Минвет: таинство нерождения?

28 сентября, 2018, 16:53 Распечатать Выпуск №36, 29 сентября-5 октября

Четко определенной политики или стратегии по вопросам ветеранов на пятом году войны в стране все еще нет. 

© Василий Артюшенко, ZN.UA

О том, что в Украине появится новое Министерство по делам ветеранов, активно заговорили этой весной. 

В феврале, по инициативе председателя комитета по делам ветеранов Александра Третьякова (БПП), ВР предложила Кабмину его создать. А в конце марта на заседании общественной рабочей группы, в состав которой вошли более 100 представителей общественных организаций со всех регионов Украины, уже обсуждались конкретные предложения. Базовой координационной организацией выступила ГО "Юридическая сотня". Для работы над функционалом нового министерства был создан Проектный офис. 

Ожидалось, что формировать новое министерство начнут осенью. А вот назначение министра должно было произойти гораздо раньше.

По закону, для создания ЦОИВ парламент должен назначить его руководителя, кандидатура которого подается премьер-министром Украины. Именно министр на протяжении трех дней должен зарегистрировать в Минюсте новое юридическое лицо. 

Однако кандидатура министра в парламент до сих пор не была подана. 

На прошлой неделе Проектный офис по созданию Минвет представил свои наработки "в первом приближении". "Белая книга: анализ системы государственной поддержки ветеранов и их семей в Украине" — это комплексный аналитический отчет на 70 страницах, имеющий целью дать углубленное понимание сферы ветеранских дел в Украине, и, в частности, системы государственной поддержки ветеранов и членов их семей. Важной частью документа являются дополнения на 400 страницах, состоящие из социологических исследований, аудита рабочих процессов ЦОИВ, предоставляющих услуги (льготы) ветеранам и членам их семей, аналитических статей, информационных материалов и отчетов. 

"Это попытка найти ответы на вопросы, возникающие по поводу эффективности действующей системы социального обеспечения, и привлечь внимание к проблеме интеграции и социо-психологической адаптации военных, принимавших участие в боевых действиях, — отмечает руководитель Проектного офиса по созданию Минвет и ГО "Юридическая сотня" Леся Василенко. Выводы "Белой книги" основываются на анализе законодательных норм, бюджетных программ и решений органов местной власти, касающихся, в основном, ветеранов российско-украинской войны. Однако предложенные рекомендации касаются реформ, необходимых для настройки механизмов обеспечения государственной и общественной поддержкой для всех категорий ветеранов всех войн. 

"Мы решили работать по нескольким направлениям. Основные из них — социальная поддержка ветеранов, медицинское обеспечение, структура и направления деятельности (административная часть), дань памяти и формирование образа самих ветеранов", —говорит эксперт по коммуникациям Проектного офиса Оксана Гаврилюк.

За пять месяцев работы, по словам Леси Василенко, удалось: 1. Провести анализ существующей системы соцзащиты ветеранов и определить проблемные вопросы и недостатки (детально проанализированы принципы и структура деятельности органов госвласти, которые занимаются ветеранами); 2. Проанализировать исследования и международный опыт с целью изучения достижений и недостатков работы министерств ветеранов в мире; 3. Сформировать карты рабочих процессов предоставления услуг ветеранам; 4. Разработать модель единой информационной системы
(в частности реестр, единое окно, персональный кабинет, электронные сервисы) для соцзащиты ветеранов; 5. Осуществить приблизительные финансово-экономические расчеты, необходимые для создания и обеспечения работы министерства; 6. Разработать проект положения министерства и процедурные документы, необходимые для его создания; 7. Обобщить международный и исторический украинский опыт в направлении героизации армии, ветеранов, чествования погибших героев. 

Пакет наработок включает модель функционирования будущего министерства, структуру и направления его деятельности, принципы деятельности территориальных органов, приблизительный объем финансирования, направления и принципы проектного сотрудничества с ветеранскими и волонтерскими организациями.

На сегодняшний день в Украине почти 1 млн 400 тыс. ветеранов, то есть 4% населения. 350 тысяч из них — участники российско-украинской войны. Вопросы ветеранов находятся в компетенции Минсоцполитики. При министерстве создана и действует Госслужба по делам ветеранам войны и участников АТО, являющая основным органом, уполномоченным реализовывать политику и предоставлять услуги ветеранам. При этом в стране полная несостоятельность по поводу того, как понимать потребности ветеранов и как решать их проблемы. Четко определенной политики или стратегии по вопросам ветеранов на пятом году войны в стране все еще нет. 

Само понятие "ветеран" довольно размыто. Ветеран без приставки "войны" в украинском контексте не всегда будет означать человека, принимавшего участие в защите Родины или проходившего службу в Вооруженных силах. Есть еще ветераны труда и ветераны службы. 

Под категорию "ветеран войны" сегодня подпадают лица, имеющие статус инвалида войны, участника боевых действий, члена семьи погибшего, участника войны. То есть это и люди, которые принимали участие во Второй мировой, в ликвидации чернобыльской катастрофы, в событиях на Майдане. 

На обеспечение потребностей ветеранов АТО направлены восемь бюджетных программ, законодательно зафиксированы 40 льгот, которыми могут пользоваться и остальные ветераны. Но чтобы получить эти льготы, придется потрудиться: за их администрирование отвечают 22 разных министерства и ведомства, руководствуясь при этом 156 нормативно-правовыми актами. Из-за нехватки средств и инфраструктуры для обеспечения задекларированных гарантий процедуры их оформления и очереди не всегда просты, и у ветеранов, и у общества в целом складывается мнение, что государство делает недостаточно для своих ветеранов. Система государственной и негосударственной поддержки ветеранов в Украине требует переформатирования. 

"Мы предлагаем создать единый электронный реестр ветеранов в Украине, включающий автоматизированную систему предоставления админуслуг и учет актуальных проблем ветеранов, четко определить в законодательстве статус ветерана. Акселератором реформ должно стать Минвет, которое способно упорядочить бюрократический хаос, открыть новые финансовые возможности поддержки ветеранов и их семей, дать голос ветеранам в правительстве и парламенте", — считает Леся Василенко. Предлагается также создать исследовательский центр в сфере ветеранских дел, задачей которого стал бы сбор и аналитика данных о ветеранах и их проблемах, и урегулировать сотрудничество с негосударственным сектором. 

ветераны Леся Василенко
Леся Василенко

Для дальнейшей работы "Белая книга" была передана Кабмину. Однако представители правительства к исследованию Проектного офиса интереса пока не проявили. 

В июне на заседании фракции БПП было принято единогласное решение о поддержке народного депутата фракции, председателя подкомитета по вопросам безопасности государственных информационных систем Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, главы парламентской делегации в ПА НАТО Ирины Фриз на должность министра Минвет. Тем не менее в сентябре кандидатура министра в парламент премьер-министром так и не была подана. По словам председателя ВР Андрея Парубия, "по этому поводу идет обсуждение, но представление еще не зарегистрировано".

Между тем, по словам Леси Василенко, поскольку на конец сентября кандидатура министра все еще не утверждена, "шансы на то, что министерство появится и полноценно заработает в 2019 году, равны нулю. И, возможно, говорить о его создании раньше, чем пройдут выборы и страна вернется в состояние стабильности, нецелесообразно". 

В проекте Госбюджета-2019, зарегистрированном в ВР 15 сентября под номером 9000, финансирование Минвет не предусмотрено. В то же время документом предлагается выделить 161,2 млн грн Госслужбе по делам ветеранов войны и участников АТО, из которых 110,1 млн грн — на реабилитацию и санаторно-курортное лечение ветеранов, 22,5 млн грн — на финансовую поддержку общественных объединений ветеранов, мероприятия по отмечанию праздничных, памятных и исторических дат.

Будет создано Минвет или нет, но наработки проектного офиса — фактически функциональное исследование в одной теме, которого так не достает реформе госуправления в целом. В своем недавнем отчете SIGMA сделала акцент на общей для реформаторов проблеме — отсутствии аргументированных финансовых расчетов. 

ветераны Поданчук
gurt.org.ua
Денис Поданчук

Пытались ли вы просчитать, сколько будет стоить новое министерство? — поинтересовалась я у члена Рады Волонтеров, аналитика Проектного офиса Дениса Поданчука.

— Я лично делал приблизительный финансовый просчет терорганов: сколько нужно на первый год, включая разовые затраты. Исходил из того, что будет хотя бы один человек в районе (что очень мало) в отдельном помещении — 608 человек на Украину. Получилось 158 млн грн за первый год, включая единоразовые расходы. И потом — 135–136 млн в последующие годы. Еще раз скажу, что я не экономист и эти расчёты носят ориентировочный характер.

— По сути, вы провели функциональное экспресс-обследование. Насколько полное, и сколько для этого понадобилось времени? Ведь чтобы Минвет получил полномочия решать проблемы ветеранов, одновременно с его созданием нужно вносить изменения в законы и забирать дублирующие полномочия и параллельные процессы у других органов. Иначе новое министерство или реформированная Госслужба работать не будет. 

— За три с половиной месяца из 48 процессов (колеблются от 44 до 57) два человека выявили и описали (частично на региональном уровне) 20 — каждый этап действий сотрудника оценили по временным и трудовым затратам. Сделать это обязательно нужно и для оставшихся 28. Но на первом этапе работы министерство вряд ли вторыми 28-ю процессами сможет заняться. Я бы сосредоточился на качественном сетапе и на обучении региональных представителей. Плюс очень важно обработать огромное количество информации всех центров помощи участникам АТО, которые вели логи общения, и на их основе написать базовые скрипты разговоров для контакт-центров. Грамотно построенный контакт-центр решит множество проблем. 

— В мире существуют как госорганы, так и негосударственные центры, занимающиеся вопросами ветеранов. Аргументация в пользу того, что в Украине это должно быть министерство, поскольку оно будет иметь голос в Кабмине, —откровенно слабая. Пример — МинВОТ. 

— Мне очень жаль, что нас не пригласили к работе до принятия решения о министерстве. Надо было сначала проанализировать причины недовольства людей, глубоко разобряться, как работает система. Может быть, ее надо просто реформировать, оценить возможности этого реформирования. Это очень сложная и система массового обслуживания. ЕЕ эффективность и оптимальную структуру можно просчитать. Но это не было сделано. Мы подключились в тот момент, когда надо было найти оптимальное решение в уже сложившейся ситуации.

— Правильно ли я понимаю, что к вашим наработкам теперь не проявляют особый интерес?

— Скажем так, я был бы рад большему интересу.  

— В проекте Госбюджета расходы на создание Минвет не предусмотрены. Если Кабмин в ближайшее время так и не представит кандидатуру министра, что вы будете делать: положите свои наработки в стол — или же все-таки попытаетесь создать негосударственный центр?

— Основной ценностью нашей работы я считаю демонстрацию правильного подхода. Неважно, что вы создаете — министерство или другую госструктуру, прежде всего нужно достаточно времени, выделить необходимые ресурсы, провести аналитику. Ведь это же нонсенс, чтобы мы оказались первыми, составившими карты бизнес-процессов системы предоставления услуг ветеранам. Если карт рабочих процессов не существует, то как можно проводить расчеты расходов на обслуживание и повышать производительность самой системы? 

О наработках Проектного офиса услышало достаточно большое количество людей. Выявление и построение карт рабочих процессов — это, в принципе, правильный подход. Люди видят, что это работает и в корне меняет подход к построению нормативно-правовой базы. Юридические аспекты построения новых систем вполне обеспечит "Юридическая сотня". У нас есть знания, опыт и желание реформировать систему таким образом, чтобы она хорошо работала. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 13 апреля-19 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно