В конце весны я гостила у друзей в Чешской Республике в маленьком городке Трутнов. Как и в Украине, это время довольно хлопотное для родителей школьников и дошкольников - обсуждаются планы на будущий год, ведется запись в учебные заведения. Услышав, что подруга собирается записать младшего сына в детсад и посетить гимназию, где учится 11-летняя дочь, я не могла усидеть дома.
Первым пунктом нашего плана был детсад. Игрушки, украшения, столики со сладостями. Пока детвора весело общалась, угощаясь конфетами и печеньем, родители заполнили заявления и анкеты. Потом разобрали своих малышей и веселой гурьбой вышли из помещения. «Ну вот и записались в садик! Теперь будем ждать смс-сообщения с информацией о начале учебного года». Фантастика! Как выяснилось, никто не расспрашивал мою подругу не о месте ее работы, ни о желании сделать вступительный взнос. Вообще ни о чем, кроме данных о ребенке. Создавалось впечатление, что это не садик осчастливил родителей своей милостью, а родители его своим выбором. И последний штрих - заинтересовавшись большими куклами, которые встречали посетителей около входных дверей, моя дочь начала играть ими. «Нельзя!» - ухватила я ее за руку. «Пусть играет. Это все для детей», - сказала заведующая детсадом, как раз проходившая рядом.
Следующий пункт путешествия - престижная гимназия. Чтобы быть зачисленной туда после пятого класса, дочь моей подруги прошла серьезный конкурсный отбор. Скромное здание поразило меня. Простенькие шторы, старенькая таблица Менделеева в кабинете химии. Но - над доской большой плазмовый экран. «Здесь вкладывают деньги не столько во внешний вид школы, сколько в качественную организацию учебного процесса, его современное наполнение», - объяснила подруга. И даже домашние задания (тексты для перевода, упражнения и т.п.) присылают каждому ученику по электронной почте. Родительское собрание продолжается обычно 15–20 минут. И обсуждаются на них не вопросы ремонта класса. На последнем, которое посетила подруга, речь шла о расширении информационных возможностей сайта школы.
Ну а наших родителей и наши школы беспокоят несколько другие проблемы, намного прозаичнее. Разговаривая с администратором заведения в кабинете с шикарной мебелью или общаясь с охранником в холле с дорогими ламбрекенами, мы почему-то не удивляемся жалобам директора на недостаточное количество компьютеров, необорудованные мастерские для трудового обучения, просьбам помочь школе благотворительными или вступительными взносами. Более того, мы их понимаем и сочувствуем. И готовы на все, чтобы наш ребенок учился в самой лучшей школе. А что такое самая лучшая?
Как показало Всеукраинское интернет-собрание родителей будущих первоклассников, для 50% родителей самой лучшей является любая школа, расположенная около дома или места их работы. А вот для других 50% процентов имеет значение авторитет школы или конкретного учителя.
Театр начинается с вешалки, а школа - со двора. Итак, прежде чем прийти к директору престижной школы, проведите разведку. Осмотрите школьный двор: оборудован ли он спортивными площадками (безопасность уроков физкультуры!), местом для прогулок (особенно, если школа вашей мечты - школа полного дня). Не забудьте заглянуть и за угол здания - старшеклассники, выбежавшие на перерыве покурить сигаретку почти на глазах у учителей, лучше всяких слов продемонстрируют заботу заведения о своих учениках и действенности правил внутреннего распорядка.
Много интересного можно узнать, побывав на школьной площадке. Дети на прогулке, сопровождаемые грозными воплями «все закрыли рты!», лучше всего расскажут о рекомендованном вам учителе. Вместе с тем мягкий и одновременно энергичный, но не известный широкой массе педагог, весело прыгающий с детьми в «классики», может вас заинтересовать больше.
А вообще с популярным советом выбирать не школу, а учителя, хочется не согласиться. Потому что, кроме основных предметов, у младших школьников есть дополнительные (например, иностранный язык), который ведут учителя-предметники. Каков уровень их профессионализма? Вы не можете об этом знать наверняка. Как не можете быть спокойны относительно того, что ваш ребенок не услышит грязных бранных слов в коридорах школы, не побоится зайти в туалет, где второй урок подряд тусуется толпа старшеклассников-прогульщиков. А учителя, проходящие мимо них, ничего не слышат и не видят. Потому что администрация школы не выходит из кабинета и тоже ничего не слышит и не видит. Итак, лучше все-таки выбирать не только учителя, но и школу.
Одним из наиболее болезненных вопросов для каждого родителя является здоровье ребенка. Как продемонстрировало интернет-собрание родителей, самую большую угрозу здоровью они усматривают в большой учебной нагрузке на первоклассников. Поэтому, зайдя в вестибюль избранной школы, обратите внимание не только на расписание уроков (обычно оно составлено очень рационально и правильно, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами), но и на перечень факультативов. Дополнительные занятия по логике, иностранному языку, математике и т.п. - это хорошо. И именно они являются основной рекламной фишкой лицеев и гимназий. Но иногда бывает так, что замаскированные красивыми названиями наподобие «Математическая тропинка», «Словограй», «Английский разговорный», эти курсы - не что иное, как дополнительные уроки по математике, украинскому или английскому языку. И даже проводятся по тем же учебникам, что и основные предметы. Во избежание этой неприятности поинтересуйтесь у администрации школы расписанием занятий и программой работы факультатива (она должна расширять и дополнять, а не дублировать учебные программы). Если ваши опасения подтвердились, имеете все основания считать, что качество знаний учеников обеспечивается за счет увеличения количества уроков, а не их качества.
Еще один негуманный способ получить «высокие урожаи» знаний учеников - большие объемы домашних заданий. Официально есть нормативы, запрещающие «домашку» для первоклассников, ограничивающие ее объемы в других классах. Нельзя задавать домашнее задание ученикам начальной школы и на выходные. Но большинство родителей на собственном опыте убедились, как часто эти инструкции нарушаются. И это не потому, что педагоги и администрация не уважают правил - они традиционно стараются подстраховаться и переложить часть обучения детей на плечи их родителей. А потом, в старших классах, - на плечи репетиторов. Как узнать, перегружают ли учеников с помощью домашних заданий? Попробуйте поинтересоваться об этом у родителей, которые встречают под школой маленьких школьников. Как показывает опыт, большинство из них охотно обо всем рассказывают и даже показывают тетради.
Не следует ориентироваться при выборе школы и на такие формальные показатели, как результаты независимого тестирования и количество медалистов. Потому что очень трудно определить точно, кто внес больший вклад в эти хорошие результаты - школа или родители. Ведь в престижные школы идут, как правило, дети, родители которых могут и хотят вложить деньги в качественное обучение. Следовательно, они не постоят за ценой на хорошего репетитора при подготовке ребенка ко вступлению в вуз.
По результатам интернет-собрания, большую обеспокоенность родителей вызывает проблема обеспечения учеников начальных классов учебниками, соблюдение санитарно-гигиенических требований к помещению класса и туалетов, достаточности современного оборудования и необходимой техники, наличия спальни и игровой комнаты в группе продленного дня. Будем реалистами - в госбюджете нет на это средств. И гарантий относительно обеспечения учебниками нет. Поэтому, выбирая школу, забудьте о бесплатном образовании и будьте готовы поддержать ее добровольными вступительными и ежемесячными взносами. Размер их прямо пропорционален престижности заведения.
А в общем родителям в этом году хочется посочувствовать от чистого сердца. Потому что Минобразования, которому они честно рассказали на интернет-собрании о наболевшем, сделало не совсем те выводы, на которые надеялись доверчивые мамы и папы. В приказе №446 от 16.05 2011 г. «О подготовке к началу 2011/2012 учебного года» за подписью Дмитрия Табачника среди прочих содержится маленькое предложение: «До 15 августа обеспечить необходимые условия для обучения и воспитания учеников младших классов, привлечения местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, предпринимателей, общественности, меценатов и спонсоров к участию в акции «Дай руку, первоклассник». Обратите внимание, органы местной власти не обязаны, а привлечены к участию в акции. Потому что деньги на это их бюджеты вряд ли получат. Нет детальных приказов, программ или планов реализации объявленной инициативы. Следовательно, логичным будет вывод, что ключевой здесь является идея об участии предпринимателей, общественности, меценатов и спонсоров. Догадываетесь, кто это будет? Акция с красивым и благородным названием очень похожа на государственное благословение школам и далее выпрашивать деньги у родителей. Возможно, этой инициативе больше подходило бы название «С протянутой рукой для первоклассника»?
Интересно, что в упомянутом выше приказе следующим пунктом после акции «Дай руку, первоклассник», - требование «организовать региональные обзоры-конкурсы о состоянии подготовки дошкольных, общеобразовательных и внешкольных учебных заведений к новому учебному году». То есть Минобразования не просто благословит на выпрашивание денег, но и проконтролирует результат.
Интересно, у кого будет больше шансов победить в конкурсе - у престижной школы с крупными благотворительными взносами и, соответственно, помпезным видом или у скромного заведения, которое, по примеру чешского, захочет вложить средства не в жалюзи и кресла, а в учебный процесс?