Лев Николаевич Венедиктов принадлежит к художественной элите Украины. Народный артист СССР, народный артист Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, член-корреспондент Академии искусств Украины, профессор, лауреат всеукраинских премий имени Н.Лысенко и «Визнання». Удостоен отличия Президента Украины орденов князя Ярослава Мудрого V и ІV степеней, ордена Почета Российской Федерации, коммодор итальянского ордена Al merito della Republika Italiana. Этот выдающийся музыкант современности известен в мире вместе со своим хором Национальной оперы. «...Хор под управлением Льва Венедиктова по праву считается одним из самых лучших в Европе...» («Зюд курьер», Германия, 1993) — это лишь один пример из огромной прессы последних 30 лет, когда Лев Николаевич стал главным хормейстером Национальной оперы Украины. 136 спектаклей поставлены в этом театре при его непосредственном участии. Полвека Лев Николаевич работает в Национальной опере. Именно под его руководством хор театра стал уникальным исполнительским коллективом, которому подвластны сложнейшие творческие проекты. Его пением восхищались слушатели во Франции, Германии, Швейцарии, Дании, Голландии, Бразилии, Канаде и других странах. Вот еще один отклик из прессы: «...Кто бы еще смог так убедительно и волнующе, со стихийной силой изобразить драматические события, как не прославленный на весь мир хор Национальной оперы Украины...» («Франкфуртер альгемайне Цайтунг», Германия, 1997).
Известный дирижер, народный артист Украины, профессор Вениамин Тольба так написал о своем коллеге: «Лев Николаевич, бесспорно, один из лучших хормейстеров в Украине. Как из собственного опыта, так и со слов старейших хористов могу с уверенностью говорить, что Лев Николаевич принадлежит к четверке самых выдающихся хормейстеров, работавших в оперных театрах Киева и Харькова, — Шток, Каваллини, Тараканов и Венедиктов... Высокая общая и музыкальная культура, замечательное знание вокала и мастерство хорового дирижирования, безупречный вкус, тонкий слух и глубокое проникновение в стиль и содержание исполняемых музыкальных произведений способствовали тому, что руководимый им хор Киевского оперного театра заметно вырос в своем мастерстве, а подготовленные им спектакли достигли концертного совершенства...»
Всю свою жизнь Лев Николаевич посвятил оперному театру. Театр стал его жизнью, в которой каждое новое представление — это страница биографии человека, а каждый день — самоотверженное служение Ее Величеству — Музыке.
А начиналась жизнь прославленного Мастера так.
Родился Лев Венедиктов 6 октября 1924 года в городе Тамбове, в семье известного в то время регента — Николая Яковлевича Венедиктова, который учился в Петербургской придворной певческой капелле вместе с А.Александровым и Ю.Шапориным, закончил здесь у Н.Черепнина и А.Лядова консерваторию, работал хормейстером в Мариинском театре. «Моим эталоном в дирижерской профессии, — вспоминает Лев Николаевич, — был отец — очень хороший музыкант». Все в доме, семье было связано с музыкой. Часто собирались друзья, коллеги-музыканты, играли ансамбли, квартеты, трио или пели. Вспоминаю: «Мне — четыре года, отец посадил меня на пианино, ноги у меня свисают над клавиатурой. Все поют Чайковского (музыку к драме «Снегурочка»). С этого, пожалуй, и началось мое увлечение музыкой на всю жизнь».
Доброжелательной, прекрасной хозяйкой была мать Льва Николаевича — Вера Александровна, закончившая Смольный институт благородных девиц в Петербурге. Лев Николаевич вспоминает, что Юрий Шапорин любил приезжать «на пироги» к Вере Александровне. Отец олицетворял в семье творческую, артистическую личность, а мать была хранительницей домашнего очага...
Вот в таком интеллигентном окружении формировался характер мальчика, рано проявившего музыкальные способности. Левушка начал заниматься музыкой с шести-семи лет в Борисоглебской музыкальной школе, позже — в училище... Планировал пойти учиться в Минскую консерваторию по классу фортепиано, но началась война, и 17-летний юноша попадает на фронт. Волховский, Ленинградский, Карельский — на этих фронтах он прошел путь с ансамблем Киевского военного округа от оркестранта до хормейстера. В домашнем архиве Льва Николаевича сохранилась программка выступления ансамбля в блокадном Ленинграде.
Лев Николаевич вспоминает: «Когда мы приехали в 1944 году в Киев, я увидел объявления о первом наборе в консерваторию после ее возвращения из эвакуации. Отец сразу сказал: «Иди в консерваторию». Я — ему: «Куда же идти? Я фортепиано не видел три с половиной года — был на фронте. У меня ансамбль, я — дирижер». Он взял меня за руку и повел в консерваторию (тогда она была на Львовской площади, сейчас там Театральный институт). Тогда же я познакомился с Элеонорой Павловной Скрипчинской, ставшей для меня как мать. Именно она с доброй улыбкой сообщила: «Вы приняты в вуз». Дальше началось самое худшее. Я служил в армии, командировка... Шесть раз отчисляли из консерватории и семь раз восстанавливали (благодаря ей)».
Вспоминая о своих студенческих годах, Лев Николаевич утверждает, что кумиром молодых дирижеров был Натан Рахлин. Тогда дирижером в опере работал М.Пирадов, а в 1946 г. — К.Симеонов, то есть учиться было у кого. Особые отношения, творческие и человеческие, сложились позже с талантливым музыкантом, непревзойденным знатоком оперы Вениамином Тольбой, который помог Льву Николаевичу в его первых шагах на дирижерском поприще.
После окончания консерватории молодой хормейстер продолжал работать с ансамблем, часто с успехом выступал в разных городах. Но судьба готовила ему встречу, перевернувшую всю жизнь. В 1954 году ансамбль пригласили в театр на день Советской Армии. Довольно сложная программа концерта. Утром позвонил Михаил Иосифович Пирадов — главный дирижер театра: «Мы просим вас зайти в театр». М.Пирадов и В.Колесник (в то время — главный хормейстер) предложили ему перейти на работу в театр хормейстером.
24 февраля 1954 года молодой хормейстер переступил порог прославленного Киевского оперного театра. Хор Национальной оперы за все годы работы Льва Николаевича всегда находился на высоком профессиональной уровне. Маэстро продолжал и развивал прекрасные традиции своих предшественников — А.Коваллини, М.Тараканова, М.Берденникова, В.Колесника. Хоровые сцены оперы часто становятся одним из «главных действующих лиц» музыкального представления. Хор может быть фоном и комментатором, участником событий, но никогда — «статической массой певцов». «Венедиктовский хор» отличают тембровое богатство, интонационно выразительное, вокально совершенное пение и особенное объемное звучание, он всегда поражает слушателей всех стран, где бы ни выступал театр, мощным forte и нежным piano...
О своем хоре Венедиктов рассказывает с особым душевным теплом: «За мои 50 лет труда в театре это третий состав хора. Сегодня он насчитывает 117 человек. Чтобы ввести певца в репертуар хора, необходимо несколько лет. Сейчас состав стабильный и высокопрофессиональный. В нашем хоре много талантливых певцов. На репетициях я ощущаю, что их объединяет вдохновение, художественное видение спектакля».
С начала ХХІ века в Киевской опере уже поставлены спектакли: «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно, «Война и мир» С.Прокофьева, «Турандот» Дж.Пуччини, «Джоконда» А.Понкьелли и др. Успех у зрителей они заслужили благодаря и огромной работе главного хормейстера Л.Венедиктова, ведь в этих операх хоровые массовые сцены занимают значительное место.
Следует также подчеркнуть, что между плановыми спектаклями коллектив много работает над своими оригинальными программами, в частности это музыка от ХVІ века до наших дней. В репертуаре хора произведения Бортнянского, Березовского, Лысенко, Стеценко, Рахманинова, Чеснокова, Лятошинского, Майбороды, Ревуцкого... «Мы выступали с «сольными» программами во Франции, Швейцарии, Германии, Австрии. Ни в Большом театре в Москве, ни в Мариинском в Санкт-Петербурге такая деятельность не практикуется, ведь их сложно подготовить, учитывая напряженный график репетиций, спектаклей, гастролей». Определенной кульминацией концертной деятельности стал своеобразный бенефис оперного хора в 2002 году, который критики назвали событием в художественной жизни Украины».
Тогда прозвучали сложные произведения — «Четыре духовные пьесы» Дж.Верди и «Хустина» Л.Ревуцкого. Не могу забыть тот вдохновенный творческий подъем, царивший на том концерте как среди певцов хора, так и в зале Национальной оперы. Лев Николаевич в интервью отметил, что к этому исполнению он шел два года: «Над произведением Дж.Верди хор работал, не зная усталости по 12 часов в день. Я, честно говоря, заболел этим произведением, и хор это почувствовал — отдача была на репетициях полная. Так, помню, было в работе над «Реквиемом» и «Набукко» Верди. Постоянно хочется услышать живое звучание, которое ты носишь в себе... И когда это происходит, ощущаешь — произошло чудо... Так было и при исполнении «Четырех пьес» Верди. Я хотел вспомнить и отблагодарить всех, кто помогал мне в жизни... И душа вроде очистилась».
И сегодня, ежедневно перед хористами — пример нестареющего, глубоко уважаемого всеми Льва Николаевича, чье творческое горение на репетициях и на спектаклях вдохновляет на высокое искусство.
Но есть еще одна страница творческой биографии служителя муз. Его педагогическая работа в Национальной музыкальной академии, где он трудится с 1959 года. Профессор кафедры хорового дирижирования (в 1980—1988 годах он работал заведующим кафедрой). Л.Венедиктов воспитал свыше 100 выпускников, работающих сейчас в восьми странах. Они руководят хорами в Америке, Канаде, Италии, Греции, Франции, Германии, Норвегии, Польше. Среди выпускников Л.Венедиктова — народный артист Украины В.Лысенко, заслуженный деятель искусств Украины В.Лизун, лауреат международных конкурсов К.Карабиц, лауреат Всеукраинских премий им. Б.Лятошинского и Л.Ревуцкого В.Степурко, лауреат Всеукраинского конкурса дирижеров И.Тутченко, кандидаты искусствоведения Н.Избицкая, Г.Степанченко, лауреат Международного конкурса хоровых дирижеров Ж.Зинченко, руководитель камерного хора «Кредо» Богдан Плиш. Все они учились у своего учителя фантастической преданности музыкальному искусству, любви к своему делу, ежедневной работе над профессиональным усовершенствованием всю жизнь.
Свое 80-летие Лев Николаевич встречает в прекрасной форме. Судьба подарила нам большое счастье общаться с этим выдающимся хоровым Маэстро современности. Создание им уникального хора Национальной оперы Украины — значительный вклад в украинскую музыкальную культуру.