От «грантоедов» и золотых рыбок до соросовских стипендий и студенческой жизни

23 ноября, 2007, 14:23 Распечатать
Выпуск № 45, 23 ноября-30 ноября 2007г.
Отправить
Отправить

Ты уже не абитуриент, но все еще грезишь зеленоватыми стенами парижской Сорбонны? Уже не абитуриент, но до сих пор не можешь забыть изысканное очарование колледжей Оксфордского университета?..

Ты уже не абитуриент, но все еще грезишь зеленоватыми стенами парижской Сорбонны? Уже не абитуриент, но до сих пор не можешь забыть изысканное очарование колледжей Оксфордского университета? Прекрасно понимаешь, что тебе, обычному студенту, попасть в университеты с легендарным «лейблами» практически невозможно, но все же... не теряешь надежды? Что ж, тогда единственный выход для тебя — овладеть искусством Grantsmanship, или мастерством получать гранты.

Для подавляющего большин­ства украинского студенчества система «грантодательства» (от англ. grant — одноразовая денежная помощь, предоставляемая ученому или научному коллективу для выполнения исследований по определенной проблеме) на территории нашего государства все еще остается явлением новым и малоизвестным, несмотря на то, что сегодня в Украине нет ни одного высшего учебного заведения, у которого не было бы международных контактов или там не знали о существовании межгосударственных соглашений в научно-образовательной сфере.

Теоретически ребенком «госпо­дина Гранта» может стать любой студент с нормальными академическими успехами, совершенным знанием определенного иностранного языка, трезвым умом и безуп­речно разработанным проектом. Однако на практике все оказывает­ся сложнее: ведь грант предоставляется по результатам конкурса, победителем которого может стать только самый целеустремленный и уверенный в своих силах человек. И это не просто слова. Суть гранта сводится к тому, что организация-заказчик выделяет победителю определенную регламентированную сумму, которая идет на оплату обучения за гра­ницей. Кроме того, она может взять на себя все затраты, связанные с проживанием и питанием своего избранника. Это — в лучшем случае. По другой грантовой системе победа в конкурсе отнюдь не означает, что соискателя автоматически зачислят, скажем, в Сорбонну, и он в течение энного срока обучения будет чувствовать себя там как у Христа за пазухой (обычно выбор конкретных университетов остается за организаторами программы. Их перечень может быть указан в стартовых условиях получения гранта). Доволь­но часто студент, получивший грант, должен сдавать вступительные экзамены в зарубежный вуз наравне с остальными абитуриентами. Его поражение будет означать только бесплатный перелет и тихое возвращение домой.

К счастью, количество организаций, в которых вы можете поймать золотую рыбку в виде студенческого гранта, у нас постоянно увеличивается. Чтобы шансы на победу возросли, советуют специалисты, лучше подать свой проект сразу в несколько фондов. Но во время выбора стипендиальной программы, а, следовательно, и страны обучения, соискатель должен не только помнить о собственных и мировых симпатиях, но и учитывать, насколько в этом государстве развита избранная им сфера знаний и высок уровень его иностранного языка.

В Украине понятие grantsmanship тесно связано с иностранными государственными и негосударственными организациями, национальными программами и, конечно же, деятельностью многочисленных фондов. Если первые, находясь под патронатом правительств родных стран или выступая от имени своих научно-просветительских обществ, ориен­тированы на определенный круг государств, то фондовые организации пытаются работать шире, при­общая мировое студенчество. К сожалению, единых требований относительно получения гранта не существует, поскольку каждая организация руководствуется своей схемой его предоставления. Одинаков только комплект документов, который должен подать соискатель вместе с заявкой: 1) заявление на бланке грантодателя; 2) заверенная копия школьно­го аттестата и зачетной книжки (воз­можно, переведенных на соответствующий язык); 3) рекомендательные письма и так называемое мотивационное письмо, в котором соискатель должен объяснить, почему именно ему должны предоставить грант и в чем заключается уникальность его разработки. От того, насколько понятно и четко изложена концепция исследовательской работы, зависит все дальнейшее стипендиальное движение. Борьба за грант — это сфера острого соперничества, активного интеллектуального соревнования, в котором нерешительности и «серости» нет места.

Деятельность большинства грантовых программ так или иначе связана с информационными центрами при посольствах и консульствах, в которых каждый желающий через независимые ресурсные библиотеки может получить предварительную информацию об аспектах международного образования. Но если лень бродить по улицам города в поисках соответствующих центров, вам поможет Интернет, где разме­щена информация об образовательных грантах системы любого типа:

1. http://www.irex.kiev.ua/ua/education

(IREX — международная неприбыльная организация. Кроме других вопросов, занимается расширением доступа к образованию по всему миру)

2. http://ifu.com.ua/?s=8&p

(Французский культурный центр)

3. http://www.kas.de/proj/home/home/47/13/webseite_id-2783/index.html (Стипендии Фонда Конрада Аденауэра)

4. http://www.coimbra-group.be/

(Стипендиальная программа университетов «Коимбра Групп»)

5. http://www.euv-frankfurt-o.de/

(Европейский университет Виадрина. Стипендии для украинских студентов разных специальностей, хорошо владеющих немецким языком)

6. http://www.daad.org.ua/

(Актуальные стипендии от Немецкой академической службы обмена (DAAD)

7. http://finland.cimo.fi/

(Обучение в Финляндии, финская система высшего образования)

8. http://osvita.org.ua/abroad/agency/icc-ie/programm/003/

(Центральноевропейский университет (ЦЕУ), Будапешт, Венгрия)

9. http://osvita.org.ua/abroad/agency/icc-ie/programm/002/

(Соросовские стипендии для обучения в Американском университете в Болгарии)

10. http://osvita.org.ua/abroad/agency/icc-ie/

(Информационно-консультационный центр «Международное образование»)

11. http://osvita.org.ua/abroad/agency/dte/

(Компания «Домар тревел эдьюкэйшн» (ДТЭ) — консультационный центр по вопросам обучения за рубежом)

12. http://osvita.org.ua/abroad/agency/dec/

(Образовательное агентство «ДЭК» — компания, предоставляющая консультационные услуги по различным аспектам международного образования).

На консультационных центрах, занимающихся вопросами обучения за границей, остановимся отдельно, поскольку именно они являются базой для тех образовательных программ, которые не имеют представительств зарубежных вузов в Украине. Обычно их работа охватывает широкий круг вопросов и заключается в информировании и консультировании граждан по вопросам стипендиального обучения, стажировки и исследовательской работы за границей. В частности, они предоставляют аппликационные формы для участия в указанных программах, организовывают тренинги по написанию резюме, мотивационных писем, осуществляют профессиональное сопровождение в подготовке аппликационных документов и переводы дипломов на соответствующий язык, составляют индивидуальные планы обучения и развития карьеры (!). Некоторые относятся к ним с подозрением, но «грантоедство», как и вопрос получения высшего образования за рубежом, — дело слишком непростое, чтобы кто-то мог себе позволить открыто выразить недоверие или сомнение относительно очередного консультационного семинара.

Так чем же по своей сути является грантовая система и имеются ли у нашего Министерства образования и науки в этом «иностранном» вопросе какие-либо рычаги влияния «установленного образца»? С этим и другими вопросами мы обратились к директору Департамента международного сотрудничества и европейской интеграции Министерства образования и науки Украины Емельяну СУХОЛИТКОМУ:

— Грантовую систему можно определять по-разному. В принципе, речь идет о предоставлении стипендий гражданам Украины для обучения за границей. Но стипендия — это не деньги, которые человек может положить себе в карман. Стипендия — это возможность бесплатно учиться за рубежом и средства для проживания там.

Многие развитые страны имеют на территории нашего государства представительства своих программ. Например, американские «Акселс», «Акт в поддержку свободы», «Молодые лидеры»; немецкие — «Немецкая служба академических обменов» для тех, кто учится и преподает в высших учебных заведениях. Действуют в Украине и программы Британского совета, Французского культурного центра, программы посольств Японии, Испании и др.

Все грантовые программы — конкурсные. Чтобы получить грант или, лучше сказать, стипендию, нужно не только принять участие в конкурсе, но и выиграть его. А претендентов очень много. Например, по программе «Акт в поддержку свободы» для учеников 9—10 классов — свыше тысячи человек на место, а выезжают на десять месяцев обучения в США всего 300—400 учеников в год. В общем ежегодно по линии Министерства образования из Украины в США на обучение, стажировку и проведение различных исследований выезжает тысяча человек. Еще тысяча наших граждан выезжает по линии других министерств. Если говорить о грантовых программах других стран, то, например, по немецкой выезжает около 700 человек в год, а японское правительство через свое посольство в Украине выделяет только две-четыре стипендии для тех, кто изучает или преподает японский язык.

Таковы возможности грантов для нашего студента. Кроме них, в Украине действует целый ряд международных (межгосударственных и межправительственных) межвузовских договоров, по которым студенты также могут выехать на обучение и стажировку за границу. Практика простая — украинский вуз подписывает с иностранным вузом-партнером двустороннее соглашение, где, кроме прочих положений, отмечаются соответствующие квоты студенческих обменов: если, например, десять человек едет на обучение в Польшу, то столько же должно приехать к нам. На мой взгляд, межвузовские договоры — это лучшая возможность углубить свои знания за рубежом.

Еще один вариант получения образования в иностранных университетах связан со средствами физических или юридических лиц, но это не грантовая система. Как правило, это сфера работы соответствующих агентств, берущих немалые деньги за информацию о возможностях и перспективах обучения, за консультирование студента и его родителей, за оформление документов и тому подобное. Министерство образования и науки к этому не имеет никакого отношения.

— Сколько вузов Украины сотрудничают с теми или иными грантовыми программами?

— Практически все. Сегодня нет ни одного высшего учебного заведения ІІІ—IV уровней аккредитации, у которого бы не было соответствующих международных соглашений. Если есть международные соглашения, то, соответственно, есть и квоты обмена. Министерство образования и науки предоставляет всем вузам полную информацию относительно этого. Но мы не распоряжаемся квотами и не вмешиваемся в отбор участников.

— Емельян Степанович, какова же тогда роль вашего министерства в этом процессе?

— Для того чтобы эти програм­мы и их представительства имели право работать на территории нашего государства, их нужно легализировать, то есть они должны пройти полную регистрацию в Министерстве экономики как предоставляющие Украине гуманитарную и техническую помощь. Для этого они должны получить поддержку соответствующего министерства. Если речь идет о поддержке именно нашего министерства, то мы отправляем в Минэкономики соответствующее письмо, в котором сообщаем, что в данный момент работаем с определенной программой и что она эффективна для развития отечественной науки.

— Может ли кто-то на государственном уровне контролировать то, как работают грантовые программы?

— Что касается контроля, то все представительства этих программ официально зарегистрированы в Министерстве экономики и Министерстве иностранных дел. С нашим ведомством они заключают соответствующие протоколы о намерениях и при необходимости консультируются.

— Согласно ли Министерство образования с тем, что вопрос «утечки мозгов» непосредственно связан с отдельными грантовыми программами?

— В аппликациях программ, предоставляемых нашим гражданам, например, американцами, четко прописано, что после окончания обучения, стажировки или научных исследований гражданин Украины в обязательном порядке возвращается на родину и в течение двух последующих лет не имеет права въезжать в США. Этот процесс очень жестко контролируется, поэтому говорить об «утечке мозгов» через эти программы некорректно. К сожалению, наша страна пока не имеет возможности за собственные средства отправлять своих граждан на обучение за рубеж. Это очень дорого. Например, в США год обучения стоит 25 тысяч долларов, а в медицинских вузах достигает 40 тысяч.

— Тогда последний на сегодня вопрос: что нужно украинскому студенту для того, чтобы стать участником отдельной грантовой программы?

— Самое главное — в совершенстве владеть тем или иным иностранным языком, поскольку переводчик во время проведения конкурса не предоставляется. Это первое условие. Следующий шаг — пройти соответствующие тесты, в том числе и по специальности.

Россия ежегодно отправляет в престижные зарубежные вузы и научно-исследовательские центры по президентским грантам около 80 талантливых студентов и молодых ученых. В Украине только подготовлен соответствующий проект указа президента, согласно которому для наиболее одаренной молодежи ежегодно планируется выделять 50 грантов на обучение в иностранных университетах и работу в научно-исследовательских центрах.

Пожалуй, каждый согласится, что большинство стипендиальных и стажировочных программ, действующих на территории нашей страны, так или иначе связаны с финансовыми дотациями официальных и неофициальных организаций Соединен­ных Штатов Америки или отдельных американцев, благодаря чему лучшие представители украинского студенчества имеют реальный шанс углубить свои знания через систему образования другой страны. Интересно, что, по дан­ным Ми­нистерства образования и науки, в Украине наблюдается ежегодное увеличение количества иност­ранных студентов, контингент которых в 2006/2007 учебном году по сравнению с 2005/2006-м возрос на четыре тысячи и достиг 37 тысяч, что, в свою очередь, дало воз­можность системе вузов Украины получить дополнительно 80 миллионов долларов США. Для украинского студенчества это настоящая загадка. С одной стороны, мы считаем, что наша система образования является несовер­шенной и слишком коррумпированной, и при первой же возможности пытаемся ухватиться за иностранный опыт, а с другой — даже иностранцы отмечают, что постсоветское образование до сих пор не утратило своей жизне­способности и продолжает формировать элиту научной жизни.

...Вы все еще грезите зеленоватыми стенами парижской Сорбонны и не можете забыть изысканное очарование оксфордской жизни? Что ж, тогда вы хорошо знаете, что блестящее образование, знание языков и друзья во всех уголках мира позволят вам значительно увереннее смотреть в будущее и наслаждаться настоящей свободой европейской жизни.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Энтер или кнопку ниже отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК