В Черкассах кипят нешуточные страсти вокруг двух спортивных школ (ДЮКСШ № 1 и ДЮСШ
№ 2). Дело дошло до пикетирования горисполкома и многочасовой «оккупации» конференц-зала мэрии тренерами, учащимися школ и их родителями.
Роль дрожжей, вызвавших брожение общественности, на этот раз сыграло решение горисполкома от 19.10.2004 г. о передаче упомянутых школ, ранее подчиненных непосредственно управлению образования, в подчинение комитету по физической культуре и спорту горисполкома.
Проблема эта не местная — общеукраинская. Предыстория конфликта такова. До 2001 г. ДЮСШ Украины финансировались из госбюджета и находились в подчинении Министерства образования и науки. С 01.01.2001 г. ДЮСШ стали финансироваться за счет средств местных бюджетов, но не через управления образования, что было бы логично, а через комитеты по физической культуре и спорту. Произошло это, по мнению специалистов, из-за некоторых несогласованностей, вкравшихся в новый Бюджетный кодекс (БК). Здесь мы не будем лезть в дебри параграфов, чтобы не уйти от сути дела. Скажем лишь, что после введения в действие нового БК в фактическом двойном подчинении по Украине оказалось 634 ДЮСШ, в которых учатся свыше 300 тысяч детей. Как мы понимаем, в случае возникновения противоречий в законодательстве возможны три модели поведения местных исполнительных органов власти. Один путь: оставить все как есть до разъяснения недоразумения путем, скажем, принятия ВР поправок к закону или разрешения противоречия в судебном порядке. Именно поэтому в подавляющем большинстве случаев местные советы в государстве до поры до времени и оставили ДЮСШ в двойном подчинении. Второй путь: руководствуясь здравым смыслом и интересами дела, в данном случае интересами детей, на месте устранить противоречие двойного подчинения. Ну и третий путь: используя сложившуюся ситуацию, руководствоваться не здравым смыслом и не интересами дела, а какими-то иными соображениями.
Накануне 19.10.2004 г. в Черкассах ничто еще не предвещало бури. На сессию горсовета был вынесен проект решения о том, чтобы финансирование ДЮКСШ № 1 и ДЮСШ № 2 осуществлялось не через горспорткомитет, а через городское управление образования. То есть в Черкассах предприняли попытку преодолеть противоречие по второй описанной нами схеме. Возвращение спортшкол в систему образования оправдано тем, что детско-юношеские спортшколы зачастую пользуются помещениями — спортивными залами и тирами общеобразовательных школ. Но решение, как видим, неожиданно приняли диаметрально противоположное. То есть городские власти предпочли третью схему.
Конечно, стороннему наблюдателю может показаться, что нет разницы из какого, условно говоря, кармашка горисполкомовского кошелька финансируются ДЮСШ. Поначалу у меня возникло подозрение, что дело здесь если не в личных, то в ведомственных амбициях. Но разница, как оказалось, есть. И дело тут вовсе не в амбициях «освитян». Я провел, в некотором смысле, журналистское расследование.
На общественных слушаниях в горисполкоме, которые были стимулированы пикетом 15 ноября, председатель комитета по физической культуре и спорту Виталий Литовкин убеждал присутствующих, что ДЮСШ только выиграют от переподчинения, что ни для тренеров, ни для учащихся в худшую сторону ничто не изменится.
В.Литовкин сказал: «За последние три года ничто не переменилось в худшую сторону. Все школы как работали, так и работают…» На это мгновенно отреагировал Анатолий Депутат, начальник управления образования и науки: «Неправда! 12-я и 26-я школы отказались от сотрудничества!» Он имел в виду, что директоры общеобразовательных средних школ №№12 и 26, в которых ранее проводились тренировки спортивных школ, перестали предоставлять помещения «чужакам». Заговорив о затратах на свет и отопление, они начали предоставлять эти помещения (речь идет о спортзале и тире) для тренировок в неприемлемое вечернее время. В результате количество учеников в ДЮСШ за три года значительно сократилось. Например, в ДЮСШ
№ 2 в 2001 году училось 550 детей, к настоящему времени их осталось 203. В ДЮКСШ № 1 практически прекратили существование волейбольная и гандбольная секции. Последняя, к слову сказать, входила в высшую лигу Украины.
И вот полное переподчинение. Работники спортшкол шокированы. В их среде горкомитет по физической культуре и спорту пользуется нехорошей славой.
Анатолий Божок, директор ДЮКСШ № 1 сказал: «В передаче нас спорткомитету логика отсутствует. Судите сами, у нашей школы нет собственной базы, мы пользуемся помещениями общеобразовательных школ, которые находятся в ведении управления образования горисполкома. Для чего нас передавать спорткомитету?.. Из-за этого мы в образовательных школах стали бедными родственниками и уже потеряли несколько секций. Сейчас мы провели собрание по вопросу реорганизации школы в клуб. Сделано это, чтобы остаться в системе образования. Клубы спорткомитету не нужны».
О нелогичности переподчинения и торопливости решения говорит и Михаил Санжаровец, начальник областного комитета физической культуры и спорта Министерства образования и науки Украины: «Такие вопросы надо решать с государственных позиций, делать так, чтобы было лучше и детям, и преподавателям школ. Принимая поспешное решение, горисполком с людьми не посоветовался. А мы видим, что с тех пор, как финансирование пошло через спорткомитет, положение спортшкол ухудшилось. Есть примеры областей — Днепропетровской, Львовской, где проблему решили корректно на уровне местных администраций. Это и у нас сделать несложно. Достаточно в управлении образования открыть функцию «физкультура и спорт», и противоречие будет устранено. Тем более что Бюджетный кодекс никакого переподчинения и не требует. Позиция нашего комитета — оставить сеть ДЮСШ при управлении образования. В области у нас 15 ДЮСШ и три клуба. Однако проблема почему-то возникла только в Черкассах».
Давно известно, что думать, будто в том или ином событии нет логики — заблуждение. Логика есть всегда. Ее поиск в моем расследовании длился недолго.
Один из спортивных чиновников, посвящая меня в суть «спортивного передела», рассказал, что на самом-то деле городскому спорткомитету ДЮКСШ № 1 не нужна, так как у этой школы своей спортивной базы нет. Первую школу пристегнули к этому делу, чтобы не сразу был понятен смысл переподчинения. Он сказал: «Весь сыр-бор разгорелся из-за того, что комитет горкомспорта хочет заполучить фехтовальщиков ДЮСШ № 2. Это также площади свыше 300 квадратных метров: великолепный зал, душевые, сауна, раздевалки… У Литовкина при комитете числятся пять школ. Но у них своей нормальной базы нет, залы и помещения они чаще всего арендуют. А в некоторых случаях сдают. Тренеры в штатном расписании есть, но порой занимаются не спортивным воспитанием, а бизнесом».
Спрашиваю Людмилу Шкаликову — тренера ДЮСШ № 2, мастера спорта по фехтованию — о подоплеке переподчинения. Она отвечает: «Особой тайны никто и не делает. Так совпало, что именно 15 ноября, когда мы возвратились после пикета мэрии, к нам в школу зашел, даже не подумав представиться, человек с бритой головой… Складывалось впечатление, что он боялся опоздать. Говорил торопливо: «Я слышал, зал сдается в аренду?» То есть вновь по городу слух пошел… А прежде ко мне, наверное, раз двадцать подходили разные люди, на ухо нашептывали, предлагали сдать зал в аренду… Это для нашего зала совершенно невозможно. В городе это единственный зал, специально оборудованный для тренировок фехтовальщиков. И мы знаем, чем закончится сдача зала в аренду. У нас уже есть печальный опыт». Далее Людмила Николаевна рассказала интересную историю: «Получилось, как в сказке о зайкиной избушке: заяц пустил в дом лису, а она его и выгнала. Когда-то был у нас другой фехтовальный зал. К нам долго напрашивался один симпатичный парень. Говорил: «Вы по воскресеньям не работаете, сдайте зал на эти дни». Уговорил. Мы (нас было два тренера по фехтованию) уехали летом в отпуск. Приезжаем через месяц, заходим в зал и… чуть в обморок не упали. На наших фехтовальных дорожках стоят ряды спортивных тренажеров для атлетов — «качков». Установлены стационарно, крепления в пол вмонтированы… Так мы зал и потеряли. А потом три года мыкались по разным чужим помещениям, занимались на узеньком балконе в бассейне. И вот появился этот зал. Прежде здесь крутили кино, он нам достался разгромленным, ободранным, с бетонными полами. Здесь все сделано нашими руками: деревянные полы, остекление, дорогостоящая воздушная вытяжка, специальное оборудование, покраска… Вся подоплека переподчинения — получить этот зал. А потом выжимать из него все что можно. Если посмотреть, каково было финансовое участие спорткомитета в нашей жизни за учебный 2003—2004 год (по секции фехтования), то это всего лишь менее пяти процентов от общей суммы затрат. Остальное (а это около 47 тысяч гривен) — спонсорские средства. И пусть кто-нибудь вразумительно объяснит, какой смысл нам переходить к Литовкину? Мы прекрасно без него обходимся, успехи наших фехтовальщиков известны. Он божится, что единственный в городе фехтовальный зал сохранит. Так и управление образования сохранит. Зал находится в великолепном состоянии, ремонт сделан совсем недавно. А для сдачи в аренду и проведения коммерческих выступлений и соревнований спорткомитет пусть найдет себе другое место. За свой зал мы будем бороться…»