В Польше все же решили ввести почти полный запрет абортов. Несмотря на то, что протесты против соответствующего решения Конституционного суда страны не стихали три месяца подряд, 27 января постановление было опубликовано и вступило в силу.
До того аборты в Польше разрешались в случаях угрозы здоровью матери, тяжелых пороков развития плода и беременности в результате изнасилования. Теперь же прерывание беременности будет запрещено и в случае серьезных пороков развития нерожденного ребенка. Конституционный суд мотивировал свое решение тем, что уже с момента зачатия эмбрион является человеком и гражданином. Таким образом прерывание беременности нарушает конституционное право на защиту жизни.
Время от времени дискуссии о запрете абортов всплывают и в нашей стране. Однако, что происходит с нежеланными детьми?
По информации Уполномоченного президента Украины по правам ребенка Николая Кулебы, свыше 90 тысяч детей, имеющих биологических родителей, проживают в интернатных учреждениях Украины. Этих детей называют социальными сиротами, и причины отказы от них разные — бедность, асоциальное поведение биологических родителей, трудные врожденные недостатки развития. Но в отдельных случаях родители отдают ребенка в интернат просто потому, что он был нежеланным.
Виктория Федотова, руководитель ОО «Мартин-клуб», организации, которая помогает детям и женщинам в кризисные периоды, предоставляя социальные и правозащитные услуги, подтверждает: женщины отдают новорожденных в детские дома большей частью из-за материальных проблем. Но бывают и исключения.
«Я помню одну женщину из зажиточной семьи, которая отказалась от своего абсолютно здорового ребенка, потому что она его «нагуляла». Женщине было около сорока лет, ее отец был известным в городе гинекологом, семья жила в благосостоянии. Но она побоялась общественного мнения. Мы уговаривали эту женщину как могли, приводили ужасные примеры того, что может ожидать ребенка в интернате. Нам не удалось ее убедить. Ребенок попал в детский дом, и как сложилась его судьба дальше, нам неизвестно. Если мать не видит своего ребенка первые четыре дня после его рождения, не кормит малыша грудью, у нее не формируется материнский инстинкт. Поэтому тема нежеланной беременности очень тяжелая», — рассказывает Виктория Федотова.
Что происходит с женщиной, которой государство диктует, как распоряжаться своим телом, или которую принуждает рожать ребенка от насильника? Какими могут быть последствия для психики женщины и родившегося ребенка, если ее побуждают вынашивать и рожать нежеланного ребенка? На эти вопросы отвечает психотерапевт Центра психического здоровья и травматерапии «Форпост HELP» Олеся Ольховик.
— В норме, в процессе воспитания и взросления ребенок знает, что его тело — только его. Что он/она имеет право в детстве не обнимать/целовать того, кого не желает, независимо от степени родства. Знает, что к телу могут притронуться только с его разрешения. Если из-за проблем со здоровьем необходимы инвазивные исследования, ребенку все подробно объясняют, предупреждают его о неудобствах или болезненных ощущениях.
Первое ощущение «Я» в этом мире у нас очень телесное: вот я (мое тело), а вот — другие. Моя кожа — это моя граница (прежде чем появится осознанная система ценностей и приоритетов и более зрелое осознание своих границ).
В процессе нашей жизнедеятельности мы часто опираемся на друзей, коллег, единомышленников. Но первоочередная задача — опираться на себя, на свое тело, доверять ему, быть внимательными к телесным реакциям.
При запрете на аборт нарушается базовое ощущение, что я (женщина) могу руководить собой, в частности своим телом, опираться на него. А дальше идут уже более глубокие проблемы — я не руковожу своей жизнью, я не могу жить соответственно своим целям и ценностям. Дальше хуже — вероятна потеря направления и смысла жизни. В наше время практически все могут оценить негативные последствия абортов и сделать собственный выбор. Значит, что когда аборты запрещены, выбора у женщины нет, то есть нет свободы распоряжаться своим телом. Таким образом нарушается право защищать и отстаивать свои границы.
— Какие психологические проблемы могут возникнуть вследствие этого?
— В зависимости от типа нервной системы и внешнего окружения, это могут быть развитие дородовой и послеродовой депрессии, формирование выученной беспомощности, утрата ощущения идентичности, всякие соматические проявления.
— Какая жизнь ожидает нежеланного ребенка?
— Ошибочно считать, что при рождении ребенка автоматически включается материнский инстинкт. На самом деле материнский инстинкт иногда не появляется, даже если ребенок желанный. Для того чтобы жить и полноценно развиваться, нам нужно удовлетворять наши потребности. И это не только о пище, сне, гигиене. Это о потребности в безопасной привязанности, безусловной любви и принятии от эмоционально значимых людей. Если эти потребности не удовлетворяются, то у подрастающего человека формируются деструктивные правила жизни, которые не позволяют ему полноценно развиваться, опираться на этот мир, строить гармоничные отношения. И если ребенок пришел в этот мир не потому, что его ждали, вряд ли он может надеяться на удовлетворение этих потребностей.
— Какие шансы у нежеланного ребенка остаться в семье?
— Шансы есть, если есть семья... Но нежеланная беременность редко случается в глубоких партнерских отношениях. Чаще всего это результат быстротечных, опасных связей, сексуального насилия и т.п. Детям, родившимся вследствие таких обстоятельств, трудно рассчитывать на безусловную любовь и принятие. Даже если в семье удовлетворяются функциональные нужды, при игнорировании эмоциональных нужд (что неизбежно в случае непринятия матерью) психика нежеланного ребенка травмируется. Катастрофические последствия для психики имеет развитие синдрома госпитализма. Госпитализм — это отставание в психофизическом развитии ребенка одного-пяти лет вследствие недостаточного внимания или отсутствия эмоциональной связи с матерью (лицами, которые ее заменяют) или обособление ребенка от нее. И детские дома, где в конце концов могут оказаться дети, этих потребностей удовлетворить не могут, иногда — из-за ужасных условий проживания. В них трудно рассчитывать на взросление здоровой трудоспособной личности. Поэтому часто дети, нуждающиеся в государственной опеке, не становятся полноценными членами общества. Они чувствуют себя изгнанниками и ведут соответственно. Для того чтобы воспитать ребенка, понадобится много времени, а также физические и психические усилия. И здесь без желания и возможности реализовать эти усилия хотя бы одним взрослым не обойтись. Такой человек большую часть жизни проведет в условиях ограниченности и ответственности, так что недопустимо лишать его права выбора.
— Какие перспективы для ментального и физического здоровья нежеланного ребенка?
— Как было сказано выше, неудовлетворение базовых эмоциональных потребностей приводит к развитию ригидных схем жизни, неадаптивных жизненных стратегий. Таким людям очень сложно чувствовать себя в этом мире «своими», а не «изгнанниками». Вопрос психического/ментального здоровья неразрывно связан со здоровьем физическим. Высокий уровень ментальной травматизации не может не сказаться на физическом здоровье. Если психика не может переработать тот или иной болезненный опыт (покинутость, проживание в токсичных условиях детских домов), страдает тело.
Больше статей Оксаны Коновец читайте по ссылке.