«Особенные» студенты

Поделиться
В Украине сегодня — настоящий образовательный бум. Согласно статистике, каждый десятый наш сооте...

В Украине сегодня — настоящий образовательный бум. Согласно статистике, каждый десятый наш соотечественник учится: в школе, вузе, на курсах… Особенно радует тот факт, что все чаще в студенческие аудитории приходят молодые люди, о которых принято говорить «с ограниченными возможностями». Оказывается, им нужны не только льготы, пособия, медицинское обслуживание и пресловутые продуктовые пайки. Молодые инвалиды мечтают учиться. Потому что именно хорошее образование поможет им найти свое место в жизни и гарантирует от безработицы.

«Я — сама!»

Увидев, как по коридору вуза, опираясь на костыли, медленно идет хрупкая девушка, я попыталась было предложить ей свою помощь. Но симпатичная студентка лишь улыбнулась и ответила мягко, но решительно: «Спасибо, я сама!»

Наталья Добренькая — инвалид 1 группы. У нее врожденное заболевание суставов, поэтому девушка может передвигаться только на костылях. До третьего класса Наташа училась в обычной школе, а потом состояние ухудшилось, пришлось заниматься дома. Конечно, к ней приходили учителя, да и бывшие одноклассники не забывали. Но все же девушка очень скучала по коллективу, общению с ребятами. А еще — мечтала учиться дальше, хотя и понимала: будет непросто! После окончания средней школы Наташа обзвонила несколько вузов в родной Белой Церкви. Но практически все собеседники, узнав об инвалидности, прямо или намеками советовали девушке не рисковать: мол, сегодня и абсолютно здоровым людям учиться тяжело. Но Наташа не отступила и набрала очередной номер телефона. На ее счастье, трубку взяла Аэлита Литвин, опытный преподаватель международного университета «Украина». Она сразу почувствовала горячее желание девушки учиться и в то же время ее неуверенность и опасение не справиться. В этот переломный момент Наташе очень нужна была поддержка. Поэтому Аэлита Васильевна пришла к ней домой, встретилась с мамой, подробно рассказала об учебном заведении.

— Во время разговора с Аэлитой Васильевной я сразу почувствовала внимательное, уважительное отношение к себе. Было видно, что здесь дорожат каждым абитуриентом, поэтому не отмахнутся от моих проблем, поддержат и помогут, — вспоминает Наталья Добренькая. — И я решила попробовать.

Наташа легко сдала вступительные экзамены и поступила на юридический факультет. Вопреки опасениям, она быстро вписалась в группу и нашла общий язык с ребятами. Родители не узнавали дочь — прежде замкнутая, молчаливая девочка стала чаще улыбаться, шутить, научилась пользоваться косметикой. Сегодня Наташа — симпатичная, уверенная в себе молодая девушка с красивой прической, умело сделанным макияжем. Получив диплом бакалавра, она не остановилась на достигнутом, а решила совершенствоваться дальше. Выбрала Киевскую академию адвокатуры, сейчас учится уже на пятом курсе.

— Зная характер Наташи, я нисколько не сомневаюсь в том, что она сумеет найти работу и завоевать авторитет у коллег и клиентов. Несмотря на внешнюю хрупкость, мягкость, она очень сильный, мужественный, настойчивый человек, — говорит проректор Белоцерковского института экономики и управления открытого Международного университета развития человека «Украина» Петр Шишковский. — Впервые я увидел Наташу, когда она только-только поступила к нам на учебу и на костылях спускалась по ступенькам лестницы. Разумеется, однокурсники и преподаватели наперебой предлагали ей помощь. Но она отказывалась и постоянно повторяла: « Я сама! Я обязательно сделаю это сама!» Несмотря на все трудности, девушка ни разу не пропустила занятия, никогда не опаздывала. Кстати, такое поведение характерно для многих учащихся инвалидов. Несмотря на проблемы со здоровьем, они никогда не требуют поблажек. Поэтому в нашем вузе преподаватели относятся к студентам с ограниченными возможностями так же, как и ко всем остальным. И ни в коем случае не снижают уровень требований! Ребята должны прежде всего почувствовать себя полноправными членами группы.

В коляске — за дипломом

Сегодня в институте обучается 48 человек с особыми потребностями. Среди них есть инвалиды по зрению, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ДЦП, сахарным диабетом и даже колясочники. А одной из «первых ласточек» стал Юрий Бондар. Судьба юноши сложилась непросто. Он рос веселым и непоседливым мальчишкой. В15 лет за компанию с друзьями решил нырнуть с тарзанки. Но река в этом месте оказалась мелкой, он врезался в песок, и получил тяжелейшую травму позвоночника. Несколько лет Юрия переводили из одной больницы в другую, перепробовали разные методы лечения, но передвигаться самостоятельно уже не смог. Пришлось смириться с участью колясочника. Юноша признается, что тогда почти шесть лет не появлялся на улице. Но когда состояние стабилизировалось, первым делом решил учиться дальше. Он выбрал для себя факультет правоведения.

— Свою учебу в институте я вспоминаю с огромным удовольствием, — говорит Юрий Бондар. — Учиться было легко, интересно, поэтому буквально рвался на занятия. Не пропустил ни одной лекции, хотя добираться до института было сложно. В хорошую погоду спокойно преодолевал несколько километров на своей инвалидной коляске, а вот в дождь или снег сразу начинались проблемы. Приходилось вызывать такси, обращаться к прохожим с просьбой сначала помочь мне сесть в машину, а потом — выбраться оттуда. Вообще очень часто наши трудности вызваны именно физическими или психофизиологическими барьерами, а не самой инвалидностью. Например, очень осложняет жизнь отсутствие в городе пандусов, специальных туалетов, грузовых лифтов и т.д. Из-за этого после окончания института я долго не мог устроиться на работу. Хотя мой профессиональный уровень устраивал многих работодателей, они не могли предоставить мне необходимых бытовых удобств. Поэтому надо совершенствовать общую систему отношения к инвалидам во всем государстве, а не только в отдельно взятом вузе или даже городе.

Не сумев подыскать работу по специальности, юноша вспомнил о своем давнем увлечении компьютерной техникой. Еще в 1995 году, вскоре после получения тяжелой травмы, ему подарили старенький компьютер, который часто ломался. Ремонтировать его приходилось самому, и постепенно Юра в совершенстве овладел этой техникой. К нему часто обращались с просьбами починить компьютер, а затем он освоил и сборку. Когда клиентов стало много, Юра решил основать частную фирму. Тут и помогли знания, полученные в институте. Сегодня его предприятие, специализирующееся на сборке компьютерной техники, понемногу становится на ноги. О больших доходах пока говорить не приходится, но главное, что он сам содержит семью и ни у кого ничего не выпрашивает. Его пример вдохновил и других колясочников.

Следом за Юрием в институт пришел и Владимир Крамаренко. Бывший военный, он получил тяжелейшую травму на службе в ракетных войсках. Оказавшись прикованным к инвалидной коляске, понял, что прежняя профессия уже недоступна. И поступил на факультет правоведения. Кстати, инвалиды нередко выбирают именно правоведение, потому что слишком часто сталкиваются с нарушениями своих прав и стремятся научиться их защищать. Как и Бондар, Володя добирался на учебу своим ходом: на старой коляске с ручным управлением. Со временем сотрудники института помогли ему достать новую, более удобную, с электроприводом. Несмотря на все трудности, Владимир успешно закончил институт и сейчас работает юристом.

— Присутствие в нашем вузе студентов с ограниченными возможностями стимулирует всех остальных, — считает доцент Аэлита Литвин. — Они видят, как эти ребята стараются, как они организованны, дисциплинированны, и им просто стыдно становится лениться, прогуливать или готовиться к экзаменам спустя рукава. К тому же «особые студенты» способствуют духу коллективизма. Например, Юра Бондар когда-то чуть не опоздал на свой выпускной. В тот день как раз была плохая погода, видимо, он застрял где-то по дороге. Поскольку все студенты уже собрались, мы решили начинать церемонию без него. Но ребята дружно заявили: «Без Юры начинать не будем! Обязательно дождемся его». Сейчас фотография Юры с новеньким дипломом в руках — на почетном месте в вузовском альбоме.

Дистанционное обучение

— С самого начала одним из основных ориентиров деятельности нашего вуза было обучение молодежи с особыми потребностями, создание необходимых условий для их профессиональной и социальной адаптации, — говорит Петр Шишковский. — Поэтому на протяжении всего срока обучения им предоставляется педагогическое, социальное, психологическое сопровождение. Нами разработана целая система мероприятий, которые помогают обеспечить всем студентам одинаковый доступ к обучению. С каждым из них преподаватели работают индивидуально. Особенно сложен обычно первый курс. Ребятам, которые с детства ограничены в общении со сверстниками, подчас бывает сложно влиться в новый коллектив, они не уверены в себе, у многих сниженная самооценка. И на первых порах им нужен совет специалиста. Со своими проблемами они могут обратиться к профессиональным психологам, работающим в вузе, либо к педагогу-организатору. Традиционно эту должность у нас занимают студенты-инвалиды, которые отлично понимают проблемы своих сверстников.

Один из самых сложных случаев, с которым довелось столкнуться преподавателям, — Светлана Косенко. К моменту поступления в вуз способная девушка из Умани была стопроцентно незрячей. Ситуация осложнялась и тем, что она потеряла зрение уже в 16 лет, поэтому еще не успела овладеть методикой Брайля, а читать обычным способом уже не могла. Было неясно, как же ее обучать? Но и отказать в приеме преподаватели не смогли. Связались с библиотекой им. Н. Островского в Киеве, где есть специальная литература для незрячих, в том числе и «говорящие учебники». Чтобы девушка могла слушать дома кассеты с лекциями, вуз подарил ей магнитофон. А недавно помогли приобрести компьютер, и теперь Света может обучаться дистанционно. Сегодня она учится уже на четвертом курсе. От былой депрессии не осталось и следа: на нее просто нет времени. Светлана Косенко воспитывает маленькую дочку, работает в местном отделении УТОСа, а в редкие свободные минуты пишет лирические стихи, которыми зачитываются ее однокурсники.

В студенческой библиотеке большой выбор книг специально для инвалидов. Например, для людей с проблемами зрения есть звуковые компакт-диски по основным предметам, которые можно слушать дома на магнитофоне либо в библиотеке. Для тех, у кого есть компьютеры, предусмотрены специальные дискеты и программы, которые учащимся устанавливают бесплатно. Для тех, кто владеет Брайлем, — книги со специальным шрифтом, которые получают из библиотеки им. Островского в Киеве.

Огромным подспорьем для студентов с особыми потребностями стало дистанционное обучение. Сегодня эта программа охватывает более 60 человек. Современные компьютерные технологии дают им возможность загружать конспекты лекций, принимать участие в семинарах, получать своевременные консультации по тому или иному предмету. Обратная связь позволяет преподавателям постоянно контролировать уровень знаний учащихся, давать задания, обращать внимание на ошибки, тестировать.

Однако не меньше, чем информационные технологии, меня впечатлили пандусы и… специальный туалет для инвалидов-колясочников, расположенный на первом этаже. Такого нет больше ни в одном учебном заведении города. Сразу стало ясно, что здесь заботятся о студентах не на словах, а на деле. И стремятся обеспечить каждому не только свободный доступ к знаниям, но и необходимый бытовой комфорт. Именно поэтому ребята и называют этот вуз своим домом.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме