Паспортные мытарства, или Почему при замужестве лучше не менять фамилию?

20 ноября, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №44-45, 20 ноября-27 ноября

Если вы вышли замуж и сменили фамилию, будьте готовы к бюрократическим испытаниям. Ведь смена паспорта в Украине — дело хлопотное, отбирающее много времени, усилий и нервов. Попробуем разобраться, почему так происходит.

Если вы вышли замуж и сменили фамилию, будьте готовы к бюрократическим испытаниям. Ведь смена паспорта в Украине — дело хлопотное, отбирающее много времени, усилий и нервов. Попробуем разобраться, почему так происходит.

Неподготовленное нововведение

Еще год назад можно было поменять паспорт, вклеить туда фото или оформить регистрацию по новому месту жительства в местных ЖЭКах или ОСМД. С октября прошлого года процедура предоставления паспортных услуг была изменена: на смену паспортистам пришли администраторы, обслуживающие посетителей в Центрах предоставления административных услуг (ЦПАУ). Это ноу-хау было введено с целью облегчить жизнь украинцам, которым в наследство от Советского Союза досталась забюрократизированная система предоставления административных услуг. Из-за этого человеку, который пытался оформить любое право на собственность или получить документы, удостоверяющие личность, приходилось обегать множество государственных учреждений и организаций.

В качестве наглядного примера такой обременительной системы предоставления административных услуг можно привести процедуру регистрации новорожденного ребенка и получения на него государственной социальной помощи. Ведь сначала его родителям надо было обратиться в ЗАГС, потом зайти на прием к паспортисту, далее — в управление соцзащиты. Везде свои часы посещения и очереди, что доставляло женщинам с маленькими детьми на руках немало хлопот и неприятностей. 

Чтобы изменить ситуацию, на законодательном уровне было предусмотрено создание на территории Украины центров предоставления административных услуг, где граждане могли бы обслуживаться по принципу "единого офиса". Во многих городах заработали довольно симпатичные ЦПАУ, ничем не уступающие европейским, поскольку имеют просторные, прозрачные помещения с открытой некабинетной системой, рецепцией и т.п. Правда, не везде их работники оказались готовы к предоставлению наиболее затребованных украинским населением услуг, связанных с оформлением и выдачей паспортов. Поэтому с октября прошлого года, когда, по решению правительства, ЦПАУ наводнили бывшие клиенты паспортистов, там образовались огромные очереди.

Что неудивительно, ведь одно дело изменить порядок предоставления паспортных услуг, а другое — организовать этот процесс на должном уровне. К сожалению, с этим возникли проблемы. Масла в огонь подлила Государственная миграционная служба, заведующая паспортистами.

— Если бы ее руководство вовремя позаботилось о передаче соответствующих функций ЦПАУ: подготовило информационные карточки, провело обучение администраторов, а для оперативности обслуживания направило в бэк-офисы (то есть для неотложной обработки документов) хотя бы по одному своему специалисту, проблем с очередями и длительным обслуживанием можно было бы избежать, — уверен эксперт Центра политико-правовых реформ по публичной администрации Виктор Тимощук. 

Испытания для киевлян

Особенно в этой ситуации пострадали жители больших городов, в первую очередь киевляне. Например, только в Соломенском районе Киева работало 180 паспортистов, обслуживавших его жителей. 12 администраторов ЦПАУ физически не могут сразу же выполнить их работу, что в разы замедляет процесс обслуживания граждан. В результате образовались огромные очереди посетителей.

— Не понимаю, почему только для оформления документов на получение паспорта я должна была зимой, в лютый мороз занимать очередь с 5 часов утра? — сетует жительница Соломенки Людмила. — Потом еще трижды пришлось ходить за готовым паспортом, так как из-за медлительности обслуживания не успевала попасть к администратору до конца его рабочего дня. На все это у меня ушло целых три дня!

Не намного лучше ситуация с предоставлением паспортных услуг и в Киевской области. "Так, в Киево-Святошинском ЦПАУ на это выделяется только три дня в неделю с 9:00 до 15:00. Из этих шести часов исключаем еще час обеда и получаем 15 рабочих часов в неделю, — рассказывает юрист Александра Войцеховская. — Хотя пункт 2 статьи 6 закона об административных услугах гласит: количество часов приема субъектов обращений должно составлять не менее 40 часов в неделю, в том числе в субботу — не менее шести часов. Но Киево-Святошинский ЦПАУ так не работает. Поэтому там регулярно скапливается огромное количество людей". 

Форменный беспредел

Тем, кто не желает сталкиваться с такой ситуацией, видимо, лучше во время заключения брака отказаться от смены фамилии, чтобы избавить себя от ночных бдений с документами под ЦПАУ. Ведь на то, чтобы сменить паспорт, наше законодательство выделяет всего месяц. Затягивание с этой процедурой может привести к административному наказанию в виде штрафа. Поэтому, сменив фамилию, нужно поспешить с оформлением нового паспорта.

И все же непонятно, почему желание женщины переходить на фамилию мужа должно зависеть от того, что чиновники не в состоянии обеспечить нормальное качество предоставления административных услуг? 

Кстати, Киевсовет в прошлом году советовал тем, кому нужно было сменить паспорт или место регистрации, — повременить с реализацией этих желаний, мол, вся проблема в сезонном наплыве студентов, массово прописывающихся в столичных общежитиях. По мнению чиновников, через две-три недели ситуация должна была измениться к лучшему. Но прошел год, а в столичных ЦПАУ прогнозируемые изменения так и не наступили. Что неудивительно, так как перечень административных услуг, которые администраторы должны предоставлять киевлянам, за это время увеличился на 20%. Что привело к еще большему наплыву людей. 

Так, если в 2014 г. в столичных ЦПАУ обслужили 61177 человек, то за 9 месяцев этого года их количество превысило прошлогодние показатели на 13723 человек. Видимо поэтому киевская власть спустя год все же решила обратить внимание на существующую проблему, приняв 8 октября 2015 г. решение о создании подразделения мобильного реагирования из 50 администраторов, которые будут ликвидировать очереди в районных ЦПАУ. 

Правда, каким образом это будет осуществляться, понять сложно. Многие киевляне стали подшучивать: именно мобильной бригады с брандспойтом для разгона посетителей столичных ЦПАУ и не хватало. На что руководитель аппарата КГГА Владимир Бондаренко ответил: "Кроме введения мобильного отряда администраторов, планируется также увеличение количества столичных администраторов за счет других подразделений", мол, так удастся ускорить обслуживание в ЦПАУ. 

В чем не совсем уверен эксперт общественной инициативы "Реанимационный пакет реформ для Киева" Петр Макаренко: "Чтобы это сделать, следует точно знать, сколько времени уходит на обслуживание одного посетителя администратором, какие технологии и техника нужны для этого. Отсутствие таких расчетов свидетельствует о системных ошибках в управлении отраслью административных услуг в Киеве и недостатках координации процесса внедрения новых услуг в ЦПАУ". 

Но это абсолютно не смущает столичных чиновников, которые, вместо серьезного подхода к решению существующей проблемы, занялись пошивом форменной одежды для работников столичных ЦПАУ, на что выделили более 4 млн грн. Правда, это никак не повлияет на качество, вернее, скорость обслуживания киевлян. Поэтому чтобы сменить паспорт, им, как и прежде, придется запастись терпением… 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 3
  • Сергей Саханенко Сергей Саханенко 22 листопада, 13:34 Доводилось неоднократно регистрировать место жительство при и "преступной" советской власти и при не менее "преступной" власти Януковича. При советской власти весь процесс заключался в походе в ЖЕК для сдачи паспорта и повторный поход через два дня для его получения. Аналогично было и при Януковиче, только теперь поход был непосредственной в Миграционную службу. Может мне везло, но очередь была не более 20 мин. в обоих случаях. И вот наступило "покращення". Для регистрации сначала я пошел по привычке в Миграционную службу, но меня сразу же отправили в ЦНАП. На другой день придя в ЦНАП обнаружил очередь, отстоял 40 мин., оказалось, что это была очередь для получения талончика, где указана дата и врнемя попадания к администратору. Записали на прием через 10 дней. Через 10 дней попал к администратору отстояв очередь около часа (время не соблюдается, Вас много, а я одна). согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться Сергей Саханенко Сергей Саханенко 22 листопада, 14:02 Забыл, в ЦНАПЕ каждый раз писал длшя заявления - одно для передачи в Миграцию для предоставления услуги, второе в сам ЦНАП об оказании помощи в предоставлении услуги. Чтоб Вы горели с таким "покращенням", почему не позволить любому нотариусу предоставлять такую услугу. согласен 0 не согласен 0 Цитировать СпасибоПожаловаться Сергей Саханенко Сергей Саханенко 22 листопада, 13:43 Подойдя к администратору выяснилось, что надо заплатить 85 коп. На месте оплатить было нельзя, поэтому пошел в банк, который указали, т.к. там знают счета. В банке очередь, стоял 30 мин. и попал на на обед. Времени уже стоять не было поэтому заплатил на следующий день. На следующий день администратор меня уже не приняла, т.к. обслуживают только по талонам приема. Стал в очередь, отстоял полчаса и взял талон на прием через 7 дней. Через неделю отстояв очередь к администратору в 20 мин. сдал документы. Беспокоясь об оригиналах выяснил, что они запаковываются в отдельный пакет и везутся на следующий день в Миграционную службу, где, собственно, и ставятся штампы о регистрации. За результатом рекомендовали прийти через неделю. Через неделю пришел, отстоял очередь в 30 мин., но оказалось документы еще не вернулись. Пришел через три дня, отстоял очередь, выяснилось, что мне отказано в предоставлении услуги о регистрации, т.к. пропустил на два дня срок сдачи документов. согласен 0 не согласен 0 Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №19, 25 мая-31 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно