Патриархат «Украина»

Поделиться
Каждый представитель здорового демократического общества способен различить себя как «индивида...

Каждый представитель здорового демократического общества способен различить себя как «индивида» (с важной ролью религии для ответа на собственные богоискания) и «гражданина» (с полным отрицанием религиозного детерминизма и объяснением социальных явлений и процессов степенью разгневанности богов или злых сил). В конце концов, мультиидентичность — неотъемлемая составная каждого из нас. Не является шизофренией ощущение себя, в зависимости от контекста, в статусе пассажира, покупателя, отца, сына, внука, начальника, подчиненного, абонента, курильщика, пациента, студента. Скорее наоборот, измерение всего множества общественных контекстов одним ценностным «аршином» и будет признаком психического расстройства: религиозного фанатизма и фаталистического детерминизма.

Как ни странно, для украинского христианского менталитета, веками орошаемого смертельными дозами имперского самодержавия и коммунистической пропаганды, религия уже давно перестала быть только делом индивидуального спасения-усовершенствования, а превратилась в способ политического становления. Многие искренне верят в то, что Библия дает ответы на все вопросы социального развития. Мой хороший приятель, доктор права, недавно убеждал меня в том, что он нашел и расшифровал предостережения о чернобыльской катастрофе в Откровении Иоанна Богослова! Наше целостное сознание не способно отличать аллегоричность от буквальности, а индивидуальность — от публичной сферы. Библия для нас — и Книга Спасения, и хрустальный шар для предсказания будущего, евангелисты — одновременно и благовестники Христовых правд, и конспираторы-нострадамусы, которым заведомо все известно (нужно только найти код!).

Если бы кто-нибудь осмелился вынести на референдум вопрос о том, должен ли общепризнанный патриарх объединенной в будущем украинской православной церкви считаться духовным главой нации, — ответ народа был бы, несомненно, положительным. Потому что патриарх — не только «звучит гордо», но он наверняка лучше знает, «как и куда нам всем вступать: в ЕС, в ВТО или в НАТО»...

Вопрос свободы, который и этимологически, и сущностно является основным для либеральных концепций, изначально был основным в философских объяснениях мира, социума и Человека. В ХІХ веке всемирно признанный классик религиозного экзистенциализма киевлянин Николай Бердяев «переводит» в приемлемый для нашего культурного архетипа «христиан-сковородинцев» код давний тезис о позитивной и негативной свободе в контексте осмысления сущности феномена творчества Бога и Человека.

Негативная свобода — это акт отмены границ и рамок, а ее прямым синонимом является понятие «освобождение», «освобождение из» и «свобода от». В то время как свобода позитивная предусматривает наличие цели, осмысленности и «добавленной стоимости», что отождествляется с актом творчества — причем «творчества» не как искусства, а перманентного феномена каждого осмысленного человеческого действия, мысли, размышления, богообщения, то есть «свобода для».

Негативная свобода — недостаточное для индивида состояние; «освобождение от» — только промежуточный этап на пути к «освобождению для». Для достижения последнего, возможно, придется пройти горнило испытаний и положить на алтарь собственных духовных практик ряд достоинств. Религиозное совершенствование почти априори предусматривает покорение, страдание, смирение: склоненная голова и полное принятие неприятностей как данности на пути к «Свободе», «Блаженст­ву», «Раю» и т.д. Естественно, позитивная свобода в ценностной шкале такой философии является высшим и более желаемым состоянием: состоянием, на которое органично «запрограммированы» душа и сердце каждого человека.

Но когда эта парадигма мышления экстраполируется на общественные отношения, когда государство становится церковью и наоборот, «рабы Божьи» вдруг становятся «рабами кесаревыми». Мировоззренческая ловушка, кроющаяся в таком выводе, заключается в том, что идеи, выгодные для Человека, необязательно (и даже «довольно редко») совпадают с рецептами общественного развития. То, что для внутреннего мира человека является признаком покорности, самоорганизации и акта творческого познания, на уровне общественных программ превращается в орудие для одурманивания народа, средневековое мракобесие и идеологическое обоснование авторитаризма.

Евангельская формула «Богу — Богово, кесарю — кесарево» и является тем «дешифровальным ключом», который помогает отделить мир индивидуальный от мира коллективного — «мир этот» (то есть организованное в государство общество) от «Царства Небесного» (того индивидуального мира, который «внутри нас»).

Противопоставление этих двух миров обычно объясняется как борьба с «греховным миром, в котором господствует дьявол», однако суть не в этом. Основа тезиса о «мече, принесенном Христом в этот мир», заключается в акцентировании на мировоззренческом рассечении, отделении духовных учений и рецептов самосовершенствования от общественных идеологий и представлений об управлении государством. Именно этим идеологическим недугом страдают все мировые религии, именно в нем находят свои идейные корни поджигатели ведьм и борцы с инакомыслием, средневековые инквизиторы и современные террористы-смертники.

Буквальное толкование религиозных учений и перенесение их индивидуальной сути на общественный контекст есть и будет вечным источником религиозного и политического фанатизма. Только светскость, умеренность и способность найти в собственной душе истинные фибры гуманизма и самоуважения — путь для ограничения тотемизации религиозных доктрин или их преобразования в оправдательные формулы для политических мошенников-прохиндеев.

Тезис о борьбе двух миров — мировоззренческий парадокс, поскольку идеи, целительные для индивида, губительны для общества, и наоборот. Христианская этика является исключительно индивидуальной, а социальные эксперименты и попытки ввести ее идеалы в общественный контекст всегда терпят фиаско. Религиозное миссионерство по отношению к человеку — священный акт обращения, религиозное миссионерство по отношению к гражданину — грубый акт зомбирования, источник авторитаризма и социального рабства.

Мировоззрение коммунизма — это апогей социализации христианства: «Царством Божьим» является «светлая цель», «раем» — «коммунизм», «Спасителем» — «дедушка Ильич», «пророками» — «Маркс и Энгельс», «мучениками» — «герои войны и революции», «Сатаной» — «Запад», «церковью» — «партия», «Отче Наш» — «Интернационал», «соборами» — «съезды», «Иудой» — «враги народа», «Великим Постом» — «Голодомор»... Все жили для «когда-то-в-будущем». Каждый согласен был страдать, только бы потом когда-то его дети вошли в рай-коммунизм. Ни­кто при авторитаризме не думает о «сегодня». Каждый, кто думает о «сегодняшнем», автоматически становится врагом системы.

Отрадно, что «обобществленное» христианство, перенесение религиозных индивидуальных представлений на общественную организацию, не имеет ничего общего с визуально похожим явлением — социальной доктриной церкви, а также ее общественным служением. Ведь в последнем случае речь идет о привнесении гуманистических христианских начал милосердия в практику ежедневных поступков индивидов, тогда как «обобществление» христианства предусматривает толкование Евангелия в системе координат публичной самоорганизации граждан.

Когда церковь освящает танки — она действует как вспомогательный инструмент легитимизации внешней публичной агрессии. В этом случае танкист — не просто гражданин, выполняющий перед государством свой публичный долг. После освящения этот танкист становится также и человеком, на индивидуальном мировоззренческом уровне верящим в свою правоту и богоугодность дела: он ненавидит своих врагов, готов положить собственную жизнь и судьбы десятков своих близких на алтарь служения. Такое целостное сознание будет защищать провозглашенные идеалы отчаяннее, терпя ад войны, находя радость в космической истинности своей миссии.

Понять необходимость действенного отделения церкви от государства, а церковного сознания от публичного надо каждому из нас непосредственно, чтобы избегать наивных ошибок, возникающих при таких обычных для нас попытках объяснить весь трагизм и непредсказуемость общественной жизни «хитромудростью Божьих замыслов».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме