МЕЦЕНАТ

Поделиться
Об этом человеке написаны биографические заметки, литературные мемуары и научные исследования. Его фамилией озаглавлены справочные статьи в энциклопедиях и одна из лучших улиц Киева...

Об этом человеке написаны биографические заметки, литературные мемуары и научные исследования. Его фамилией озаглавлены справочные статьи в энциклопедиях и одна из лучших улиц Киева. Но материала такого жанра, как этот, о нем никто, никогда и нигде не найдет, даже если пересмотрит исторические архивы.

Данное сочинение можно рассматривать как очерк - ибо в нем сделана попытка нарисовать портрет героя, и как репортаж поскольку он посвящен действительно происходящей выставке «Почетный гражданин Киева - Николай Терещенко». Многие, скорее всего, решат, что имеют дело с интервью, так как текст состоит из вопросов и ответов, а рафинированные интеллектуалы усмотрят в его строках пародию на современный жанр газетной беседы или мини-пьесу в сюрреалистическом стиле. И все это будет верно, потому что диалог, представленный далее, - это разговор с человеком, которого уже давно нет в живых. Его речь составлена из отрывков документов и материалов (а среди них - прижизненные издания книг, каталоги, письма, журнально-газетные публикации, искусствоведческие рекламации и пр.), представленных в открывшейся недавно экспозиции Киевского музея русского искусства.

Некоторые читатели, вероятно, разочаруются, посчитав такую композицию подделкой: журналист, мол, просто взял готовые сведения, подставил к ним подходящие реплики и выдал данную словесную продукцию как нечто неординарное. Это и так, и не так. В самом деле, в качестве всех - до буквы! - ответов использованы имеющиеся на выставке печатные сообщения, точнее, их абзацы, предложения, даже отдельные слова (вот почему упоминалось о сюрреализме), по-новому соединенные вместе. Но вопросы не только организуют составленный таким образом текст; они создают определенный настрой, помогая раскрыть внутренний мир, особенности вечно живущей конкретной человеческой души.

Итак, разговор с Николаем Артемьевичем Терещенко, известным в XIX веке сахаропромышленником, общественным деятелем и меценатом.

- На рекламной афише выставки указаны крайние даты вашей жизни: 1819 - 1903. А чем значительным отмечена ваша биография между ними?

- Я окончил уездное училище в родном Глухове. С 1851 года девять лет занимал должность местного бурмистра. Потом еще пятнадцать служил городским головой. В 1870-х годах сделал весьма реальную попытку закрепиться в Москве - некоторое время даже был старостой церкви св. Татьяны при Московском университете. Но в конце концов выбор остановил на Киеве. В феврале 1875-го приобрел тут дом на углу Бибиковского бульвара и Алексеевской
улицы (теперь - музей Шевченко). И работал: ведь был я заводовладельцем!

- Поскольку мы находимся на выставке, своим названием возводящей вас в ранг почетного гражданина Киева, позвольте уточнить: почему вы выбрали
для жительства именно этот город? И как случилось, что улица, на которой расположен сегодня музей, получила в качестве наименования вашу фамилию?

- Многие причины способствовали такому решению: близость к родным краям, удивительная красота города на Днепре, его прославленные святыни и одновременно все возрастающий экономический вес - ведь с проложенном железной» дороги и открытием биржи он стал настоящей «сахарной
столицей».

Объяснение названия улицы содержится в первом экспонате выставки - дарственном фотоальбоме «Восьмидесятилетие тайного советника Николы Артемьевича Терещенко», где, в частности, указано: «Желая навсегда увековечить среди киевлян незабвенное ваше имя, городское управление присваивает одной из центральных улиц, прилегающей к вашей усадьбе, наименование «Терещенковской улицы»...

- Такой чести не удостаивают только за богатство и влиятельность. Каковы - кроме меценатства - факты вашей благотворительной деятельности?

- С 1872 года я состоял попечителем основанного в Глухове еще отцом детского приюта, в 1879-м вместе с братом учредил больницу св. Евфросиньи. С 1883-го отчислял на основании Высочайше утвержденного устава свеклосахарных и рафинадных заводов «братьевъ Терещенко», специальные суммы в основные фонды приюта и больницы. В 1885 году в Киеве открыл ночлежный приют на 600 человек; более четырех миллионов рублей пожертвовал на общеполезные учреждения: по полтора миллиона - на учебные и лечебные заведения соответственно, до полумиллиона - на построение храмов Божьих и церковно-приходских школ, отдельные суммы - на единовременные пособия. Участвовал в финансировании Большой больницы для чернорабочих, Девичьей торговой школы, Политехнического института, больницы Красного Креста, 5-й (Печерской) гимназии...

- Николай Артемьевич, мы живем во время, когда всех интересует больше вопрос «как делать деньги», а не «как делать картины». Поэтому прежде, чем перейти к теме искусства, поведайте пожалуйста, с помощью какого искусства ваш уважаемый отец скопил состояние, превратившись из простого казака в купца 1 гильдии, получившего, к тому же, потомственное дворянское звание?

- У отца были братья, а у каждого из них - хозяйство, продукция которого передавалась перекупщикам. Артемий Яковлевич сказал братьям, что будет намного выгоднее, если они объединят свои усилия и вместо того, чтобы отдавать товар за полцены, сами продадут его. Так был сделан первый шаг Терещенко в большой мир бизнеса. И благодаря крестьянскому трудолюбию, энергии, смекалке дело его пошло.

- Ваши дела также шли весьма успешно... Как вы добивались этого? Чтобы вы посоветовали нашим начинающим предпринимателям?

- Нужны: высокий профессионализм, широкий кругозор, европейское образование плюс энергичность, знание языков.

Ведущее положение завоевывается благодаря умелому использованию производительных сил, хорошему знанию экономических законов, удачно складывающейся конъюнктуре. Конечно, последний фактор - чисто объективный, не зависящий от воли предпринимателей. Но уловить его, воспользоваться им именно тогда, когда нужно, - в этом безусловная заслуга. Одним словом, успех обеспечивается предпринимательским талантом.

Представителям Украины вполне под силу вести работу на равных с крупнейшими западноевропейскими фирмами. Мне кажется, что тут дело не столько в субъективных, сколько в объективных факторах. Главный из них - развитие рыночной экономики. В частности, переход к конвертируемому рублю, а также принятие ряда законов, обеспечивающих свободу предпринимательству.

- Многие считают, что быть человеком дела и искренне любить искусство - явления взаимоисключающие. Почему вы всю жизнь заботились о пополнении своей художественной коллекции: из уважения к начинанию отца? из желания вложить деньги в произведения живописи? из стремления быть оригинальным?

- Для меня накопительство никогда не было целью жизни. Много зарабатывать - это да. Но деньги тратились на общественные цели: на госпитали, больницы, приюты, учебные заведения, меценатство. Наша семья никогда не замыкалась в себе, она всегда жила заботами своего Отечества.

Вообще всякое произведение искусства стремится стать общим достоянием. Это отлично понимается и самими владельцами, которые не преграждают доступ к своим собраниям людям, истинно интересующимся. Напротив, весьма характерно и естественно сделать коллекцию предметом познания в самой широкой степени.

- В таком случае разрешите конкретнее остановиться на теме превращения личного вашего художественного собрания в музейное. Как известно, оно было
национализировано в 1919 году и стало основой Киевской картинной галереи, открытой в особняке вашего брата, Федора Артемьевича, в 1992-м. Отчего же вы сами не передали коллекцию «людям, истинно интересующихся»?

- В киевском обществе 1880-х годов интереса к искусствам не наблюдалось. Слова эти могут показаться чересчур категоричными, но в них присутствует доля правды. «Иерусалим земли русской», как именовал Киев Александр II, продолжал оставаться городом паломников, Лавры, сонной провинции с глухой к культурным начинаниям администрацией, отнюдь не склонной принимать на себя лишние хлопоты. Когда известный собиратель украинских древностей Василь Тарковский пожелал передать свое уникальное собрание в дар Киеву, то столкнулся не то что с холодностью, но с открытой враждебностью этому начинанию, и был вынужден отказаться от своего намерения. В 1889 году я с группой представителей местной интеллигенции, в которую входили Владимир Антонович, Адриан Прахов и другие уважаемые люди, составил... докладную записку губернатору о необходимости создания музея, а также о первых шагах, которые следовало бы для этого предпринять. Но, несмотря на значительность лиц, принимавших участие в данном начинании, попытка провалилась. Резолюция губернатора была кратка и исчерпывающа: «По сведениям, собранным по губерниям, в учреждении подобного рода нужды не представляется».

- Вы упомянули о Тарновском. Известно, что и личность Третьякова, знаменитого московского мецената, была вам знакома не понаслышке. Ваше мнение о Павле Михайловиче?

- Суждения его об искусстве были полны такта, ума. Доминирующим в нем был большой ум, где он хотел - большой такт.

- Это интервью не может быть полным без упоминания о важнейших произведениях вашей художественной коллекции...

- Я обращался прежде всего к современному мне искусству, главным образом, к реалистической живописи передвижников. Приобретались картины Ильи Репина, Ивана Крамского, Василия Перова, Василия Верещагина, Василия Поленова, Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина, Виктора и Аполлинария Всанецовых и других мастеров. Не были упущены наиболее интересные произведения украинских живописцев - Николая Пимоненко, Константина Трутовского, Николая Кузнецова, Сергея Светославского, Константина Костанди, Сергея Костенко...

- А какие картины ваши любимые?

- «Крестьянин с уздечкой» Крамского, «Среди долины ровныя...» Шишкина, «Курсистка» Николая Ярошенко...

- В общем, на сегодняшний день, классика... А ваше отношение к исканиям художников-модернистов XX века?

- К сожалению, надо правду сказать, их дело представляется удивительно странным. Этот упрек, само собой разумеется, я шлю по адресу не исполнителей, быть может, не во всем сознающих ценность художественного дара, а заказчиков.

- Вот как! Какую же тему вы бы заказали теперь живописцу?

- «Мадонна с младенцем».

- Интересно, а есть ли в вашем собрании произведение, тематически связанное с предпринимательством?

- «Купец и товар» Неврева. Сюжет ее исторический. Боярин Писемский был послан царем Иваном Грозным в Англию осмотреть невесту. Придворному устроили с ней как бы случайную встречу в саду. На картине превосходно выражены характер каждого лица в сцене смотрин. Писемского, в частности, показано без всяких околичностей: он держится подбоченясь и в упор рассматривая девицу, точь в точь как опытный купец осматривает товар.

- Вот мы и добрались до любви. Были ли вы счастливы и браке?

- Супруга, Пелагея Георгиевна, всегда, до последних дней, была ближайшей помощницей и сотрудницей, всецело посвятившей себя помощи бедным и больным. Она была душою всех благих дел и начинаний моих.

- Близкими по духу - в частности, в страсти к коллекционированию - были вам не только отец и брат, но и дети: сыновья Иван и Александр, дочери Варвара и Ольга. Вы рады этому?

- Очень рад, что доставались картины именно в их руки. Это, быть может, лучшие руки, так как коллекция со временем сделалась до стоянием Киева.

- В конце беседы позвольте задать вопрос, связанный с вашим
особым положением личности, уже ушедшей из мира. Какое из произведений искусства наиболее полно, на ваш взгляд, передает содержание жизни на
том свете?

- «Ангел с кадилом и со свечой» Михаила Врубеля. Оно экспонируется на выставке.

- А ваше общее впечатление от экспозиции «Почетный гражданин Киева - Николай Терещенко»?

- Я тронут теплым приемом. Тронут тем, что бережно хранится память о предках. А вообще я чувствую себя здесь как дома.

...Благородное лицо в обрамлении темных, гладко зачесанных волос, выдает сдержанность характера и внутреннюю интеллигентность. Умные глаза смотрят с портрета кисти Николая Кузнецова спокойно, с едва-едва заметной усмешкою. Изображение или реальность? Вечный дух, витающий в залах, или плод воображения, разыгравшегося под влиянием искусства? Фантастическое интервью, претендующее на оригинальность, или правдивая выдумка, действующая художественными средствами?

Что ж, и на эти вопросы можно ответить, скомпоновав выдержки из представленных на выставке материалов. Не верите? Тогда поспешите в Киевский музей русского искусства - и вы сделаете это сами.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме