ОПАСНОСТИ СТИХИЙНОГО ВЫБОРА

21 июня, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 23, 21 июня-27 июня 2002г.
Отправить
Отправить

Выпускники школ сейчас на перепутье: настала пора определиться с будущей профессией. Как свидетел...

Выпускники школ сейчас на перепутье: настала пора определиться с будущей профессией. Как свидетельствует статистика, более 60% выпускников считают, что избранная специальность должна быть в первую очередь престижной, модной. Например, дизайнер, юрист, программист, экономист. Именно на эти факультеты сегодня больше всего стремятся попасть молодые. Однако, по мнению специалистов, профессию надо выбирать не в угоду моде, а в соответствии со своими возможностями. Как же их определить?

Каждому выпускнику — психофизиологический паспорт

Этот пример вошел едва ли не во все учебники физиологии. Он основан на реальных событиях, по этическим соображениям изменили лишь имя героя. На американской электростанции работал молодой человек, назовем его Джон Смит. Юноша считался образцовым служащим: никогда не опаздывал, был дисциплинирован, аккуратен, вежлив и общителен. Его ценило начальство и любили коллеги. Но в один прекрасный вечер во время его дежурства произошла нештатная ситуация. Чтобы предотвратить аварию, необходимо было действовать быстро и решительно. Казалось бы, теоретически Джон не раз отрабатывал такую ситуацию. Оставалось лишь применить свои знания на практике. Но вместо этого юноша оцепенел. До прибытия коллег он так и не смог предпринять никаких действий. К счастью, ситуация оказалась не слишком серьезной, тяжелых последствий удалось избежать.

Устойчивость к стрессу — врожденная особенность нервной системы человека. Ее нельзя ни натренировать, ни развить. Поэтому людям, у которых от рождения недостаточно устойчива нервная система, нельзя поручать работу на тех постах, где от них зависит безопасность и жизнь окружающих. Это чревато серьезными последствиями.

— У каждого из нас есть индивидуальные психофизиологические качества: внимание, умение концентрироваться, скорость реакции, память, интеллект. Это базовые, врожденные характеристики, которые очень мало изменяются на протяжении всей жизни. К 19—20 годам формирование этих характеристик заканчивается, от 20 до 50 они остаются на стабильном уровне, а после 50—55 идет плавное возрастное снижение. Поэтому, выбирая профессию, следует руководствоваться не эмоциями, а возможностями, данными природой, — считает старший научный сотрудник Института медицины труда АМН Украины Виктория Ластовченко. — Родители порой жалуются, что их ребенок невнимателен, часто отвлекается на уроках, а вот другие могут заниматься часами. Выходит, их ребенок просто ленив! Значит, надо его наказывать, заставлять.

Но это совсем не так. Наказаниями и строгостью здесь ничего не добьешься. Внимание — врожденное свойство нервной системы. Поэтому люди, у которых от природы хорошо развито направленное, устойчивое внимание, могут долго работать и не делать при этом ошибок. Но если человеку «досталось» внимание другого типа — рассеянное, неустойчивое, — ему необходимы перерывы, смена деятельности, иначе он неизбежно будет ошибаться.

Наверное, вы и сами замечали, что некоторые знакомые или коллеги могут одновременно делать несколько дел: говорить по телефону, жарить котлеты, смотреть телевизор. И все у них получается. А другие могут заниматься только чем-то одним. Дело в том, что переключение, перераспределение внимания — тоже врожденное качество. Если оно развито, человек легко может управлять несколькими сложными устройствами, станками, наблюдать за многими объектами.

Так что прежде чем ругать ребенка, лучше определить, какой именно тип внимания «достался» ему от природы. Не пытайтесь его переделать, а просто помогите выбрать наиболее оптимальный режим учебы. Определить основные психофизиологические характеристики совершенно необходимо для того, чтобы выбрать дело по душе. Я посоветовала бы каждому уже к 16 годам вместе с гражданским получать и так называемый психофизиологический паспорт. Если подросток будет знать возможности своего организма, то научится реально оценивать свои перспективы.

Ни к чему обманывать природу

Система профессионального отбора стала особенно активно развиваться, когда появилась космическая, авиационная техника. Летчики, космонавты, пожарные, водители всех транспортных средств обязательно проходят психофизиологический контроль. Никто уже не оспаривает того, что без наличия необходимых качеств они не смогут справиться со своими обязанностями.

Однако ученые считают, что система отбора должна быть шире. Ведь каждая специальность требует определенного набора физиологических свойств. Для бухгалтера необходимыми параметрами являются кратковременная память и усидчивость, для физика, математика, программиста — высокий интеллект. Менеджерам, биржевым маклерам, хирургам необходима быстрая реакция. Журналистам, юристам, педагогам — хорошая память. И если эти качества развиты недостаточно либо вовсе отсутствуют, в избранной профессии человеку придется туго.

— Расспрашивая выпускников о будущей профессии, часто видишь, что они толком не представляют, чем им придется заниматься. Выбор зачастую основан на внешних приметах, — продолжает Виктория Ластовченко. — Стихийный выбор профессии, основанный лишь на эмоциях, на соображениях престижности, впоследствии часто оборачивается разочарованием. Особенно обидно, когда это происходит уже после получения диплома о высшем образовании. Сколько ни трать времени и сил, природу не обманешь. Лучше поискать сферу деятельности, где ваши природные особенности могут стать достоинствами.

Правильная и своевременная профориентация могла бы помочь людям избежать многих ошибок. К сожалению, в последние годы прежняя система профориентации была основательно разрушена, а на смену ей не пришло ничего нового. Однако необходимость в этом назрела. Поскольку неверный выбор профессии приносит не только разочарование людям, оказавшимся в итоге не на своем месте, но и огромные убытки государству. Ведь подготовка квалифицированного специалиста стоит достаточно дорого, а если затем оказывается, что он не может работать в избранной области и пополняет армию безработных, то эти деньги фактически вылетают в трубу. Куда экономнее потратить их на предварительное выяснение психофизиологических возможностей будущего студента.

К счастью, в ближайшее время эта проблема может быть решена: сейчас разрабатывается новая Национальная программа профессионального отбора, в которой мы хотели бы совместить опыт как наших специалистов, так и зарубежных. Надеемся, ею будет охвачено большинство выпускников.

Ну а пока программа не принята, инициативу должны проявить родители и сами подростки. Уже после 8—9 класса желательно проконсультироваться у специалистов в центрах занятости либо соответствующих лабораториях научных учреждений.

Прежде всего ученые создают профессиограмму для каждой специальности, в которой детально определяется, какие психофизиологические качества (память, внимание, скорость реакции и т.д.) и в каком объеме требуются для успешной работы. Затем по специальным методикам проводится тестирование выпускника и определяется, вписываются ли его природные свойства в требования, предъявляемые профессией. Таким образом можно точно спрогнозировать — добьется он в ней успеха или нет.

Определение психофизиологических свойств — одна из главных составляющих профессиональной ориентации. Но не единственная. Рекомендуется пройти еще и психологическое тестирование, которое поможет определить структуру личности, особенности характера. Скажем, людям недостаточно ответственным, безалаберным не стоит идти в медицину, вспыльчивым — работать с детьми и т. д. Комплексное тестирование поможет выпускнику реально оценить свои возможности.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК