КАК ПОЖИВАЕТЕ, УКРАИНСКИЕ ХУДОЖНИКИ?

Поделиться
Семь молчаливых Муз свысока взирают на бурлящий внизу, на асфальте Львовской площади Киева, человеческий поток...

Семь молчаливых Муз свысока взирают на бурлящий внизу, на асфальте Львовской площади Киева, человеческий поток. Длинная очередь выстроилась перед Торговой палатой Украины; не перестают открываться входные двери многоэтажного «Будинка одягу»; снуют «фирменные» юноши и девушки возле киосков «Golden american»; целая толпа собралась у троллейбусной остановки. А Дом художника, на фасаде которого темными силуэтами застыли меднокованные статуи? Что ж, и сюда идут посетители - но не столь часто, и не все близки они миру искусства...

Еще несколько лет назад украинские художники принадлежали к наиболее высокочтимым слоям общества. Они по праву гордились принадлежностью к создателям духовных ценностей, по узаконенному положению - сравнительно благополучной материальной обеспеченностью, по негласной «табели о рангах» - престижностью и увлекательностью своей работы. И сонм Муз, украсивших здание столичных профессионалов в период, когда архитектурные «излишества» не позволялись любым другим новостройкам, - красноречивое тому подтверждение. Но безмолвные дочери Аполлона не могут поведать о том, как теперь живется местным служителям его культа, и потому первый вопрос - ответственному секретарю Союза художников Украины, графику В.Е.Перевальскому:

- Василий Евдокимович, какая проблема для мастеров кисти и резца в настоящее время является самой острой?

- Критично общее положение дел. Восемь процентов национального дохода, предусмотренных Основами законодательства для нужд культуры, правительством не выделяются; дай Бог, чтобы эти средства составили число, в четыре раза меньшее. Государство заказов на произведения изобразительного искусства не дает; возникшие коммерческие структуры делать бизнес на картинах и скульптурах не желают. Спонсоров мы практически не имеем. Всякого бюджетного финансирования лишены выставочная деятельность, индивидуальные творческие программы. В результате создавшейся ситуации киевская организация СХ вынуждена сдавать принадлежащие ей помещения в аренду. Многие художники - без мастерских; обладатели последних нередко подвергаются шантажу и угрозам со стороны разных частных компаний. Простаивает, превратившись в нерентабельный, скульптурно-живописный комбинат-гигант. Заморожено строительство нового выставочного павильона, отобран отдельный зал. Члены Союза не получают необходимейших материалов - полотна, бумаги, этюдников... Нужда коснулась всех - от прославленного Михаила Дерегуса, который, начав слепнуть, не мог позволить себе приобрести необходимые лекарства, до менее известной, но талантливой Галины Зубченко, занявшейся сбором корнеплодов на поле после движения комбайнов...

Конечно, Союз художников Украины продолжает действовать. Сейчас в нем свыше 4000 членов; около 300 человек приняты в прошлом году (среди них - и зарубежные коллеги, например искусствовед из США Богдан Певный). Наши представители участвуют в работе экспертной комиссии Министерства культуры республики по закупке произведений с выставок. Достигнуто установление относительно невысокой платы за пользование мастерской (мне, скажем, площадь в 29 квадратных метров обходится в 100 тысяч карбованцев за год). При Союзе организована студия, где за определенный денежный взнос обучаются искусствам желающие - от школьного до предпенсионного возраста. Разработан новый - демократический - Устав.

Знаю, что государству нынче трудно. Но, мне представляется, тяжелую ношу следует распределять равномерно на всех граждан. А оказалось: производители духовности, опора менталитета украинского народа, очутились в наиневыгоднейшем положении, напрягая, словно кариатида, все усилия для поддержания выпавшего на их долю бремени.

Иду коридорами Дома художника с некогда облицованными белым инкерманским камнем и цветными мозаиками стенами. Знакомые таблички с номерами комнат - «701», «702», «710» -еще сохранились, но рядом появились новые металлические указатели с чеканным узором на литерах многозначительного названия: «Фирма «Кроки». В кабинетах - мягкая мебель, кофе «по-турецки». Интересно, а знают ли сидящие тут молодые сотрудники в импортных костюмах слово «кариатида»? Обращаюсь к секретарю инвестиционной строительно-финансовой компании «Кроки» Светлане Фатеевой:

- Не ощущаете ли вы некоторый моральный дискомфорт от того, что занимаете помещения, где недавно трудились художники - особо одаренные люди, своим талантом умножающие духовное богатство страны?

- При чем здесь мораль? Мы арендуем территорию, за которую отдаем монеты - и немало. Тем самым, если угодно, выручаем из беды дирекцию Дома. Кстати, наша фирма помогла и группе молодых художников, оплатив в мае этого года проведение выставки их работ «Mon plaisir» («топ» переводится как «мой»: чтобы вы знали!) по улице Горького, 102/104. Какими суммами рассчитываемся? Ни на этот, ни на какие другие вопросы не желаем больше отвечать.

Тогда - следующее мини-интервью с директором дирекции выставок Союза художников Украины П.П.Коптевым:

- Какая из организованных в последнее время экспозиций была, на ваш взгляд, самой значительной?

- Выставочная деятельность в целом проходит успешно. Сравнивая работу дирекции до ее перехода на хозрасчет и за последние пять лет, можно утверждать: невзирая на трудности, вернисажей состоялось не меньше, чем в прошлые времена. Только в минувшем году в Киеве открылись 63 выставки, среди которых были и всеукраинские («Весенняя», «Искусство Сумщины»), и международные («Польский плакат»), и персональные («Николай Серобаба и Валентина Серобаба-Климко»).

Очень интересной признана Киевская художественная ярмарка, где демонстрировались собрания частных галерей (это - одесский «Ковчег», черкасский «Макош», черниговский «Пластарт», нью-йоркский «Сергий Фаин Арт» и другие - всего 30). Зрители увидели малоизвестные произведения Ивана Труша, Николая Рериха, Сергея Шишко и других знаменитостей. Конечно, не все работы продавались, но главным было иное - вызвать определенный общественный резонанс.

Организация экспозиций обходится очень дорого. Предварительная смета, скажем, предстоящей выставки «Искусство Гуцульского края» состоит из 469 миллионов карбованцев (ведь цена лишь одного погонного метра шнура - 20 тысяч). Из-за финансовых трудностей не издаются каталоги (полиграфическое производство каждого требует 6 тысяч долларов). Картины с экспозиций продаются (пейзажная акварель, например, за 100 дол-ларов), но сделок почти никто не предлагает. Да и посещаются выставки плохо: за день приходит 10 - 15 человек, несмотря на символическую - в 200 карбованцев - стоимость билета. С нового года мы планируем отказаться и от нее, но не уверен, что это исправит положение.

Тем не менее, художники активно участвуют в выставках: общественное признание для них - как хлеб насущный.

Признание... В августе этого года высшей награды Украины - «Відзнака Президента» - удостоилась народная художница республики Т.Н.Яблонская. Может, ей живется лучше?

- Дорогая Татьяна Ниловна! Над чем вы сейчас трудитесь и как сообразуется теперешнее ваше творчество с общими, происходящими в стране переменами?

- За несколько последних лет создано около сотни полотен, которые должны экспонироваться на моей персональной выставке в Киевском музее русского искусства в мае будущего года. Все картины - камерного звучания: семья, дом, квартира, окно - вот их сюжеты. Тематика скромных пейзажей, портретов, интерьеров, где главным представляется передача поэтического настроения, подспудной музыки незамысловатого явления, в определенной мере отражает и мое нынешнее отношение к миру.

Когда-то я очень увлекалась политикой, происходящими в стране преобразованиями. Теперь от всего этого далека, ибо не верю в реформы, не надеюсь на улучшение общегосударственных дел.

Я получаю пенсию, не большую, чем все окружающие меня люди пожилого возраста. Конечно, это трудно: один тюбик белил стоит теперь 100 тысяч карбованцев. Но я не сетую и не считаю, что должна находиться в каком-то исключительном положении. Главная боль - от господствующего сейчас бескультурья. Имеется в виду не внешние проявления воспитанности (знание английского языка, манер поведения и прочее), хотя и это важно, а внутреннее умение сопереживать, любить прекрасное. Такое состояние не наживается в одночасье; я же вижу вокруг только растраты...

Современное искусство подчиняется вкусу среднего обывателя и неизбежно снижается по своему уровню, и это происходит в целом мире. Американские мультипликации, щедро демонстрируемые нашим телевидением, - образец самого дурного вкуса. А внуки смотрят эти фильмы, и вся моя борьба за воспитание их душ сводится на нет.

Ориентироваться на западную моду в искусстве - пагубно. Потому что живопись и скульптура - не дамские чулки, изготовляемые по рекламным проспектам богатой фирмы. Я не ретроград, и где-то могу понять молодежь, в поисках легкого хлеба подстраивающуюся под модернистские течения; но пусть и она поймет меня: подлинное творчество - тяжкий, упорный, не ориентированный на заработок труд.

Да, сегодня уже редко услышишь подобные речи - гневные, нелицеприятные. Любопытно, а как выскажется по данному поводу мастер совсем иного жанра - автор популярных, отмеченных национальным юмором и профессиональным лукавством иллюстраций к «Энеиде» Ивана Котляревского, заслуженный деятель искусств республики А.Д.Базилевич?

- Анатолий Дмитриевич, как часто вы теперь улыбаетесь - в жизни и на бумаге?

Ха-ха, каждый день, когда слышу выступления наших депутатов.

Что у меня смехотворное, так это пенсия. Правда, в ноябре она увеличилась вдвое; но поскольку стоимость продуктов возросла в десять раз, то кто не захохочет над такой арифметикой?!

Однако я не теряю чувства юмора. В прошлом году, выполняя заказ (оформление 33 листов «Украинской абетки»), позволил себе немножко пошутить в рисунках: физиономии веселых персонажей к букве «А» - спешащих в аэропорт туристов Зайца, Лисицы, Кабана - похожи на лица отдельных наших народных депутатов. Честно говоря, и я с завистью смотрю на фигуру Медведя, точнее, на баночку с медом, которую он тащит с собой. Потому что самому мне не сладко: работу сдал в апреле, а платы нет до сих пор.

В «Днипре», всего-то выпустившем в этом году книги трех наименований, вышло переиздание «Энеиды» с 131 моей иллюстрацией. 21 из них пропала неизвестно куда. А когда я выставил эти оригиналы в зале Института гражданской авиации для продажи, все остались на месте: никто не купил ни единой Штуки.

Зато на территории «Днипра» разместилось частное издательство «Мирослав Милорадович», для которого я проиллюстрировал «Сказки народов Украины». Мне платили до 500 тысяч карбованцев за лист; это весь мой подработок.

Что поделаешь? Я читаю Гавриила Державина и Виктора Суворова. Мечтаю достать картон; чтобы смастерить из него папки. А еще подумываю о великом сатирике Гоголе. С 1951 года, когда я впервые побывал в Сррочинцах, собираю материалы к его сочинениям; набросков, этюдов, эскизов - буквально горы, а заказов нет...

А как идут дела у художников в других городах Украины? Скульптор, профессор, заслуженный деятель искусств республики, председатель правления Львовского союза художников Украины И.М .Самотос говорит:

- Представители всех свободных профессий области, в том числе и художники, объединились в Лигу творческих союзов, председателем которой я являюсь. Ее правление собирается два раза в неделю, чтобы решать важнейшие проблемы - от социальной защиты артистов, музыкантов, живописцев до урегулирования спорных политических вопросов.

Во Львове продолжает действовать, хотя и в скромных масштабах, Экспериментальная керамико-скульптурная фабрика и художественно-производственный комбинат. Дают заказы строители 350 соборов. Работают детская художественная школа, колледж имени Ивана Труша, Малая академия в Пидбуже, Львовская академия искусств.

Не могу утверждать, что у мастеров области все идет прекрасно, но определение «нормально» будет вполне уместным. Об этом свидетельствует и проходящая в ноябре в Киеве выставка «Художники Львовщины». Хотя чаще мои коллеги с демонстрацией своих произведений ездят за рубеж - в страны Западной Европы, в США, Канаду. От правительства желаем одного: соблюдения принципа «не навреди!». А мы устроимся сами.

Даже не умеющие отличить бетон от мрамора малолетние продавцы газет на Крещатике знают, что работать во Франции сегодня лучше, чем дома. Поэтому я и спросила у стоящего субботним вечером в подземном переходе около станции метро «Майдан Незалежности» и предлагающего прохожим «нарисовать портретик» живописца и графика Н.А.Крисаченко предельно просто:

- Почему вы не уезжаете за границу?

Николай Анатольевич откликнулся так же непосредственно:

- Этот вопрос в 1991 году мне задавали в Сан-Франциско, где я присутствовал на художественном аукционе. И отвечу сейчас, как и тогда: поехать за рубеж, чтобы посмотреть мир, - это действительно интересно; но жить там постоянно я бы не смог. Нашему человеку приспособиться на Западе вообще нелегко, а художнику - и подавно: разрыв с Родиной, с ее духовной основой чреват тяжелыми последствиями.

Иногда меня спрашивают, почему я не поменяю специальность. Но я не могу и не хочу бытъ никем, кроме как художником. Им были мой отец, дед, учившийся в Рисовальной школе Николая Мурашко. В Киеве жил и работал мой любимый, по сей день до конца не оцененный мастер Михаил Врубель... Да и портреты я выполняю не только ради денег: мне интересны общение с людьми, процесс создания человеческого облика на бумаге.

Однако - надо заметить - общий уровень культуры жителей (и киевских, и иногородних, и зарубежных) очень низкий. О художественных произведениях чаще всего судят не по качеству, а по формату: чем крупнее, тем лучше...

Гордо и величественно держат над головами палитры, карандаши, кисти и циркули семь Муз, увенчивающих оформление столичного Дома художника. И сам собой напрашивается последний вопрос - к одному из их создателей, скульптору, заведующему кафедрой скульптуры Киевской академии искусств В.В.Швецову:

- Валерий Валентинович, если бы над данными фигурами пришлось начать работать сегодня, как бы вы их выполнили: так же, как и прежде, или, быть может, спорящими с богом торговли Гермесом?

- Так же, как и прежде. Трудности, которые мы сейчас переживаем, - суета. Вечно лишь искусство.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме