Несмотря на то, что 2008 год официально признан Годом национального усыновления, Украина оказалась едва ли не последним в мире государством, которое решило ужесточить правила усыновления для иностранцев.
Так, после вступления в Евросоюз «закрыли свои ворота» для зарубежных родителей Румыния и Литва. Ряд строгих запретов на усыновление ввели в Болгарии, Грузии, Молдове и Белоруссии. В прошлом году к этим странам присоединилось и государство, лидирующее по количеству вывезенных иностранцами, в основном американцами, ребятишек, — Китай. По требованию местных властей будущие родители приемных детей из Поднебесной должны быть молодыми, стройными, красивыми и семейными. Поскольку закон запрещает людям старше 50 лет, с лишним весом, обезображенным лицом и не состоящим в браке становиться родителями лишенных опеки малышей. С введением таких норм власти Китая стали отмечать рост количества усыновителей среди собственных граждан. Ведь законодательство страны не приветствует рождение второго ребенка, но предусматривает ряд льгот для усыновителей.
У нас же процедура усыновления остается открытой для иностранных родителей. Фактически Украина является единственной страной-донором с минимальными ограничениями для потенциальных усыновителей из-за рубежа. Как следствие, страшные сообщения американской полиции о сексуальных издевательствах гражданина США Джона Волтера Крюгера над тремя усыновленными мальчиками из Украины. Невероятно, но факт: педофил-американец усыновил украинских детей для удовлетворения своего извращенного полового влечения. Когда полиция штатов вскрыла электронную почту насильника, то обнаружила там множество сообщений, в которых он советовал не переживать по поводу отсутствия сексуального партнера. Ведь его всегда можно найти в Украине, усыновив без особых проблем маленького ребенка. «И таких случаев мы не сможем избежать, если депутаты Верховной Рады будут оттягивать момент принятия Гаагской конвенции 1993 года, защищающей права каждого усыновленного малыша, — утверждает директор Госдепартамента по усыновлению и защите прав ребенка Людмила Волынец.
Но у народных избранников свое видение этого вопроса. Не секрет, что предложение ратифицировать Гаагскую конвенцию разными президентами и премьер-министрами Украины выносилось трижды на рассмотрение Верховной Рады прежних созывов. Впервые это было осуществлено в 1998 году, такие же попытки предпринимались в 2002 и 2006 годах. Но воз и ныне там. Почему? Говорят, в Верховной Раде у противников конвенции очень сильное лобби… Практически последние десять лет наша законодательная власть игнорировала желание Кабинета министров, работников социальных служб и сознательной части украинской общественности защитить права и свободы наших детей-сирот, усыновляемых иностранцами, путем принятия Гаагской конвенции. Пока же этого не случилось, отслеживать будущее вывезенных за рубеж украинских детишек с каждым годом становится все сложнее. «Ведь, когда наши сироты переезжают границу, мы теряем за ними контроль, — утверждает народный депутат, глава подкомитета по вопросам молодежной политики, семьи и детства Комитета ВР Украины по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма Екатерина Лукьянова. —На сегодняшний день утеряны следы 800 детей, о судьбе которых мы ничего не знаем. И виной всему несовершенство отечественного законодательства».
Так, в Семейном кодексе Украины на вопрос: кто и как обязан осуществлять контроль за украинскими детьми, усыновленными за границей, дается примитивный ответ, — консульский отдел. Иными словами, этим должны заниматься 4— 5 сотрудников посольства, которые несут ответственность за решение множества вопросов: регистрацию фактов рождения и смерти украинских граждан за границей, решение возникших проблем и вопросов у пребывающих за рубежом соотечественников, контроль за выездными и въездными документами и т.п.
—Возможно, в 1996 году, когда за пределами Украины в иностранных семьях проживало около тысячи украинских детей, контролировать их дальнейшую судьбу для консульских работников было делом посильным, — объясняет Людмила Волынец. —Но сегодня численность усыновленных иностранцами детишек выросла до 18 тыс. человек. Поэтому возникает вопрос: как столь немногочисленные работники консульских служб в разных странах мира могут проследить за будущим каждого вывезенного за границу ребенка? К примеру, в той же Америке — стране, растянутой на шесть часовых поясов, сегодня проживает девять с лишним тысяч усыновленных украинских детей. На территории этого государства находится четыре консульских округа, каждый из которых охватывает четвертую часть государства, протяженностью в два часовых пояса. В году — всего лишь 220 рабочих дней. Следовательно, разделив 9 тыс. на 220, а потом еще на 4, мы получим число 10. Такое количество ребятишек консульские работники Украины в США должны проведать за один день, чтобы раз в году осуществить контроль за всеми вывезенными в Америку детьми. Если учесть, что все они живут в разных семьях и городах, то можно с уверенностью говорить: эта задача не по силам ни одному работнику консульского отдела. А значит, данную норму закона можно считать «мертвой», поскольку она не выполнима, — утверждает Людмила Семеновна.
Но выход из данной ситуации есть. Так, по мнению служащих Госдепартамента по усыновлению, целесообразно было бы отдать право отслеживания условий проживания наших детей местным социальным службам, что и предусмотрено Гаагской конвенцией. Ведь усыновленный иностранцами украинский ребенок автоматически становится гражданином страны своего пребывания. Следовательно, он является полноправным членом зарубежного государства и имеет такие же возможности на защиту своих прав и интересов, как и его коренные жители. Единственная проблема — каким образом данные сведения должны поступать в Украину? Этот вопрос также урегулирован Гаагской конвенцией, где на него дается четкий ответ — сведения о будущем усыновленных детей из стран-реципиентов (принимающих ребятишек) в государства-доноры (отдающих на усыновление детей) должны передаваться через агентства, которые занимаются поиском детей для усыновителей. А с этим, по словам Людмилы Волынец, в Украине имеются определенные проблемы. Ведь наше правительство просто не желает легализировать структуры, которые готовят для нас иностранных родителей, боясь кому-то подарить возможность зарабатывать на усыновлении деньги. В результате подобные структуры в Украине давно мимикрировали до отдельных представителей, так называемых посредников, которые зарабатывают на этом немалые деньги, на что наше государство преспокойно закрывает глаза.
Но директор Госдепартамента по усыновлению Людмила Волынец не перестает надеяться, что в 2008 году народные избранники наконец-то встанут на защиту интересов украинских детей и признают Гаагскую конвенцию, которая решает проблемы наших сирот, усыновленных зарубежными родителями. Пока же этого не случилось отдельные украинские парламентарии собственным законотворчеством хоть как-то пытаются ограничить права иностранных усыновителей. Так, 10 апреля с.г. Верховная Рада единодушным большинством приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усыновления», большая часть которых касается иностранных усыновителей. В cтатьи 212 Семейного кодекса и 24 Закона Украины «Об охране детства», с целью оградить наших ребятишек от сексуальных домогательств, были внесены дополнения такого содержания: «Усыновление ребенка, который является гражданином Украины, не может проводиться иностранцем, не состоящим в браке…», то есть одинокими людьми.
Не менее важным можно считать и еще одну поправку к закону, касающуюся возрастного ограничения усыновителей. Отныне в cтатье 211 Семейного кодекса будет прописано, что разница в возрасте между ребенком и приемными родителями не должна превышать 45 лет. Такое положение, по словам депутата Екатерины Лукьяновой — инициатора данного законопроекта, необходимо для того, чтобы защитить маленьких украинцев от различных форм эксплуатации. Ведь случаи, когда одинокие пожилые люди, лишенные внимания собственных детей, хотят усыновить подростков, чтобы те присматривали за ними, не исключение. Нередко так случается, что бедным сиротам приходится ухаживать за собственным опекуном — дедушкой или бабушкой, что само по себе является нарушением прав ребенка, которого фактически вместо семьи отдали в трудовое рабство.
Вот только помогут ли принятые парламентариями поправки к законам, говорить сложно. Так как нет гарантий того, что даже в полноценных семьях с молодыми родителями маленькие украинцы не будут подвергаться сексуальному насилию и трудовой эксплуатации. Ведь очевидно, что только строгий контроль со стороны местных органов власти и социальных служб может выступать полноценной гарантией беспечного будущего каждого вывезенного за границу иностранными усыновителями ребенка. В чем убедилась большая часть государств мира, сотрудничающих в рамках Гаагской конвенции.