МАТА ХАРИ БЕЗ ПОКРЫВАЛА... ТАИНСТВЕННОСТИ

Поделиться
Мата Хари известна как танцовщица и как секретный агент в годы первой мировой войны. В свое время ее судьба долго будоражила воображение людей...

Мата Хари известна как танцовщица и как секретный агент в годы первой мировой войны. В свое время ее судьба долго будоражила воображение людей. В какой-то степени она продолжает волновать его и по сей день. Кто она на самом деле? Что ее заставило стать шпионкой? Эти вопросы требуют ответа. Но для этого нам необходимо разобраться с биографией этой женщины, выявить ее интересы и определяющие черты характера, проанализировать поступки и манеру поведения.

Мата Хари родилась в

1876 г. в голландском городке Левардене. Ее настоящее имя Маргарита Целле. И отец, и мать ее были мещанами. Сама же она приписывала себе то знатное, то экзотическое происхождение, объединяя при случае первое со вторым. Так, одному из своих поклонников она рассказывала, что родилась от любовной связи принца Уэльского с индусской принцессой (ее внешность, смуглая кожа и блестящие черные глаза, да вдобавок приписываемые будущему королю Эдуарду VII многочисленные похождения и не менее многочисленные внебрачные потомки, придавали рассказу характер правдоподобия). Другому, а точнее очередному, своему любовнику она призналась, что ее настоящие родители действительно Целле, вернее фон Целле, утратившие, к несчастью, свой титул, но, как и английский королевский дом, происходящие от ганноверских герцогов. К чему эти ловко состряпанные, лживые истории? Профессия танцовщицы знатности совсем не требовала и никакого титула на афишах М.Хари не должна была писать. Она вообще могла не касаться своего происхождения в любой, а тем более интимной обстановке. Но такова была натура этой женщины: ей было так же невыносимо трудно говорить правду, как некоторым людям лгать.

В возрасте восемнадцати лет, так и не окончив школу, Маргарита Целле вышла замуж - по газетному объявлению. Голландский офицер, капитан Мак-Леод, действительно происходящий из знатного шотландского рода, поместил объявление в газетах о том, что желает жениться. Среди пятнадцати претенденток Мак-Леод выбрал на свою голову именно ее.

Юная Маргарита довольно скоро обманула надежды 38-летнего Джона Мак-Леода. После свадьбы новобрачные отбыли к месту службы капитана - в Нидерландскую Индию (современная Индонезия). Шестилетнее совместное проживание в голландской колонии вместе с малышкой Марго позволило Мак-Леоду выявить самые «привлекательные» стороны характера супруги: неравнодушное отношение к мужчинам, страсть к деньгам и роскоши, с одной стороны, желание изменять мужу, сорить деньгами и развлекаться - с другой.

Казалось бы, самый простой выход - разойтись с женой. Ан, нет. Купить согласие супруги в этом отдаленном от цивилизации мире не представлялось возможным по причине отсутствия у Мак-Леода требуемой суммы. Вот и приходилось бедняге взывать к Богу да жаловаться родственнице. К счастью для него, Господь услышал молитвы несчастного шотландца, и по возвращении в Голландию супруги разошлись. Бдительный Мак-Леод тут же поместил объявление в газете, что не будет платить по долгам бывшей жены. Святая наивность. Как только Маргарита пообещала «начать новую жизнь», он тут же сошелся с ней... для того, чтобы в надцатый раз убедиться в развратности ее поведения. В декабре 1902 г. Мак-Леод окончательно выгнал Марго из дому. А так как Голландия в результате проведенных «исследований» показалась Маргарите слишком маленькой страной, то осенью 1903 г. она переселилась... Угадайте с одного раза. Ну, конечно, в Париж!

В столице прекрасной Франции Маргарита решила ни много ни мало стать артисткой. Исходя из того, что голоса у нее никогда не было, карьера оперной певицы ее не привлекала. По-французски она говорила с сильным иностранным акцентом, а значит, не приходилось и думать об успехе в качестве драматической актрисы. Оставались танцы. Но и в этом виде театрального искусства Маргарита, достигшая 28-летнего возраста, успевшая родить двоих детей и не получившая соответствующей подготовки, ну, никак не могла тягаться даже с посредственными, но профессиональными исполнительницами классического балета. Другое дело, что-нибудь этакое необычное, экзотическое, например, «священный малайский танец».

Несомненно, что у Марго была развита интуиция, и она буквально на ходу поймала эту носящуюся в парижском воздухе идею. Те, к кому она обратилась и от кого зависело ее выступление, пришли в восторг. Впервые она предстала перед публикой в конце 1905 года. Зал, где она танцевала, усилиями декораторов был превращен в восточный храм. Пол был засыпан лепестками роз, вокруг импровизированной сцены горели свечи. Псевдоним Маргариты - «Мата Хари» в переводе с малайского означает «рождающаяся заря» или «утренний луч». В ходе ее выступления процесс рождения зари заключался в том, что служительница религиозного культа при храме (европейцы обычно называют таких женщин баядерками) во время ритуального танца постепенно раздевалась, оказываясь под конец совершенно голой. Только не нужно говорить, что это стриптиз. Согласно утверждениям М.Хари, это делалось совсем не для того, чтобы дразнить мужчин. Так, по ее сведениям, было угодно Шиве - одному из трех высших богов в индуизме и брахманизме.

Успех «обнаженной танцовщицы» превзошел все ожидания. Дочь голландского лавочника оказалась, ни дать ни взять, «воплощением таинственного Востока». Перед Мата Хари открылись двери парижских салонов. Министры, послы, академики, генералы старались залучить к себе жрицу Шивы. Немалую роль в этом играла продуманная до мелочей режиссура ее выступлений. Так, появлению «баядерки» обычно предшествовал непродолжительный доклад, в заключение которого ученый муж объявлял, что перед публикой выступит «дева, прекрасная, как Урваси, невинная, как Дамаянти, вышедшая из монастыря, как Сакунтала».

По-видимому, экзотика танца как бы предполагала неординарность интимных отношений с М.Хари. А тут еще ненавязчивая газетная реклама, нашептывавшая устами восторженного рецензента, что «с колдовскими чарами баядерки она сочетает богословскую эрудицию брахмана!» Можно подумать, что он брал у нее интервью. Неуемный темперамент Мата Хари позволял ей говорить на богословские темы с большим количеством мужчин. А так как количество любовников у нее не уменьшалось, то она всегда была в моде. А кому не хочется познакомиться поближе с женщиной, чье имя все время на устах.

В идеале эта приятная для М.Хари эмоциональная круговерть могла закончиться лишь на подходе к критическому возрасту. Но для этого ни в коем случае нельзя было портить отношения с прекрасной половиной парижского общества, добиться терпимого отношения к себе с их стороны. В качестве ответной услуги влиятельные единомышленницы получали возможность «расслабиться» и отвлечься от показного целомудрия в местах проживания баядерки. И хотя подобное коллективное времяпровождение у отдельных поборников нравственности ассоциировалось с понятием «оргии», для Мата Хари тонкости терминологии всегда отступали на второй план, пропуская вперед чувственное восприятие явлений объективного мира. Кроме того, практический склад ума в нужный момент подсказывал его обладательнице, когда ей необходимо сменить обстановку (чтобы не «застояться» и не надоесть). И тогда она устремлялась поднимать залежные земли в иных Палестинах. Она выступала в Вене, Берлине, Амстердаме, Риме, Монте-Карло.

И хотя она недурно зарабатывала танцами, ей неплохо платили богатые любовники, жила Мата не так уж роскошно и была кругом в долгах. Говорят, она играла в карты. Ну, что ж, еще одна страсть, еще одно острое ощущение.

А Мата Хари всегда хотела жить роскошно. Но ее понимание «роскошной жизни» не соответствовало имеющимся в наличии средствам. Постоянная нужда в деньгах, борьба с безжалостными кредиторами - все это так ей досаждало. Нашелся человек, который понял ее, и когда он предложил Мата Хари стать платным секретным агентом, она согласилась. Глава «великосветский шпионаж» превосходно укладывалась в книгу ее судьбы. Что касается книги учета личного состава германской разведки, то там она значилась как «агент Х-21».

Какой же она стала разведчицей? Судя по всему, не самого высокого класса. Во всяком случае, майор Ладу, который во время первой мировой войны возглавлял французскую контрразведку, считает, что М.Хари шпионское ремесло знала плохо. И в этом нет ничего удивительного. Как свидетельствует опыт, шпионаж давал действительно важные результаты в тех случаях, когда удавалось подкупить высшего офицера или видного политического деятеля из противоположного лагеря. Он хоть был специалистом и мог отличить второстепенное от главного. Что касается женщин-шпионок, то их роль в истории шпионажа, мягко говоря, несколько преувеличена. Надо думать, у военного министра (будь он и очень страстный человек) должны были бы возникнуть подозрения, если б на ложе неги иностранная артистка вдруг стала его расспрашивать о государственных и военных тайнах. В то же время нельзя отрицать, что, вращаясь в высшем свете, М.Хари имела возможность получать важнейшие разведданные просто в ходе болтовни со своими знакомыми.

В 1915 г. британская Ителлидженс Сервис сообщила Второму бюро (французская военная разведка), что известная танцовщица Мата Хари находится на службе у германского командования. За баядеркой тотчас было установлено самое тщательное наблюдение. В августе 1916 г. она явилась к майору Ладу. Танцовщица желала отправиться на лечение в Виттель, находившийся в прифронтовой полосе. Для этого нужен был специальный пропуск. В разговоре с майором М.Хари кокетливо заметила, что в последнее время с нее буквально не спускают глаз, а в ее отсутствие какие-то люди роются в ее чемоданах. Что за безобразие! Ладу ушел от щекотливой темы, отделавшись шуткой, и охотно выдал требуемый пропуск.

Дело в том, что вблизи Виттеля, в Контресксевилле, создавался авиационный лагерь, специально предназначенный для воздушных бомбардировок объектов противника. Немцы чрезвычайно им интересовались, и французская разведка это знала. Ладу был совершенно уверен, что Мата Хари едет в Виттель именно для того, чтобы добыть о лагере необходимые сведения. В связи с этим в гостиницу, где она остановилась, под видом лакея был внедрен французский контрразведчик. Другому агенту, переодетому офицером-летчиком, было поручено ухаживать за танцовщицей. Хитрости не дали никакого результата. Мата Хари вела себя в Виттеле безукоризненно. Судя по всему, германская разведка (а возможно, и сама Мата Хари) специально разработала «сценарий» контрмероприятий, направленных на то, чтобы отвести подозрения от своей подопечной (от себя). Во всяком случае, по окончании курса лечения она вернулась в Париж и снова явилась к Ладу.

Вторая беседа была намного содержательнее первой, хотя и велась в том же веселом, шутливом тоне. Вот только речь шла о вещах далеко не шуточных. Тон разговору задала танцовщица: ей позарез нужны деньги. «Правда? Сколько?» - сочувственно спросил Ладу. «Много. Миллион франков». - «Где же нам такую сумму взять! Вот у немцев вы могли бы получить миллион, если бы проникли в ставку нашего верховного командования», - ласково сказал начальник французской контрразведки. В тон ему Мата Хари столь же шутливо ответила, что за миллион она лучше проникнет в германскую ставку, благо это ей по силам: всем известно, что она была любовницей одного очень высокопоставленного лица. «Ну, уже так прямо в германскую ставку? - усомнился хитроумный Ладу. - Кто же вас туда введет?» - «Да мой другой любовник...» Назвав его, Мата Хари допустила очень серьезную, если не сказать роковую, ошибку. Упомянутый ею человек был известен Ладу как один из главных германских вербовщиков платных шпионов. Однако французский контрразведчик даже бровью не повел. Более того, с танцовщицей было заключено соглашение: ее принимают на службу в контрразведку, в ближайшее время ей предстоит выехать в нейтральную Испанию, а оттуда в оккупированную немцами Бельгию, где она должна приступить к работе. Выбор Испании в качестве промежуточного пункта не был случайным: французская разведка знала шифр, при помощи которого германский военный атташе в Мадриде сносился по радио с германским генеральным штабом. По расчетам Ладу, Мата Хари, если она тайный агент Германии, должна обязательно выйти на немца, о чем атташе обязан сообщить в Берлин.

Так оно и вышло. Вскоре после прибытия Мата Хари в Испанию французская радиоразведка перехватила и дешифровала две телеграммы следующего содержания:

«В Мадрид прибыл агент Х-21. Ему удалось поступить на французскую службу... Он просит инструкций и денег. Сообщает следующие данные о местонахождении французских полков (по свидетельству майора Ладу не все сведения о дислокации частей были точными - Прим. авт.)... Указывает также, что французский государственный деятель Н находится в близких отношениях с иностранной принцессой...»

В ответной телеграмме германского генштаба предписывалось:

«Скажите агенту Х-21 вернуться во Францию и продолжать работу. Получить чек Кремера в 5000 франков на Контуар д'Эсконт».

Мата Хари вернулась в Париж и остановилась в отеле. 13 февраля 1917 г. в ее номер вошли полицейские агенты и под каким-то предлогом велели следовать за ними. Ее привезли во Второе бюро. А там, как водится, сразу оглушили вопросом:

- Х-21, когда именно вы поступили на германскую службу?

- Я не понимаю, - ответила, побледнев, Мата Хари.

Следствие продолжалось несколько месяцев. На рассмотрение военного суда дело поступило в конце июля. Суд признал Маргариту Целле виновной и единогласно приговорил ее к смертной казни.

До приведения приговора в исполнение Маргарита находилась в Сен-Лазарской тюрьме. 15 октября 1917 г., на рассвете, к ней в камеру вошла обычная в таких случаях процессия. Осужденная крепко спит - накануне приняла на ночь снотворное. Ее будят. Произносят ставшие традиционными слова: «Мужайтесь, час искупления настал». И здесь начинается самая блестящая сцена всей ее жизни, и нельзя не отдать должное ее игре, храбрости и силе характера. «Как? Так рано! Что за манера?..» Она хотела бы, чтобы ее повезли на Венсенский полигон днем, после хорошего завтрака. «Папиросу?» - «Нет, не надо». - «Грог?» - «Да, пожалуй, стакан грога». - «Не имеете ли каких-либо сообщений властям?» - «Не имею. А если б имела, то не сделала бы!..»

Нужно одеться. Мужчины выходят. Маргарина одевается с особой тщательностью. В Венсен она поедет непременно в бежевом манто. Снова входят люди. Пастор предлагает помолиться. В ответ слышит: «Я не желаю прощать французам!.. Что еще? Да, письма...» Она пишет несколько писем. Отдает их трясущемуся адвокату, который так не хочет допустить ее смерти, и насмешливо просит не перепутать: не надо, чтобы послание любовнику попало к дочери, и наоборот. «Больше ничего? Как вам будет угодно, господа!»

По пустынным улицам спящего Парижа автомобили несутся в Венсен. Это длится недолго. Вскоре они останавливаются у столба на полигоне. По другую сторону уже стоит черный катафалк с гробом. В десяти метрах от столба выстроились двенадцать солдат. Маргарита выходит из автомобиля. Ее привязывают к столбу. «Повязки не надо!..» Она улыбается, и эта улыбка не похожа на гримасу. Бьет барабан. За командой следует залп. В нее попадает одиннадцать пуль. Двенадцатый солдат, совсем молодой, не выдержав напряжения, упал без чувств, - почти одновременно с ней. Так, в возрасте 41 года, закончилась карьера необычайно темпераментной женщины, жадно любившей жизнь, позы и эффекты, взбалмошной до истеричности и болезненно лживой.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме