В 1037 году в Софийском соборе была основана первая в Киевской Руси библиотека. Об этом выдающемся событии культурной жизни древнерусского государства достаточно подробно рассказывает летопись. Книгами библиотеки, собранной Ярославом Мудрым, пользовались летописцы, князья, просвещенные жители Киева. Но что произошло с нею после смерти Ярослава — неизвестно. Одни исследователи считали, что книги разошлись по библиотекам церквей (в частности, Печерского монастыря), другие утверждали, что они спрятаны в подземельях собора. Основанием служила древнерусская надпись в подземных галереях, найденная в 1916 году археологом А.Эртелем.
Осматривая одну из них, он обнаружил на полу фрагмент березовой коры. Обследовав место находки, ученый пришел к выводу, что кору бросили через верхний люк, когда тот еще не был засыпан. На вопрос, когда это случилось, ответил палеогеографический анализ надписи на дощечке — «А ще кто найде сей ход, той найде великий клад Ярослава», написанный типичным для XVII в. шрифтом. Еще одна надпись на стене: «...викопані гроші рок...». И снова шрифт, характерный для конца XVII — начала XVIII вв.
Известный украинский археолог П.Толочко считает: надпись, которую кое-кто счел древнерусским письмом, на самом деле является мистификацией. И все же он не отверг версию о возможности существования библиотеки Ярослава Мудрого где-то в подземельях Софийского собора. Но, к сожалению, пока соблазнительное предположение не имеет серьезных подтверждений. До сих пор археологам не удалось обнаружить ту ниточку, которая провела бы их по запутанным лабиринтам столетий к разгадке тайны «сокровища Ярослава».
В народе бытует великое множество легенд о сокровищах. Нет, наверное, ни одного древнего города, где не было бы своих преданий о таинственных подземных ходах, закрытых железной дверью, за которой... обязательно лежат сокровища. В большинстве своем эти сказания далеки от исторической правды. Чтобы найти сокровища, самой легенды мало. Прежде всего нужно изучить исторические обстоятельства, при которых прятались те или иные вещи...
Район Львовской площади (северо-западная граница «города Ярослава») уже давно привлекал археологов. В летописи 1146 и 1151 годов упоминались Западные ворота в этой части древнего Киева. Неподалеку, за городскими укреплениями — валом и рвом, располагался летописный Копиревый конец — важный посад. По данным письменных источников, именно в районе Западных ворот проживали преимущественно киевские купцы и ростовщики. И вот раскопки, проведенные археологической экспедицией Института археологии АН УССР в усадьбе №36 по улице Рейтерской, увенчались успехом: глазам ученых открылся целый квартал древних киевских строений XI—XII вв. — срубы, хозяйственные постройки, часовни. Частная собственность зажиточных киевлян. В одной из усадеб (принадлежавшей, несомненно, служителю культа) сокровища состояли из бронзовых крестиков, керамических светильников, книжных застежек для украшения священных книг и прочих церковных предметов.
В другой усадьбе археологи нашли изделия из стекла — женские браслеты, перстни, посуда и (редчайшая находка) четыре серебряные монеты. Последние относились к западноевропейским динариям. Две из них — серебро короля Англии и Дании Канута Большого 1017—1023 гг., чеканенные на английском монетном дворе. Третья монета — времен короля Эдуарда Исповедника (1042—1066 гг.). Купец этой усадьбы, безусловно, поездил по торговым путям Европы...
В течение XIX—XX вв. при земляных работах на стройках и при археологических раскопках в Киеве было найдено немало кладов со старинными ювелирными изделиями времен Киевской Руси. Исследователи пришли к выводу, что большинство из них зарыто, когда в конце 1240 года престольный град обложили татаро-монгольские орды. Любопытно, что в избежавших татарского нашествия древнерусских городах — Новгороде, Пскове, Смоленске — не находят ювелирных изделий того времени. При нападении на Киев в 1240 году множество людей погибли или убежали за его пределы. Большинство владельцев сокровищ не вернулись в свои дома, и их ценности пролежали под землей века.
Эти сокровища рассказывают об изысканном таланте киевских мастеров. Около двух пятых всех вещей найдены в «городе Владимира» — между Большой Житомирской и Андреевским спуском.
Киевские князья владели сказочными богатствами. В 1075 г. к Святославу Ярославичу приехали послы немецкого короля Генриха. Князь показал им свои ценности. Летописец вспоминает: «Они видели огромное количество золота и поволоки... (шелковые ткани. — Авт.)».
Большинство кладов найдено на месте бывших боярских усадеб. Интересны драгоценности, например, обнаруженные на Рейтерской улице в 1876 году: ювелирные изделия киевских мастеров, ценности иностранного происхождения. Ученым удалось проследить весьма любопытную историю некоторых из них. На двух серебряных чашах по краям вырезаны слова: «Набивая брюхо, помни о бедняках». Русские слова «княжа» и «спасова» были вырезаны позднее, слово «княжа» зачеркнуто. Очевидно, сначала чаша принадлежала князю, а затем стала собственностью Спасского монастыря.
А вот история серебряной чаши, изготовленной в Южной Италии. В 1112 году дочь князя Владимира Мономаха Ефимия вышла замуж за венгерского короля Коломана. Брак этот был кратковременным. Через год Ефимия вернулась в Киев. Вместе с прочим имуществом она привезла домой серебряную чашу. Возможно, во время похорон Ефимии Владимировны в 1139 году эту чашу подарили Спасской церкви на Берестове. А во времена татаро-монгольского нашествия ее с другими ценностями перенесли в Киев и зарыли в одном из больших боярских дворов...
Неподалеку от Спаса на Берестове, под земляным валом, построенном еще при Петре I, археологи обнаружили полторы тысячи монет — крупнейшая нумизматическая находка. Кстати, в одном кувшине. Возможно, это сокровище зарыли во время нападения врагов. Мол, закончится все, тогда и отроем. Но, вероятно, владелец клада погиб или попал в плен, вот и пролежали сокровища столетия.
Эти отчеканенные в Чехии монеты датированы 1300—1418 годами. Они считаются первыми серебряными деньгами. Каждая монета содержала до трех граммов серебра.
Известно, что XIV—XV вв. в истории Киева — «черное пятно». Город был полностью разрушен, а население истреблено ордами степных кочевников. И вот эта находка засвидетельствовала: экономическая и культурная жизнь Киева не прекращалась, и Лавра, как и прежде, существовала и во времена вражеских нашествий, и во времена моров и эпидемий.
Киев богат кладами. Ежегодно археологические экспедиции НАН Украины находят новые и новые сокровища, пролежавшие в земле не один век. Так, в 1986 году на Кудрявской улице отрыли золотые, медные, серебряные женские украшения XI—XII вв., оправленные эмалью и покрытые позолотой. Ими теперь могут полюбоваться посетители Национального музея Украины. Несколько позже на той же улице археологи обнаружили фортификационные валы, тянущиеся до самых Золотых ворот.
В 1998 году на территории Михайловского монастыря найдены 23 серебряные гривни и несколько золотых вещей. А Старокиевская археологическая экспедиция в том же году на Владимирской, 12, нашла необычный клад — бронзовую миску, большое блюдо, кружку «водолей» в виде птицы.
Но, кроме археологов-профессионалов, сокровища в Киеве ищут и фанаты-любители: одни для наживы, другие считают это романтикой. Но и те, и другие своими действиями наносят огромный вред науке. А иногда романтика таинственных поисков оборачивается трагедией. Так, например, в 1842 году неподалеку от Десятинной церкви такой «археолог»-фанат нашел клад старинных изделий из золота и серебра. Тайно вывез его в свой дом. Утром клад исчез, а самого хозяина нашли мертвым...
Часто такие охотники за сокровищами гибнут от мин и снарядов времен последней войны. А бывает, что их засыпает землей...
Во время реконструкции Майдана Незалежности к работе были привлечены ученые экспедиции Института археологии Национальной академии наук Украины во главе с кандидатом исторических наук Михаилом Сагайдаком. На глубине нескольких метров перед ними открылась картина жизни древних киевлян. Обнаружили деревянные остатки фортификационных сооружений, следы древней каменной застройки, остатки от пожара ХІІІ в., зажженного татаро-монголами. А еще — хорошо сохранившуюся старинную свинцовую печать. Принадлежала она одному из сыновей Ярослава Мудрого — киевскому князю Изяславу (1024—1078 гг.)
На печати изображен святой Димитрий, небесный покровитель Изяслава. Идентифицировали печать и увидели надпись: «Святий Димитрій». А на ее верхней стороне изображен родовой герб князя, похожий на цветок ромашки. Археологами раньше были найдены восемь печатей этого князя, и четыре из них — в Киеве.
Множество тайн все еще хранят киевские холмы. И ежегодно, благодаря кропотливому труду археологов, появляются на свет из-под многовековых напластований многочисленные находки — наследство наших далеких предков,. И пусть не все они из благородного металла, но это бесценные сокровища, ведь они приоткрывают неизвестные страницы прошлого, страницы истории древней столицы нашей независимой Украины — Киева...