Отшумело созванное Научным центром развития туризма, действующим в составе Министерства культуры и туризма, совещание по вопросам разработки «Стратегии постоянного развития туризма и курортов в Украине». Пригласили на него представителей высших учебных заведений соответствующего профиля, чиновников разного ранга от туризма, журналистов(присутствующих автор насчитал более 70 человек).
Впечатления от мероприятия мажорными назвать язык не поворачивается. Однако могли ли они быть другими? Ведь и непосвященному понятно, что отечественный туризм, о котором не вспоминает только ленивый, будет развиваться лишь при условии надлежащего отношения к нему государства.
Присутствующие на мероприятии, которым выпала возможность высказать наболевшее, воспользовались этим сполна. Где же еще выплакаться прибывшим из регионов, как не в столице?.. Словом, немало интересного услышали участники совещания, которое традиционно не почтили своим присутствием чиновники высокого ранга (кроме председателя Госслужбы курортов и туризма г-на Пахли).
То, что ситуация в туристско-рекреационном комплексе как Украины в целом, так и всех ее регионов в частности в течение продолжительного времени крайне неутешительна, констатировали все. Выступающие (Анатолий Пахля как председательствующий, к его чести, старался предоставить слово всем желающим) также распекали тех, от кого зависит развитие курортно-туристической отрасли. Вспоминали опыт других стран. Рассказывали о своих проблемах и достижениях. Справедливости ради отметим, что в регионах, где трезвыми глазами смотрят на Киев, чиновный люд старается помогать отрасли, используя все возможности. Касается это, в частности, Ивано-Франковщины, областное руководство которой надеется в нынешнем году принять свыше миллиона туристов. И немало делает для того, чтобы цифра эта стала реальностью. Тем не менее для таких примеров пальцев одной руки многовато.
Досадно, что столичные чиновники от туризма не порадовали присутствующих собственными ноу-хау, одно из которых — размещение схем туристических маршрутов и информации о них в общественных местах. На Крещатике, ближе к потребителю. А вот первый в столице информационный туристический центр был создан без участия этих самых чиновников, а лишь благодаря инициативе тех, кто болеет за состояние дел в туристической отрасли. Можно было бы спросить, для кого же тогда февральский указ президента? Наверное, не для «старой-новой» гвардии в горсовете и горадминистрации. При случае отметим, что по просьбе председателя постоянной комиссии Киевсовета по вопросам семьи, молодежи, спорта и туризма г-на Филиппова кафедра страноведения и туризма университета им.Т.Шевченко еще в октябре прошлого года предоставила соответствующие предложения относительно развития столичной туротрасли. Как рассказал позже один из чиновников исполнительного звена, их предложения проигнорировали...
Изменить состояние дел к лучшему можно лишь при условии принятия нового закона Украины «О туризме» и его неуклонного соблюдения всеми субъектами хозяйствования, властью и гражданами. Государственная политика в области туризма должна быть инновационной, рациональной, комплексной и системной. А закон должен предусматривать реализацию следующих стратегических мероприятий.
Разработка планов/программ по повышению качества отечественного турпродукта. Эти и подобные планы/программы должны определять стратегию развития туристическо-рекреационной отрасли на кратко-, средне- и долгосрочную перспективы, предусматривать расширение географии и повышение качества услуг, формирование новых турпродуктов, технологическое развитие и инновации в отрасль и тому подобное. В рамках программ следует предусмотреть создание института по повышению качества турпродуктов, который должен контролировать деятельность частного сектора, разрабатывать стандарты и нормативы в отрасли.
Также нужно предусмотреть усиление позиций местных администраций в осуществлении региональной туристической политики: предоставить им право устанавливать льготные «каникулы» для субъектов турбизнеса, использовать средства местных бюджетов на развитие и реконструкцию туристической и сопутствующей инфраструктур, памятников истории, культуры, архитектуры, археологии и тому подобного.
При разработке указанных планов/программ следует руководствоваться установкой на развитие и последующее доминирование прежде всего иностранного (въездного) и внутреннего туризма, установив для субъектов предпринимательской деятельности четкие пропорции относительно туристов, которых они намерены обслуживать. Ко всей этой работе следует привлечь, наряду с представителями соответствующих органов законодательной и исполнительной власти, практиков и ученых.
Пропаганда туристических возможностей Украины. То есть наличие соответствующих веб-порталов (общегосударственного и регионального уровней), туристических информационных центров и их филиалов в низших по рангу административно-территориальных образованиях и за рубежом (прежде всего в странах — самых крупных и потенциальных поставщиках туристов), разнообразной высококачественной печатной продукции (каталогов, проспектов, флаеров, постеров, почтовых открыток и тому подобного), материалов на электронных носителях (видео, аудио, CD, DVD), распространяемых на соответствующих международных туристических ярмарках, выставках, конгрессах и т. п., а также сувенирной продукции.
Высший орган исполнительной власти, призванный осуществлять политику страны в туристической сфере, должен иметь зарубежные представительства, прежде всего в соседних странах, а также в государствах, являющихся крупнейшими поставщиками туристов, и тех, которые могут — при соответствующем промоушене — стать такими в недалеком будущем.
Финансирование из государственного и местных бюджетов объектов туристическо-рекреационной и социальной сфер, реконструкция историко-культурных памятников и тому подобное. Средства на развитие туристической сферы могут быть получены, в частности, из внебюджетных фондов развития туризма: как общегосударственного, так и местных. Контролировать использование этих средств должны общественные советы. Деятельность фондов, безусловно, должна быть прозрачной.
Стимулирование развития новых, в т.ч. активных, видов туризма. Украина имеет незаурядный потенциал для развития многих нетрадиционных видов туризма, пока не получивших надлежащего распространения: военного, кайтинга, джиппинга, диггерства и тому подобного. Значительной поддержки требует сельский зеленый туризм.
Также следует обратить внимание на опыт других стран, которые существенно увеличили количество местных и зарубежных отдыхающих, в частности, за счет открытия пляжей для натуристов и нудистов, предоставления больших возможностей представителям секс-меньшинств и пр.
Стимулирование инвестиций в туристическую отрасль. Потенциальные инвесторы, прежде всего иностранные, ожидают понятных и прозрачных правил своей деятельности в Украине. Между тем нынешнее законодательство и органы власти различных уровней своими действиями отпугивают как отечественных, так и зарубежных инвесторов от реализации их намерений. И это несмотря на то, что немало иностранцев готовы вложить значительные средства, в частности, в развитие гостиничного хозяйства.
Очевидно, что указанные предложения не являются исчерпывающими. Тем не менее, если разработчики нового закона Украины «О туризме» учтут их, это позволит превратить туризм в высокорентабельную отрасль отечественной экономики, а Украине — занять ведущее место на мировом рынке туристических услуг.
Надеемся, новый парламент не будет тянуть с принятием нового закона. А «новая-старая» власть наконец начнет относиться к нему так, как в демократических странах. Тогда, глядишь, и Украине лучшая судьба улыбнется. Будем верить?..