Выпускники общеобразовательных школ, ребята 1992 года рождения, в этом году войдут во взрослую жизнь. Кто-то станет физиком, кто-то рабочим, кто-то артистом, кто-то бизнесменом, но все они будут гражданами Украины. Какие они, ровесники независимой Украины? Каково их мировоззрение? И можно ли доверить «младому племени» будущее страны при том, что в наследство они получили довольно-таки средненькие знания об обществе, а также страхи и приспособленческие комплексы старших поколений? Их сорокалетние родители еще успели с избытком хватить советской идеологии, что у многих сформировало некий пассивный «идеализм» и желание прочно окопаться в сегодняшнем дне, вяло торгуясь с Родиной по поводу «колбасы за два двадцать» в обмен на некие гражданские права.
— В социологии и политологии есть направление — политическая социализация, — говорит Ирина Бекешкина, научный руководитель Фонда «Демократические инициативы», старший научный сотрудник Института социологии НАН Украины. — Она занимается изучением того, как подрастающее поколение входит в общество, осваивает его нормы, ценности, политическую культуру. На этот процесс, естественно, влияют разные факторы, называемые агентами социализации. Главные из них — семья, школа, СМИ, группы непосредственного общения. Но единственный институт, через который общество может осуществлять целенаправленное воздействие на подрастающее поколение, это, конечно, школа. Ассоциация преподавателей обществоведческих дисциплин и истории «Нова доба» уже несколько лет осуществляет в школах свой проект «Гражданское образование». Насколько он эффективен? Можно ли вообще «замерить» этот процесс? Чтобы это выяснить, по инициативе ассоциации был проведен общенациональный опрос выпускников средних общеобразовательных школ Украины под названием «Ровесники независимой Украины: мнения, интересы, гражданские позиции». Из тех классов, в которых преподавались курсы гражданского образования, была сформирована выборка из 600 школьников — в соответствии с данными Министерства образования о количестве выпускников в разных областях, городах и селах (экспериментальные классы). В качестве контрольных брались классы из соседних школ (или из соседних сел, если школа одна), где такие уроки гражданского образования не проводились. Инструментарий и методология опроса были разработаны мною.
Чего не хватит школьникам в будущей взрослой жизни?
Результаты опроса показали, что ученики экспериментальных классов действительно проходят более основательную гражданскую подготовку. Они вдвое чаще обсуждали события в стране или местном сообществе (49% учеников экспериментальных классов и 24% учеников контрольных классов), принимали участие в дискуссиях, отражающих различные мнения (52% и 29%), критически анализировали информацию, в том числе из СМИ (36% и 17%).
Учащимся было предложено оценить, насколько им хватает приобретенных знаний и навыков, чтобы уверенно чувствовать себя в современном обществе. Оказалось, что им хватает знания государственного языка и истории Украины, а также прав гражданина в соответствии с Конституцией. Они в курсе того, как принимать участие в выборах, по каким правилам поступать в высшие учебные заведения. Ученики уверены, что умеют анализировать информацию, вести переговоры и высказывать собственное мнение. Однако им не хватает знаний, связанных с экономической деятельностью: а это и трудовое законодательство, и защита экономических прав. Не знают школьники, какие налоги платят граждане, из чего состоит бюджет страны и местные бюджеты, не представляют, как открыть свое дело. Им сильно недостает знания иностранного языка, особенно в селах. Мало знают они и о том, как устроена партийная система и система управления в Украине, как принимать участие в деятельности общественных организаций. Так что во взрослую жизнь юные граждане войдут неоперившимися, и это досадно.
Кстати, исследование развеяло некоторые мифы, особенно в отношении языковых проблем. Оказалось, что знания украинского языка примерно одинаково «хватает» во всех регионах Украины (на Западе — 85%, на Востоке — 83%, на Юге — 85%, несколько меньше в Центре — 80%). На «ненужность» знания украинского языка указали 1—3% процента опрошенных в разных регионах. Так что проблема взаимоотношений Запада и Востока Украины выглядит по большей части надуманной. Ирина Бекешкина отметила, что юные крымчане и дончане отлично разобрались с украинским текстом анкеты, хотя пару раз проскочили обиженные ремарки на полях: «Я русский!»
Будущее Украины — молодежь в стороне от политики
В опросе выяснялось, какие факторы школьники считают наиболее важными для того, чтобы считать человека активным гражданином. Причем мнения учеников контрольных классов можно считать выражением позиции большинства школьников, которым уроки гражданского образования не преподают. Самым важным оказалось знать свои права — за это выступили 92% учеников экспериментальных классов (ЭК) и 86% учеников контрольных классов (КК). За самоуважением следует уважение прав других — это отметили 89% учеников ЭК и 80% учеников КК. Соблюдение законов считают необходимым для зрелого гражданина 84% и 73%. Добросовестно трудиться считают своим приоритетом 80% и 71%. Готовность защищать свою страну отметили 75% и 66%, хотя стремление служить в армии у молодой поросли не обнаруживается. Принимать участие в выборах считают нужным 74% учеников ЭК и 57% — КК. Знание истории своей страны отнесли к приоритетам 71% и 66%.
Гражданам, по мнению школьников, не обязательно устраивать гражданские акции (неповиновения или поддержки), за это высказались по 22% учеников экспериментальных и контрольных классов. Контроль над властью и ее представителями установили бы только 45% и 35%. Еще менее важно принимать участие в деятельности органов самоуправления — к этому оказались готовы всего 28% и 16% опрошенных учеников. Уважать представителей власти считают необходимым только 26% и 19%. А желание работать в органах власти обнаружили 19% и 23%. И совершенно непопулярной оказалась принадлежность к определенной политической партии — за это высказались 9% и 12%. Получается, что наименее важными школьники считают наиболее действенные формы активности, посредством которых граждане могут реально повлиять на изменения в обществе. И это означает, что не стоит ожидать быстрых изменений в политической жизни украинского общества, поскольку значительная часть молодежи будет держаться в стороне от политики.
Как видим, школьники проявили средний уровень интереса к политике — приблизительно такой же, как и граждане Украины в целом. Она очень интересует 13% опрошенных, совсем не интересует — 17%, а 61% интересуются политикой в некоторой степени. То есть отстранение от политики очевидно, и связи ее с гражданственностью ученики почему-то не видят. Постоянно следят за событиями политической жизни страны 31% учеников экспериментальных классов и 19% — контрольных (а соответственно, все школьники, которым не преподают курс гражданского образования), имеют стойкие политические убеждения 35% учеников ЭК (и это самые компетентные!) и 23% — КК. Готовы принимать участие в политической и общественной жизни всего 54% и 29%.
В ожидании «сильной руки»
Будущее Украины как демократической страны зависит от того, насколько демократия и демократические ценности важны для молодого поколения. Для опрошенных школьников как в экспериментальных классах, так и в обычных главным признаком демократии является свобода: слова, мнений, средств массовой информации, религии. Второй по значимости характеристикой стало для школьников проведение честных и справедливых выборов, третьей — материальное благополучие, стабильный экономический рост. Еще один приоритетный признак демократии, отмеченный выпускниками, — выполнение политиками своих обещаний. Для учеников экспериментальных классов независимость судебной системы, главенство закона значит столько же, сколько и благополучие. Для учеников обычных классов главенство закона не входит в число приоритетов — они предпочитают безопасность своей семьи.
Школьники отвечали на вопрос о препятствиях для развития демократии в стране. Здесь нет разницы в ответах учеников экспериментальных и контрольных классов. Главным препятствием для демократии была названа власть: коррупция, безответственность и эгоизм ее представителей, постоянные конфликты разных ветвей власти. Ученики экспериментальных классов причисляют к препятствиям пассивность людей, а ученики контрольных классов видят препятствие в низком уровне жизни людей.
Выпускникам задавали вопрос: «От кого зависит уровень демократии в Украине?» Подавляющее большинство (80% в ЭК и 72% в КК) ответили, что от центральной власти. От самих граждан — убеждены 73% и 54%. От политических лидеров — считают 65% и 59%. На местные органы власти полагаются всего 42% и 37%. Явно недооценены СМИ — за них высказались 31% и 22%.
Видно, что теоретические знания о демократии выпускники усвоили вполне добросовестно, — вот только как применять их на практике, они не знают, впрочем, как и большинство населения. Учить демократии могут только те, кто сам научился преобразовывать мир. И было бы нелепо требовать от школьников каких-то невероятных демократических «откровений», раз уж большинство взрослых пытаются приспособиться к жизни, наступив на горло своей свободе.
Оказалось, что весьма незначительная часть школьников (27% — ЭК и 11% среди КК) поддерживает нынешнюю демократическую многопартийную систему. Приоритет здесь отдан «сильной руке» — жесткому руководителю, способному навести порядок в стране. Некая «созерцательность» молодежи, отстраненность от политики способна на практике принимать столь уродливые формы.
Кстати, ответы подростков весьма похожи на суждения взрослых. Так, за демократическую многопартийную систему выступают, по данным Фонда «Демократические инициативы», 24% опрошенных, склонны отступать от демократических принципов 20,8%, за «сильную руку» выступают 41% и затрудняются с ответом 14%.
Непросто оказалось школьникам определиться в своем отношении к ценности свободы — почти половина не смогла выбрать между свободой и благополучием.
Среди взрослых готовы поступиться принципами ради достатка 33%, останутся свободными и непреклонными еще 33%, а затрудняются с ответом 34%.
— На самом деле демократия существует для того, чтобы укорачивать «сильные руки», — говорит Ирина Бекешкина.— У нас если есть еще свобода слова, то только потому, что «сильные руки», которых в стране много, между собой конкурируют. А на самом деле любая диктатура в обществе — это диктатура сержантов, которые правят на местах, никем не контролируемые. На самом деле наши люди, уповая на «сильную руку», хотят Царства Божьего на земле, чтобы пришел Господь и по справедливости решил бы все проблемы, чтобы было кому пожаловаться…
Как объединить нацию?
Объединение страны должно начинаться в школе, с формирования общего культурного поля, с общих культурных и моральных авторитетов.
Половина школьников считает, что Украину объединят в единую нацию стремление построить лучшую жизнь в стране, равные права граждан, единый государственный язык, патриотические чувства граждан Украины, общая история. Единый государственный язык к главным объединительным факторам относят школьники из Западного (40%) и Центрального (37%) регионов, меньшую роль этому фактору отводят жители Юга (18%) и Востока (26%).
Исследователи задались вопросом, есть ли у школьников из разных регионов общие «герои». В анкете им предложили «назвать улицу» в своем населенном пункте, использовав три списка: один из исторических фигур, второй — из политической сферы, третий — из деятелей искусства. Оказалось, что объединяющие подрастающее поколение личности есть. Из исторических фигур это Ярослав Мудрый и Богдан Хмельницкий, из деятелей культуры — Александр Довженко, а нейтральные названия улиц, такие как Европейская и Мира, по-настоящему объединили регионы. Хотя в списках назывались и воины УПА, и праведники мира, и Маргарет Тэтчер, и братья Кличко, и Бритни Спирс…
Означает ли это, что «племя младое» относит себя к европейцам? Характерно, что школьники чаще всего идентифицируют себя как жители села, района или города, в котором живут, затем как граждане Украины, как представители своей национальности. Принадлежность к СНГ уже «не звучит» — только 19% учеников ЭК и 18% КК относят себя к этому формальному образованию. Европейцами чувствуют себя лишь 27% и 22%. Для сравнения, по данным Фонда «Демократические инициативы», только 24% взрослых относят себя к европейцам.
Страна в шоке!
Как выяснилось, для того, чтобы эмигрировать, чувствовать себя европейцем или гражданином мира совсем не обязательно. Оказалось, что менее половины опрошенных школьников хотят остаться жить в Украине. Так что все суждения о гражданском обществе могут остаться в их сознании только в виде неких прекраснодушных мечтаний…
Конечно, жизнь в Украине сложна, к тому же на результатах опроса сказалась ситуация экономического кризиса. Но вряд ли только этим объясняется желание входящих во взрослую жизнь школьников жить где-нибудь подальше от своей страны-ровесницы. Вероятно, не видят они возможности реализовать то, что считают главным для гражданина. И это не претензия к школьному образованию. С другой стороны, не готовы школьники к тому, чтобы самим эту жизнь преобразовывать. Кроме участия в выборах, другие формы социально-политической активности (участие в деятельности общественных организаций, политических партий, в структурах власти, в митингах и демонстрациях) особым «спросом» у подрастающего поколения не пользуются. А если дети, которые выросли уже в независимой Украине, не будут лучше своих родителей — умнее, активнее, ответственнее, то как страна изменится к лучшему?
Полностью с результатами опроса можно ознакомиться на сайтах Ассоциации «Нова доба» (novadoba.org.ua) и Фонда «Демократические инициативы» (dif.org.ua)