«ОТВЛЕКАТЬ РАЗГОВОРАМИ В МОМЕНТ ПРОЕЗДА МИМО ЛАГЕРЕЙ»,

04 апреля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 14, 4 апреля-11 апреля 1997г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

или как разъясняли, что дорогу «строит не МВС на территории Украины, а трудящиеся колхозов, районо...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

или как разъясняли,

что дорогу «строит не МВС на территории Украины,

а трудящиеся колхозов, районов и областей»

С детства нас постоянно убеждали в том, какие образцы героического труда проявляли советские люди на стройках пятилеток и одной семилетки. Спору нет, действительно сооружено много гигантских объектов, начиная с Беломор-канала, Магнитки и кончая тракторными заводами. Но только ли задорные юноши и девушки построили эти гидроэлектростанции, комбинаты, железные дороги в вечной мерзлоте? Ведь именно их улыбающиеся лица могли мы лицезреть в кадрах кинохроник, на газетных и журнальных страницах.

Нет, конечно. И раньше в народе ходила молва о том, какими усилиями и чьими руками, в первую очередь, сооружались многие важные объекты. Открывшиеся сегодня спецхраны дают возможность лишь расширить и углубить наши представления о «массовом социалистическом соревновании» на подобных стройках.

Вот с чего, к примеру, мыслил начать строительство автомобильной дороги Стрый-Мукачево в 1951 году тогдашний министр внутренних дел УССР Тимофей Строкач: «Начать не позже августа месяца подготовительные работы, которые должны заключаться в следующем:

а) добиться разрешения МВД СССР на формирование строительного управления и лагеря и открытия финансирования на производство подготовительных работ;

б) развернуть разработку притрассовых карьеров и дробления щебня;

в) построить шесть лагерных точек;

г) завести спецконтингент - до 2500 человек;

д) получить в III квартале с. г. лесосечный фонд в непосредственной близости от объектов строительства в количестве 15000 куб.м.;

е) добиться получения в IV квартале 1951 года следующей основной техники…»

Но обо всем этом можно было писать, естественно, в секретных документах, а в открытой печати следовало говорить совсем другое. Как это делать, послевоенный руководитель УССР Никита Сергеевич Хрущев учил еще в 1948 году, когда начинали строить автомобильную дорогу Харьков-Симферополь. Так вот, Никита Сергеевич тогда говорил: «Нужно разъяснять, что эту дорогу строит не Министерство внутренних дел на территории Украины, а трудящиеся колхозов, районов и областей Украины».

Да, советским людям можно это рассказывать, они и верить будут. А если иностранцы будут проезжать? Скажем, в 1952 году нужно было новозеландской профсоюзной делегации показать Жашковский сахарный завод, куда надо добираться по белоцерковскому шоссе, на отдельных участках которого работают заключенные.

Что делать, спрашивают у секретаря ЦК товарища Назаренко?

Ответ простой: сахарный завод показать в Одессе, куда можно доехать поездом, минуя белоцерковское шоссе, или полететь самолетом.

Но если из-за плохой погоды к колхозу «Большевик», что под Харьковом, никакого другого подъезда нет, а снять заключенных с дороги на время проезда иностранцев никак нельзя, то что делать?

Отвечая на этот вопрос, в ту пору секретарь Харьковского обкома партии А.Скаба сказал: «по этой дороге мы и раньше возили делегации», и добавил, что «по этому поводу говорить он ни с кем не будет».

И сотрудник Всесоюзного общества культурных связей с заграницей Громов повез чехословацкую делегацию «в колхоз «Большевик» по дороге с работающими на ней заключенными и находящимися невдалеке от нее лагерями, дав «распоряжение сопровождающим отвлекать делегатов разговорами в момент проезда мимо лагерей и работающих групп заключенных».

По заключению председателя правления Украинского общества культурных связей с заграницей Л.Кизи, «группы заключенных и два лагеря для заключенных, встреченные делегатами по дороге в колхоз «Большевик», не привлекли внимания делегатов и не вызвали у них никаких вопросов». Тем не менее, Громова сняли «с работы за допущенную им грубую политическую ошибку, которая была расценена как чрезвычайное происшествие».

Кстати, годом позже Л.Кизя просил того же И.Назаренко рассмотреть постановление УОКСа об освобождении Кифоренко И.С. от должности завотделом за то, что «проехал с итальянской делегацией деятелей просвещения по непроверенному маршруту мимо воинского полигона и лагеря заключенных».

Бедные зэки и не догадывались, что их присутствие поломало кому-то служебную карьеру…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК