13 июля, в первый день заседания синода церкви Англии, семь молодых мужчин неожиданно, без объявления и, естественно, без разрешения, взобрались на сцену Йоркского университета. Один из них обратился к членам церковного парламента с краткой речью: верующие в Библию христиане, в третьей книге Ветхого Завета в главе 20 стихе 13 сказано, что «гомосексуалисты должны быть преданы смерти». Если вы верите вашей Библии, тогда умертвите нас.
Именно эта «выходка» активистов кампании за права гомосексуалистов, по мнению журналистов, предопределила остроту дискуссий собравшегося в Йорке синода англиканской церкви Великобритании. Архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс, духовный пастырь 70-миллионной англиканской паствы мира, вынужден был посвятить свою программную речь отношению церкви к гомосексуалистам.
На самом деле вопрос этот уже давно будоражит англиканскую церковь, ее духовенство и прихожан. «Точки кипения» он достиг за месяц до собрания синода, когда английский каноник Джеффри Джон, не скрывающий своей гомосексуальной ориентации, был назначен на пост епископа в городе Рединг, недалеко от Оксфорда. Волны возмущения со стороны консервативного крыла духовенства переросли в скандал, который потряс англиканскую церковь не только в Великобритании, но и далеко за ее пределами. Внутрицерковные проблемы вылились на страницы газет и стали предметом оживленных дискуссий в обществе.
Глава англиканской церкви Роуэн Уильямс намеренно воздерживался от участия в разгорающихся дебатах. В деле назначения епископа-гея он также не участвовал. Чем, собственно, никого не удивил, поскольку его либеральные взгляды на задачи и миссию церкви известны. Ему не чужды политические интересы, его взгляды более левые, чем правые. Сегодня он позволяет себе публично критиковать политиков и осуждать войну в Ираке. Его ученики и последователи считают, что он именно тот человек, который сможет адаптировать каноны англиканской церкви к требованиям нового меняющегося мира.
Однако события последнего месяца показали, что единение в церкви между старым и новым, между консерваторами и либералами будет отнюдь не скорым и не простым. Архиепискому Кентерберийскому пришлось все-таки прервать свое молчание. Он попытался успокоить страсти внутри духовенства по поводу назначения епископом гея, призывая обратить внимание на реальные угрозы, которые несут людям бедность, голод, болезни, СПИД, военные конфликты. Его не слушали, особенно в консервативном крыле, где ведущие позиции занимают евангелисты. Кроме того, Уильямсу не преминули напомнить, что он сам когда-то «возвел гомосексуалиста в сан священника».
Архиепископ Кентерберийский тем не менее дал понять, что не собирается отменять назначение. Правда, в интервью журналистам сообщил, что намерен придерживаться канонов англиканской веры, которые запрещают посвящать в духовный сан священников, состоящих в однополых сексуальных отношениях. Лидеры англиканских церквей из разных стран мира продолжали ожесточенные споры. Одни архиепископы обращались к самому потенциальному Джеффри Джону с предложением отказаться от сана. Другие открыто угрожали прибегнуть к схизме. Особенно усердствовали евангелисты, считающие гомосексуализм смертным грехом. Наконец архиепископ Нигерийский прислал весть о том, что его 17-миллионная община разорвет отношения с британскими англиканами, если гей будет руководить приходом. Угроза раскола стала слишком реальной и осязаемой.
Тогда каноник Джеффри Джон, через две недели после назначения на пост епископа Редингского, принял собственное решение, подав в отставку. Свой шаг сопроводил прозрачным объяснением — дабы не стать причиной раскола в англиканской церкви.
А ведь доктор теологии Джеффри Джон мог умолчать о своей сексуальной ориентации и через пару месяцев пройти обряд торжественного посвящения на сан в Вестминстерском аббатстве. Но он предпочел быть честным и признался, что уже 27 лет живет с одним партнером, однако сексуальных контактов в последние годы между ними не было, «хотя любовь и преданность остались», как выразился священник в интервью газете The Times. Если бы Джеффри Джон стал все-таки епископом, то отнюдь не первым и не единственным гомосексуалистом во всей англиканской церкви. Он стал бы просто первым, открыто признавшимся в этом. По мнению обозревателя из Financial Times, процент гомосексуалистов среди духовенства существенно выше, чем в обществе в целом. И те церковные вожди, которые требовали отставки Джеффри Джона, не могли об этом не знать.
Кстати, через две недели епископальный совет американской англиканской церкви должен утвердить на пост епископа в штате Нью-Хэмпшир «открытого» гомосексуалиста Джина Робинсона, посвященного в сан в начале июня. Он не устает повторять, что церковь не может стать инструментом, карающим за честность. Несмотря на комментарии Робинсона о том, что США более свободная страна, чем Британия, и ему не страшны проблемы Джеффри Джона, его коллеги из американских евангелистов готовятся к жесткой схватке. В открытом письме 24 американских епископа-консерватора обещают организовать кампанию по расколу англиканской церкви, теперь уже из-за епископа-гея американца. Кстати, в США уже есть группы активистов, создающие инфрастуктуру для альтернативных англиканских течений.
Итак, история священника-гомосексуалиста Джеффри Джона, который мог, но не стал епископом, завершилась, как считают, победой консерваторов над либералами. Что означает данная победа для англикан всего мира? Скорее всего, лишь внешнее прикрытие раскола в церкви, в то время как внутренняя «война» обещает быть долгой. Кстати, генеральный синод церкви Англии касательно будущего церкви также оставил больше вопросов, чем ответов. Либералы, например, хотят знать: почему евангелисты, которые 200 лет тому по праву назывались совестью нации, боролись против рабства, защищали права детей, добивались социальных реформ, вдохновляли рабочие и профсоюзные движения, сегодня все больше ассоциируются с нетерпимостью и угрозой «праворадикального христианского фундаментализма». А консерваторы за последние годы организовали внутри церкви несколько «непримиримых» групп, которые мечтают, чтобы церковь вернулась к своим истокам, то бишь к XVI столетию (а тогдашние атрибуты — антикатолическую риторику и суд над еретиками сегодня можно запросто модернизировать в суд над гомосексуалистами, например). Как далеко «вправо» зашли англиканские душпастыри, покажет Четвертый национальный евангелический англиканский конгресс, который состоится в сентябре.
Тем временем, сообразуясь с потребностями XXI столетия, англиканская церковь Шотландии разрешила женщинам становиться епископами. После 12 месяцев интенсивных обсуждений синод шотландской епископальной церкви в июне решился на голосование, надеясь собрать в поддержку нововведения необходимые 2/3 от общего количества голосов. Результат, как оказалось, превзошел ожидания — из 148 церковных депутатов лишь 24 высказались против. Таким образом, шотландская епархия присоединилась к англиканским церквям Ирландии, США, Канады, Полинезии и Новой Зеландии, которые уже ранее проголосовали за возведение женщин-католиков на епископат. Первая женщина-епископ в Шотландии будет назначена в начале следующего года. Чтобы успокоить недовольных таким решением, глава шотландской церкви Брюс Камерон напомнил, что «мы должны быть чувствительны в нашей церкви ко всем без исключения».