На пресс-конференции министра по делам семьи, молодежи и спорта Равиля Сафиуллина, посвященной 100 дням работы министерства, мало кто из присутствующих журналистов ожидал сенсаций. В самом деле, что можно успеть сделать всего лишь за три месяца? И хотя министерство подготовило большой информационный листок с цифрами, фактами и планами на будущее, ожидания многих вполне оправдались.
Основными приоритетами работы, как и в прошлые годы, остались усыновление и защита прав детей, семейная и гендерная политика, оздоровление и отдых детей, работа с молодежью, развитие физкультуры и спорта в стране, а также помощь малообеспеченным и многодетным семьям.
Как сообщил министр, сегодня все многодетные семьи — а таковых в Украине около 400 тысяч — пользуются рядом льгот и финансовой поддержкой государства. Среди них: 50-процентная скидка на оплату квартиры и коммунальных платежей, на стоимость топлива; внеочередная установка телефонов; дети в таких семьях имеют право на бесплатное получение лекарств по рецептам врачей, ежегодную диспансеризацию, бесплатный проезд в общественном транспорте, путевки на отдых и оздоровление. А в июне было принято постановление Кабмина и начата работа по выдаче родителям и детям из многодетных семей соответствующих удостоверений.
То, что не все у нас в этом плане так хорошо, как можно подумать, читая лишь официальные отчеты, стало ясно уже после того, как среди достижений своего ведомства за отчетный период г-н Сафиуллин назвал начало выплат задолженности по одноразовой помощи матерям-героиням, получившим это звание в прошлом году. Предполагается, что до четвертого квартала государство рассчитается по этим долгам, а в конце года выплатит деньги тем женщинам, которые получат звание матерей-героинь в течение нынешнего года (их уже около 16 тысяч, а всего в стране — более 44 тысяч).
Не особо надеются на помощь государства и сами многодетные мамы. Как рассказала одна из них, 40-летняя Светлана, воспитывающая пятерых детей, основная помощь идет по линии малообеспеченных семей. Они пользуются приличными льготами при оплате квартиры, детей кормят в школе, получают материальную помощь на каждого ребенка (начисляется доплата до прожиточного минимума), бесплатную школьную форму. Но за исключением формы всеми прочими благами многодетные мамы могут пользоваться лишь в том случае, если они работают, то есть получают зарплату, исходя из размеров которой и определяется размер доплат, субсидий и т. д. Получается, если в семье хоть десять детей, и младшему уже исполнилось шесть лет, оба родителя должны работать! «У нас в доме живет семья, в которой девять детей, — говорит Светлана, — но они не получают пособие, так как отец пьет и не приносит справку о доходах».
Во всем остальном поддержка государством многодетной семьи практически ничем не отличается от таковой для всех прочих семей. «В школу детей взяли без проблем, а чтобы устроить дочку в детский садик, пришлось внести благотворительный взнос — правда, не 500 грн., как везде, а всего лишь 200 (!), — рассказывает Светлана. — Только после этого у нас приняли заявление. С оздоровлением детей тоже интересно получилось. Нам всего один раз предложили отправить на море двух старших детей — но в марте! Конечно, мы отказались».
Сходная ситуация, когда на бумаге все выглядит более привлекательно, чем есть на самом деле, наблюдается на других направлениях, признанных министерством приоритетными. Взять, скажем, летний отдых детей. В этом году предполагается оздоровить менее половины всех школьников страны. На 100% обеспечить путевками чиновники решили только детей-сирот и лишенных родительской опеки, а на 70% — детей из малообеспеченных семей. Однако если посмотреть статистику учреждений, в которых дети будут проводить лето, то в основном это лагеря с дневным пребыванием, то есть школы. Как констатирует министр, несмотря на все предпринимаемые в прошлом меры, контроль со стороны министерства, количество учреждений для оздоровления детей неизменно уменьшается. В этом году даже предполагается ввести электронный реестр подобных учреждений, однако вряд ли он сможет существенно повлиять на ситуацию.
Не впечатляют достижения и в молодежной политике. Наиболее заметными в этом плане были программы министерства по кредитованию жилья и предоставлению первого рабочего места. Идеи неплохие и вполне могли бы поддержать молодых людей. Однако средств, которые на эти цели выделяются, явно недостаточно для предоставления необходимой помощи всем желающим. На гарантирование первого рабочего места, к примеру, в бюджете на этот год заложено аж 10 млн. грн., которые должны пойти на дотации работодателям. Учитывая, что молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет в Украине 15 млн., то цифра дотаций выглядит практически символической.
На кредитование молодежного жилья в нынешнем году предусмотрено выделить 20 млн. грн. и еще 117,8 млн. грн. на компенсации процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, работающим по программе молодежного кредитования. И хотя это почти вдвое больше, нежели выделялось из бюджета в 2009-м, понятно, что этих денег недостаточно.
Чуть радостнее выглядит ситуация с физкультурой и спортом. В июне стартовала Всеукраинская программа создания многофункциональных спортивных площадок «1000 площадок», первые из которых открылись в Киеве и Донецкой области. В 2011-м должно быть создано 200 таких площадок, а с 2012 года предполагается строить уже по 500 ежегодно. Также с 2011 года планируется ежегодно сооружать в стране по 15 крытых ледовых дворцов и плавательных бассейнов с 50-метровыми дорожками. Главное, чтобы денег хватило и чтобы занятия там были доступны для всех детей.
Собственно, можно долго озвучивать достижения и планы на ближайший период. Говорить о подготовленных законопроектах Государственной программы поддержки семьи, о противодействии торговле людьми, насилию в семье, о возобновлении работы отдела министерства по вопросам гендерной политики, погашении задолженностей и повышении финансирования государственных программ, создании Дома молодежи в Киеве, о работе центра патриотического воспитания, формировании здорового образа жизни и многом другом. Проблема в том, что на жизни каждой отдельно взятой украинской семьи все это отражается очень слабо. Если вообще отражается.
И дело не в том, что предпринимаются какие-то неправильные шаги, а скорее в отсутствии единой государственной политики по отношению к семье, четкой стратегии и тактики. Сегодня каждое из трех министерств, имеющих отношение к семейной политике — Министерство по делам семьи, молодежи и спорта, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения, — решает вопросы семьи в меру своих возможностей и полномочий. Единой же концепции, по сути, нет.
Между тем многие вопросы вполне можно было бы решить даже в условиях весьма ограниченного финансирования. Допустим, детский отдых, в котором сегодня крайне нуждаются маленькие жители индустриальных регионов и крупных городов. Стоимость путевок даже в обычные летние лагеря часто превышает среднюю зарплату по стране, а если детей в семье двое — то летний отдых становится непозволительной роскошью и для вполне, с точки зрения статистики, благополучных семей. В то же время власти легко могут решить данную проблему, причем не только частичной или полной компенсацией стоимости. Такой опыт есть в Донецкой области, где власти минимизировали для оздоровительных учреждений налог на землю, — сделали его в размере 1%, тогда время как для других он остался на уровне 9—15%.
Наверняка можно найти и другие возможности (например, путем различных льгот предприятиям) снизить стоимость путевок, занятий в многочисленных спортивных секциях, сделать жилье и работу более доступными для молодых людей. Словом, реально поддержать каждую семью, показать, что государству не безразлична не только численность населения, но и то, как живет каждый ребенок, что у него есть для физического и духовного развития. Думаю, тогда государству не нужно будет предпринимать особых усилий по улучшению демографической ситуации в стране — это сделают сами граждане.