрясла всю Америку, — пираты убили на Амазонке обладателя Кубка Америки, знаменитого яхтсмена Питера Блейка. Блейк завоевал множество престижных международных призов за победы в парусном спорте. Точной статистики нападений на частные яхты нет, так как считается, что эти экипажи могли просто погибнуть в шторме.

Все чаще пираты работают по наводке и под заказ. Они заранее знают маршрут «жертвы», груз, тоннаж, количество охраны или экипажа. В последнее время резко увеличилось нападение пиратов на суда, перевозящие различные химические грузы и топливо. В октябре прошлого года в Маллакском проливе пираты атаковали малайзийский нефтеналивной танкер, согнали всю команду в одно помещение и перекачали на свои быстроходные катера несколько тысяч тонн дизельного топлива, после чего скрылись. Судовладельцы оценивают ущерб в 600 тыс. долларов.

Захваченные корабли, как правило, меняют «биографию» — перекрашиваются, получают новые названия, регистрируются под другим флагом, прописываются в портах других стран. Затем суда продают и снова пускают в рейс. Как заявляют правоохранители, пиратский промысел накрепко сросся с организованным криминалитетом. Деятельность пиратских банд в Азии контролируют китайские преступные группировки, так называемые триады.

На пиратские суда приходится также львиная доля контрабанды, операций по перевозке наркотиков. В Южной Америке, к примеру, пиратство возродилось в 70-х годах, когда колумбийские наркобароны резко увеличили поставки кокаина в США.

Борьба с морскими разбойниками — дело политическое

На Филиппинах пиратство имеет политическую окраску — боевики сепаратистской группировки «Абу-Саяф» с помощью морского грабежа добывают средства для своей освободительной борьбы. Однако теракты в США 11 сентября сыграли с пиратами-повстанцами злую шутку, — их организацию занесли в группу «террористических», за головы предводителей назначили многомиллионные награды и начали против них безжалостную войну.

Необходимость срочной борьбы с пиратством понимают все, ведь ущерб от их деятельности огромен. Если в средние века караваны судов охраняли от нападений пиратов боевые конвои, то сегодня это уже невыгодно, да и слишком велики масштабы перевозок. Особенно активно помогает странам Юго-Восточной Азии, которые невольно стали оплотом пиратства, региональный лидер — Япония. В первую очередь она преследует свои цели, так как является крупнейшей морской державой, а островное положение ставит страну в зависимость от морских коммуникаций.

Вступили в борьбу с пиратами и США. В Калифорнии уже работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками. Центр тренирует антипиратские подразделения для военно-морского флота Индонезии, Филиппин и Таиланда. Эти державы постоянно проводят морские учения, отрабатывают маневры по борьбе с морскими грабителями. В 1992 году международное морское бюро в Малайзии создало Региональный центр по борьбе с пиратством. Позднее он был переименован в Аналитический центр по проблеме пиратства. Задачи центра — розыск пропавших судов и возвращение грузов владельцам, сбор и анализ информации о пиратах в глобальном масштабе, оповещение судов о нападениях пиратов, помощь потерпевшим экипажам.

Ряд стран серьезно обсуждают возможность участия в борьбе с пиратством военно-морских флотов. Однако борьба с морскими разбойниками сильно затруднена из-за отсутствия различных межгосударственных соглашений. Например, военным кораблям нельзя вторгаться в территориальные воды других держав даже для преследования пиратов. Спорным районом в плане юрисдикции является Южно-Китайское море.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК