ПЕЩЕРА СЕМЬИ

Поделиться
Сергей Аверинцев не раз, и абсолютно справедливо, сравнивал семью с пещерой. Как известно, образ пе...

Сергей Аверинцев не раз, и абсолютно справедливо, сравнивал семью с пещерой. Как известно, образ пещеры, традиционный для мифологических систем многих народов, символизирует защиту от зла, тихий, ненарушимый приют в лоне матери-земли. В семье-пещере можно укрыться от бурь и соблазнов окружающего мира, она и палатка, разбитая посреди незнакомой и, возможно, враждебной местности, и крепость, осаждаемая тоталитарным государством. Тоталитаризм хочет подменить семью неким суррогатом, иллюзорной семьей народов, и потому одна из главных задач культуры, в частности, образования, — защита этой непрестанно осаждаемой крепости. Подобные рассуждения стали лейтмотивом проходившей под эгидой Киево-Могилянской академии международной философско-культурной конференции «Образование и семья в европейских культурах» и, в частности, состоявшегося в конце сентября «круглого стола» с таким же названием.

Впрочем, как выразился председатель и организатор конференции Константин Сигов, речь шла, скорее, об «овальном столе». Именитые гости Сергей Аверинцев, посол Франции в Украине Филипп де Сюрмен, апостольский нунций в Украине епископ Николай Етеревич, посол Греции Панайотас Гумас и посол Германии Дитмар Штюдеманн сидели полукругом перед сценой, как бы описывая дугу большого овала, обрамлявшего актовый зал Могилянки. Словом, собравшаяся в этот день в академии публика оказалась на «овальном столе» нескольких европейских культур, каждая из которых говорила устами своего представителя.

Месье Филипп де Сюрмен прочитал доклад под названием «Преподавание основ религии в светской школе». Собственно говоря, доклад посла апеллировал к понятию светскости воспитания и образования, которое веками складывалось во Франции и было скреплено революцией. Из доклада следовало, что преподавание основ религии не должно подрывать основ светскости и превращать мирское образование в духовное. В современной французской системе образования преподавание религиеведческих дисциплин представляет собой некую компромиссную зону, автономию внутри апеллирующего к светскости культурного пространства.

Почетный профессор Киево-Могилянской академии Сергей Аверинцев в начале своего доклада обратился к аудитории по-украински, что вызвало бурное одобрение зала. Собственно говоря, доклад Сергея Сергеевича представлял собой путевые заметки, ставшие следствием европейских странствий ученого. Поддерживая диалог, Аверинцев сразу же обратился к предыдущему докладчику, послу Германии в Украине Дитмару Штюдеманну. «Вы говорили, что ситуацию в послевоенной ГДР в смысле атеистической атмосферы, которая царила в ней в то время, можно сравнить с ситуацией в Советском Союзе, — подытожил Аверинцев. — Но я как человек имеющий опыт пребывания в среде с действительно жестким атеизмом, могу сказать, что разница была принципиальной. В ГДР даже в то время функционировала христианская газета. А мне приходилось с тоской читать заглавия тех книг философско-христианского содержания, которые выпускались у вас, а нам были доступны лишь в заголовках».

Далее последовал сравнительный анализ роли семейного и корпоративного принципа в ряде европейских культур. В частности, Аверинцев заметил, что в Советском Союзе был вытравлен дух семейности и корпоративности, представляющий собой краеугольный камень многих европейских культур. Вытравлен, но не до конца. Как говорил Сергей Сергеевич на прошлогодней конференции «Семья в постатеистических обществах», тоже проходившей в Киево-Могилянской академии, семья в СССР превратилась в осажденную крепость, из последних сил сдерживающую атаки тоталитаризма. Но «из осажденной крепости не бегут», напротив, ее защитники настраиваются на долгую блокаду.

Среди прочего почетный профессор Киево-Могилянской академии заметил, что протестантские страны в гораздо большей степени капитулировали перед последствиями сексуальной революции, чем страны, где доминирует католицизм. Если в первых с церквями и университетами могут соседствовать публичные дома, то во многих католических государствах принято решение о полукилометровой «зоне почтения» вокруг действующих церквей. В католической же Италии, по мнению Аверинцева, сильнее, чем в других европейских странах, ощущается связь поколений.

Эти компаративистские рассуждения пока говорят не в пользу Украины. Мы, увы, не можем похвастаться ни крепкой связью поколений, ни доминированием в обществе семейного принципа. Мы разобщены и одиноки. Кстати сказать, более всего одинок человек в тоталитарных и постоталитарных государствах, где «мы» — всего лишь иллюзия, тешащая слабые сердца. К подлинному единству и подлинной семейности нам еще предстоит прийти. Остается надеяться на свет в конце туннеля. И, может быть, проведение подобных конференций поможет нам хотя бы задуматься о необходимости этого света.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме