О каких бы проблемах политической, социально-экономической, культурной жизни нашей страны мы ни говорили, самым актуальным аспектом их решения была и остается психологическая переориентация людей, вынужденных в силу сложившихся обстоятельств переходить сегодня от привычного социалистически-казарменного бытия на рельсы совершенно новых общественных отношений. К сожалению, это дается непросто на фоне затяжной рефлексии «переломного периода», который вот уже десять лет не может «переломиться» в сторону материального и морального благополучия, так как сопровождается клептоманией власть имущих, идеологической дистрофией политиков, финансовой анемией банкиров. Поэтому нет ничего удивительного в том, что огромное количество сограждан чувствуют себя выброшенными за борт корабля, с которого вряд ли будет брошен в ближайшее время спасательный круг. Не утонуть бы в бушующем море, где каждый сам за себя, один среди толпы. Вот и проходим мы равнодушно мимо больных, стариков, нищих, детей с искалеченными судьбами, алкоголиков, бездомных. И только когда собственная боль обожжет сердце, оглядываемся вокруг: Боже, сколько же мне подобных!
А тем временем неумолимая статистика свидетельствует: население нашей страны неуклонно сокращается (нас уже не 52, а менее 50 миллионов; в 2595 населенных пунктах в 1998 году вообще не было зарегистрировано детей в возрасте от 5 до 15 лет); 65 процентов семей имеют крайне низкий уровень доходов и страдают от плохих жилищных условий; растет безработица, уменьшается количество занятых на производстве. О здоровье нации и говорить не приходится. Даже в Киеве рождается только 66 процентов детей без патологии, в Днепродзержинске — 7, Мариуполе — 10.
Люди старшего поколения на свою нищенскую зарплату не в состоянии прожить, и если дети не имеют возможности протянуть им руку помощи, вынуждены протягивать ее сами — для подаяния.
Естественно, в таких условиях дает о себе знать преступность, которая при некотором снижении количественных показателей характеризуется доминированием особо опасных форм. Порой даже создается впечатление, что наше общество можно без особого труда разделить на две половины — тех, кто не «дружит с законом», и тех, кто этих «не дружащих» стремится посадить...
Обращаясь к человеческому геному
Философ Николай Бердяев в своем исследовании «Смысл истории» писал, что существуют внешне благополучные эпохи, когда во времени присутствует стабильность и каждый занимает в нем естественно стойкое положение. Но бывают эпохи катастрофические, когда нет такой стабильности и крепкости, когда не на что опереться, когда почва уходит из-под ног. И вот в такие эпохи, более значительные, чем эпохи спокойные, стойкость и крепкость человека определяется только его укорененностью в вечность. Каждый несет особую ответственность и за себя, и за окружающий мир. Он или утверждает жизнь, либо сеет смерть, разложение, распад...
Сейчас все мы определенным образом находимся под прессом обстоятельств, и чаще всего — негативных, стрессовых. В буквальном смысле слова стресс — это реакция живого организма на предъявляемые к нему требования. Это может быть что угодно — холод, голод, травма, шум. Например, у крыс, если их собирается много на небольшой площади, стресс сразу изменяет поведение: повышается кровяное давление. Выявляются особо агрессивные особи. Некоторые гибнут от инфаркта.
Что-то подобное происходит и в человеческой среде. В условиях длительной социальной ломки отдельные наши сограждане способны на немотивированные убийства, необъяснимую жестокость, вандализм. Смысл человеческой жизни обесценивается.
Только в этом году на территории Украины было совершено 3494 умышленных убийств и 873 изнасилования, 82848 хищений, 5094 человека пострадали от тяжких телесных повреждений. Более 40 тысяч детей стали жертвами жестокости родителей. Издевательства порой приобретали такие изуверские формы, что не подлежат никакому осмыслению.
...Отец, признанный судебно-медицинской экспертизой вполне здоровым, в порыве воспитательного азарта на протяжении нескольких часов избивал своего семилетнего сына, а затем, еще дышавшего, задушил веревкой. Женщина замордовала до смерти трехлетнюю дочку, которая, заболев, все время плакала. Другая последовательница «святого дела материнства» позволяла любовникам насиловать и глумиться над ее «родной кровинкой».
Спасаясь от подобной «опеки» родителей, малолетние бегут из дома — приблизительно 50 тысяч в год. Судьба многих из них складывается трагически. На злое окружение дети отвечают злом. Потому и неудивительно, что темпы роста правонарушений среди несовершеннолетних опережают те же показатели среди взрослых. В последнее десятилетие на 70 процентов выросло и количество детских самоубийств (причем мальчики добровольно уходят из жизни в пять раз чаще, чем девочки).
Некоторые считают, что описанные выше аномалии — результат психических расстройств. А посему, дескать, раз человеческая душа вообще больна и в каждом человеке сидит потенциальный сумасшедший, то нет гарантии, что в состоянии аффекта дремлющий в тебе зверь не оскалит зубы.
Однако человек тем и отличается от животного, что может себя творить, и от того, какую личность в себе самом формирует, зависит его карма.
Вообще, существует мнение, что в нашем геноме заложен так называемый «взрывной код» в виде гранично допустимого количества каких-то психических и физиологических реакций, после которых изменяются процессы жизнедеятельности, наступает болезнь, гибель или безумие. Потому-то если исключить из правил детей, еще не умеющих самостоятельно противостоять суровым испытаниям судьбы, то в отношении взрослых не может быть сомнений — они обязаны научиться руководить своими эмоциями, порывами, желаниями, дабы не превратиться в человекообразных сомнамбул. Это подчас нелегко, но возможно.
Скажем, все знают, как тяжко вылечить человека, «севшего на иглу». В основе его поведения — физиологическая зависимость от наркотика. Но вот в киевском христианском благотворительном фонде «Наріжний камінь» решили эту мысль опровергнуть. И его директор — психотерапевт Илья Кравцов вместе с коллегами разработал комплексную программу лечения и реабилитации наркоманов, исходя из того, что болезнь их коренится, главным образом, в психологических факторах. Девиз «Вылечи себя сам, а мы тебе поможем» уже дает свои результаты. И даже состояние ломки больные здесь переносят без лекарств, ибо приняли для себя как постулат идею, что не существует такой физической боли, которую человек не мог бы перенести ради выздоровления. Было бы желание.
«Non biz in idem»
Когда мы встречаем циничных, примитивных, духовно опустошенных людей, кажется: а может, это кара Божья и вряд ли мы можем помочь им возвратить себе то давнее, глубинное, изначально заложенное природой. Но, с другой стороны, если к этому не стремиться, то где гарантия, что станем жить лучше, что чья-то злодейская рука не замахнется на нашего ближнего, не искорежит точно так и его душу?
Банальный пример. Человек со-вершил преступление. Отсидел в тюрьме. Возвращается домой с мыслью начать жить по-новому. Но... жилья нет, работу найти практически невозможно, доброго слова или сострадания не заслужил. И все возвращается на круги своя.
Не знаю, каковы итоги, скажем, последней амнистии (сейчас, кажется, результаты более обнадеживающие), но, по данным Департамента по исполнению наказаний, касающихся аналогичной акции 1994 года, статистика была такова: из 46,3 тысячи человек, вышедших на волю, 1240 не прибыли в места, куда их направили. Из тех же, кто прибыл, прописанными и трудоустроенными оказалось только 60 процентов. Судьба же остальных неизвестна. Зато доподлинно известно, что ранее осужденными уже через год было совершено 2,8 тысячи преступлений.
Случайно ли это? Действительно ли у всех этих людей присутствует патологическая тяга к злодеяниям? Конечно же, нет. Просто полное равнодушие, бюрократическое отношение, презрение к тем, кто по тем или иным причинам совершил в жизни ошибку, становятся фундаментом рецидива, от которого впоследствии страдает все общество.
«Non biz in idem» — говорили еще древние, то есть дважды за одну вину не карают. И человеку, стремящемуся встать на ноги, общество обязано предоставить шанс.
Лекарство от боли
Иногда мы размышляем: а почему, собственно, получается так, что обездоленным некуда деться, почему, чтобы прописаться или трудоустроиться, им в тысячу раз больше, чем другим согражданам, приходится обивать пороги различных кабинетов? Ведь за свои грехи они уже ответили. Согласно же закону «О занятости населения», следуя нормативным актам и ведомственным приказам, определен круг государственных органов, призванных обеспечить соблюдение прав этой категории людей. К их числу относятся, в частности, горрайадминистрации, общеобразовательные школы, профтехучилища, бюро по трудоустройству, центры медико-социальной реабилитации. И все же...
«Расскажу все по порядку, — пишет в редакцию С.Сушевский. — В ноябре 1991 года меня осудили на 1 год и 6 месяцев лишения свободы. За полгода до освобождения меня вызвал к себе начальник отряда и показал копию иска жека, свидетельствующую о том, что у меня забирают квартиру. В мае, освободившись, приехал в Винницу. Отец прописать меня отказался. Что ж до жилплощади, которую когда-то занимал, то она оказалась в распоряжении секретаря того же жека...
Позже мне объяснили, что суд не имел права на решение о моем выселении и нужно идти на прием к мэру. Но кто меня к нему допустит?
В конце концов, пришлось жить где попало и как попало. В результате снова сел на скамью подсудимых. Сейчас до освобождения остается два месяца. Но желанная свобода не радует. Ведь в моем багаже только одно приобретение — туберкулез с распадом легких. Да еще — неизвестность и страх перед будущим...»
Читая это письмо, думаешь: какие же лекарства от боли могут помочь этому человеку и вообще — только ли медикаментозные? А может, не в меньшей степени — от сердечной недостаточности, от черствости, равнодушия — они необходимы и тем, кто смотрит на мир сквозь чиновничьи стекла своего должностного пьедестала?
Есть свидетельства, что мы не всегда были такими — отмороженными. Газеты дореволюционного Киева пестрели сообщениями о благотворительных организациях. Это приюты братьев Терещенко, дешевые квартиры Сулимы, Катерины Василашковой, Дундуковой. В 1910 году на Подоле на средства известного киевского мецената Бродского был построен еврейский приют — одно из отделений общества дневных приютов для детей рабочих, где заботились о малолетних из бедных семей. Там, когда родители уходили на подельные или другие работы, они учились грамоте, убирали помещения, шили для себя одежду.
Возводились в столице и богадельни. Бесплатное жилье бездомным предоставляла представительница августейшей династии О.Романова, основавшая женский Покровский монастырь. При нем действовала лечебница, аптека, рукодельная мастерская для бедных, училище для девочек. При больнице существовал барак для инфекционных больных на 12 мест и изолятор — на 5. Тут же размещался приют для слепых и безнадежно больных. Чтобы помочь обездоленным, действовали и специальные продуктовые магазины. Впервые такие магазины, называемые солдатскими, открыла чета Дрентельн.
Бег по кругу
История учит нас многому. Но хотим ли мы извлекать уроки? Видим ли ясно, что 83-летний марафон, начатый в 1917-м, может оказаться всего лишь бегом по кругу, а не по спирали, и потому, уставшие и обессиленные, мы напоминаем окружающему миру ту самую глупую белочку, которая днем и ночью крутит уставшими лапками колесо, оставаясь на той же точке?
Безусловно, некоторое стремление обратиться к историческому опыту сейчас присутствует. В места лишения свободы к заключенным пришла церковь. Общественность начала создавать фонды содействия пенитенциарным реформам (как бы на этом не нагрели руки хитроумные дельцы). Включились в столь необходимую для общества работу администрации ряда городов, в частности Киева, Харькова. Есть сведения об открытии первых ночлежек для бездомных. В Национальной юридической академии разработан проект типового положения о центрах социальной адаптации. Но все эти шаги, учитывая реалии сегодняшнего дня и потребности в социальной защите людей, находящихся за чертой бедности, столь мало защищены финансово, что видеть в них ощутимую отдачу в ближайшее время не приходится. Но если кто-то думает, что эту задачу, исходя из сложившегося положения, можно отодвинуть на второй план, ошибается.
В Институте кибернетики им. В.Глушкова вот уже несколько лет ведутся стратегические философские исследования под условным названием «Выход из колбы», в рамках которых ученые всего мира в области информатики стремятся ответить на вопрос: что лежит в основании жизни человечества — случайность, действие стихийных сил, чья-то воля? Так вот, один эксперимент, кажется, дал сам по себе исчерпывающий ответ.
Разрабатывались модели необитаемых островов, на которых условные существа за одно посещение съедали всю траву и должны были мигрировать дальше, на следующий остров. Между ними, естественно, возникала конкуренция. Выживали самые сильные. Существа «подрастали», приобретали опыт. Вводились правила, усложнявшие миграцию. И так до тех пор, пока не настало время гуманного принципа и они не усвоили, что нельзя конкурировать со слабыми. Им нужно было уступать хотя бы часть территории. И что интересно: группа, усвоившая этот принцип, выживала, другая же была обречена на гибель. Жизнь — даже в лабораторных условиях — подтвердила библейскую истину: добро должно быть разумным, а зло — побежденным. Может, этот вывод ученых — не только для научных трудов, а и для нас, вступающих в XXI столетие? Время покажет, какую альтернативу изберем.