Каждый родитель мечтает, чтобы его дети были здоровыми, умными, хорошими и в любой ситуации вели себя как маленькие леди и джентльмены. Но зачастую отпрыски выпускают колючки и ведут себя, мягко говоря, неучтиво. Мало кто из родителей знает, что детское непослушание часто зависит именно от поведения взрослых.
Психолог Р.Дрейкурс считает, что плохое поведение ребенка - всего лишь ошибочная цель, которую можно переориентировать. Он выделил четыре цели детского непослушания: внимание, уклонение, власть и месть. Психолог рекомендует родителям прислушаться к собственным ощущениям, чтобы определить, почему именно ваш ребенок не слушается. Если его поведение вызывает у вас раздражение - ребенок нуждается во внимании. Если чувствуете отчаяние, то, скорее всего, ребенок потерял веру в себя. Если мама и отец злятся - ребенок хочет показать свое влияние в семье, а если обижаются, значит - ребенок мстит.
Как-то за рубежом увидела социальную рекламу, поразившую меня до глубины души. Маленькая девочка протягивает листок со своим рисунком, обращаясь к маме: «Мама, мама, посмотри!» Но мама занята чем-то очень важным и не обращает на дочку внимания. Вот малышка уже немного подросла, и катается на велосипеде. Она счастлива, что научилась кататься, и радостно кричит: «Папа, папа, посмотри на меня!» Но отец очень занят, он разговаривает по мобильному телефону и даже не поворачивает голову в ее сторону. И, наконец, девочка стала подростком. Она сидит, прислонившись спиной к серой стене, и застывшим взглядом смотрит перед собой. Рядом - использованный шприц со следами мутной жидкости. Ей уже не нужно внимание тех, кого она так долго звала...
Чаще всего непослушание, а позже и асоциальное поведение детей бывают вызваны дефицитом внимания родителей. Маленькие дети могут мочиться в штанишки, младшие школьники начинают плохо учиться и безобразничают на уроках, подростки пробуют алкоголь или наркотики. Но все это направлено только на одно - привлечь внимание родителей.
Ранее прекрасно учившаяся девочка, вдруг начала приносить плохие оценки. Родители ругали ее, но ситуация время от времени повторялась. В разговоре с детским психотерапевтом, к которому обратились встревоженные родители, девочка сказала: «Когда я хорошо учусь и вежливо веду себя, они меня не замечают. Никогда не хвалят за хорошие оценки, как будто так и должно быть. А вот когда приношу плохие, папа и мама начинают меня ругать, стараются помочь с уроками, уделяют мне больше времени. Поэтому двойки я получаю нарочно, когда хочу, чтобы мама хоть немного побыла со мной, чтобы мы вместе почитали книжку».
Многие заболевания у детей, особенно у малышей, также обусловлены дефицитом внимания и любви. Зачастую родители сконцентрированы на материальной заботе - накормить, одеть ребенка, но мало дают ему душевной ласки. Дети чувствуют себя эмоционально обделенными. Вот пример довольно типичной ситуации: малыш идет в детский сад, потому что мама после декретного отпуска возвращается на работу. Большинство детей в первую же неделю начинают болеть. И дело не только в том, что в большом коллективе легко подхватить инфекцию, а в том, что мама, которая всегда была рядом, вдруг исчезает на целый день. А ребенок должен быть среди незнакомых детей и взрослых, которые не всегда приветливо встречают новичка. Болезнь - это один из подсознательных образов вернуть «потерянный рай», когда самый родной человек был рядом. Ведь когда ребенок заболевает, мама берет больничный, остается дома, готовит вкусный бульон из курочки, покупает новые игрушки. Вместе они читают книжку, складывают конструктор, рисуют... Становится тепло и уютно. Когда ребенок выздоравливает, мама снова возвращается на работу и опять-таки не уделяет малышу достаточного внимания. Потом очередная болезнь - и мама остается дома. Ребенок начинает болеть чаще и чаще, чтобы ощутить любовь, которую родители недодают ему, когда он здоров.
Кто-то переносит этот тип поведения во взрослую жизнь. Такие люди готовы надолго «убежать в болезнь», только бы чувствовать заботу родных и знакомых. Поэтому дарите больше любви и внимания здоровому ребенку.
Психотерапевты считают, что психологические проблемы у детей (тревога, страхи, непослушание) - не что иное, как отражение проблем родителей. Часто родители возвращаются с работы в плохом настроении, раздражительные. Дети замечают это на невербальном уровне (по мимике, жестам, поведению) и отражают поведение родителей. Поэтому общаться с ребенком нужно только тогда, когда пройдет усталость. Не следует обсуждать при детях финансовые проблемы, нелады на работе, конфликтные ситуации, эпидемию или экономический кризис в стране, отрицательно высказываться о других людях. Это может вызвать нарастание тревоги у малышей. Кроме того, не удивляйтесь, если в день рождения шефа ваш сын вдруг спросит, цитируя вас: «Так это тот старый осел, которому давно уже пора на пенсию?»
Есть родители, которые так часто и не всегда справедливо критикуют своего ребенка, что он постепенно теряет уверенность в своих способностях и силах. Через некоторое время перестает выполнять элементарные вещи - не делает домашнее задание, отказывается читать, не хочет убирать в комнате и т.п. И все из-за того, что ребенок боится, что его снова будут критиковать. «Им не нравится мой почерк? Так я и не буду стараться или вообще не буду писать! Пусть думают обо мне, что хотят». Ребенок подсознательно пытается преувеличить свои слабые места, чтобы убедить родителей в своей неспособности, неуклюжести, беззащитности. «Разве можно ожидать от меня успехов? Вы же сами убедили меня, что я ни на что не способен...»
Ругать и критиковать (как привыкли родители) в этой ситуации нет смысла, это может лишь усугубить проблему. Родители должны как можно скорее изменить свое поведение. Если есть хоть малейший повод - хвалите ребенка. Пусть он начнет с самых простых дел, а дальше, с вашей помощью, перейдет к более сложным. Первые успехи и ваша поддержка придадут чаду уверенности в собственных силах.
Если родители слишком контролируют ребенка, постоянно делают замечания, то наступает время, когда он начинает бороться за свое место в семье. Малыш (или подросток) будет стараться отстоять себя как личность, доказать свою независимость. И родители должны дать ребенку шанс показать это. Например, переложите на подростка самостоятельное выполнение уроков. «Ты достаточно взрослый, чтобы самому делать уроки и решать, сколько времени можешь уделять своему хобби. Если уроки сделаны - можешь играть на гитаре сколько хочешь. Но если это скажется на учебе, договоренность аннулируется, и заниматься музыкой начнешь только после того, как взрослые проверят домашнее задание». Как правило, подросток будет стараться выполнить эти условия, поскольку почувствует себя главным, и будет стараться сохранить эту позицию.
Дети могут обижаться на родителей за несправедливое наказание или за невыполнение обещанного. Часто обиду малыши переживают в душе, а внешне это проявляется в плохом поведении и постоянных протестах. «Вы плохие! Пойду от вас жить к дедушке и бабушке», «Вот заболею, умру, а вы по мне будете плакать». Родители должны пересмотреть свое поведение. Всегда ли справедливо мы наказываем ребенка за шалости и плохие поступки? Возможно, то, что совершило ваше дитя, не настолько и плохо. Чаще всего мы наказываем ребенка когда раздражены, устали или чувствуем собственную беспомощность, неспособность быть хорошими родителями. Прежде чем в очередной раз ругать ребенка, подумайте, будет ли его вина так же значительна спустя несколько дней. Порванное платьице можно зашить, а испачканную футболку постирать. Припомните, сколько тарелок вы сами перебили за свою жизнь. Если поступок ребенка был опасен для его жизни, тем более не следует кричать и обвинять его. Спокойно объясните, почему нельзя прыгать в воду на мелководье или почему надо быть внимательным на дороге.
Как видим, плохое поведение детей - это лишь своеобразный способ найти контакт с родителями или взрослыми. Помните слова известного французского актера Алена Делона о том, что трудный ребенок - это несчастливый ребенок? Поэтому чем счастливее будет ваш ребенок, тем легче будет ваше с ним общение. Дарите детям свое время и любовь - в ответ они подарят вам много приятных и радостных минут.