Национальная музыкальная академия Украины вместе с Министерством культуры и искусств Украины и издательством «Музична Україна» недавно презентовали общественности Киева новое солидное издание — «Академія музичної еліти України» (история и современность). Этот фолиант (объемом свыше 500 страниц) посвящен 90-летию Национальной музыкальной академии Украины имени П.Чайковского. Он стал первой попыткой комплексно осветить, научно обобщить вклад НМАУ в музыкальную культуру Украины.
Со страниц этого новаторского труда, над которым трудилась большая группа авторов (ведущих специалистов НМАУ), предстает история уникального учебного заведения, за 90 лет ставшего настоящим центром художественного образования Украины.
В разработке концепции книги, построенной на редчайших архивных материалах, воспоминаниях преподавателей, отдельных исследованиях по истории НМАУ, приняли участие все авторы глав книжной новинки и редакционная коллегия, в которую вошли авторитетные профессора этого учебного заведения. Особое построение работы, состоящей из трех частей, предоставило возможность наиболее полно воссоздать и проанализировать не только особенности организационной структуры этого уникального заведения, но и охарактеризовать деятельность нескольких поколений выдающихся педагогов, сформировавших композиторские, исполнительские и научные школы национального и мирового значения.
Следует отметить, что коллектив составителей (А.Лащенко, А.Малоземов, Т.Гусарчук) провел огромную работу по организации написания всех глав книги и создания ее общей концепции.
Как уже упоминалось, книга состоит из трех частей. Первая — «Сторінки історії Київської консерваторії». В нее входит содержательный очерк А.Малоземова и Т.Гусарчук «Шлях до відкриття». Этапы становления (глазами участников событий) и раритетная публикация из архивов — воспоминания одного из основателей и ректоров Киевской консерватории К.Михайлова «Из истории Киевской консерватории» (подготовила публикацию и написала вступительное слово профессор М.Копица).
Вся историческая глава насыщена новыми архивными материалами, документами, которые впервые вводятся в культурологический и научный обиход. Следует отметить, что авторы полностью отошли от жанра обзора и создали обстоятельное историческое исследование на огромной источниковедческой базе. История Киевской консерватории, формирование основополагающих педагогических принципов этого своеобразного художественного центра Украины предстают перед читателями в ярком подтверждении архивными источниками и на доказательном языке документов, материалов, фотографий, большинство из которых публикуются впервые. Отдельно хочу сказать обо всем фотоиллюстративном блоке книги. В нем свыше четырех сотен фотоиллюстраций. Всю огромную работу по отбору фотоматериалов осуществил составитель Ю.Гуренко (заведующий лабораторией истории украинской музыкальной культуры). Правда, качество цветных фотоиллюстраций, к сожалению, неудовлетворительное.
Для всей книги в целом характерен сегодняшний взгляд на исторический контекст, в котором происходило становление и формирование художественно-образовательного процесса в Киевской консерватории.
Вторая и третья главы книги прекрасно дополняют друг друга. «Національна музична академія імені П.І. Чайковського» — это вторая глава, «Наукові і виконавські школи» — третья. Составителям и авторам книги удалось в этих материалах избежать повторов и создать многоплановую картину.
Положительной стороной работы является создание творческих портретов педагогов, составляющих золотой фонд художественной элиты Украины. В книге удачно показаны особенности педагогического процесса разных факультетов академии, а также проанализирована педагогическая деятельность тех, кто основывал и формировал научные и исполнительские школы.
В главах «З історії кафедри української музики» (авторы Т.Некрасова, Е.Таранченко, М.Копица), «Становлення та розвиток київської етномузикологічної школи» (Е.Мурзина), «Наукова школа дослідників історії зарубіжної музики» (авторы М.Черкашина, Л.Гнатюк, О.Корчова), «До історії наукових шкіл кафедри історії музики етносів України та музичної критики» (авторы Е.Зинькевич, Е.Дьячкова), «Старовинна музика в культурі сьогодення» (авторы Н.Герасимова-Персидская, Т.Гусарчук), «Становлення виконавської школи гри на народних інструментах» (автор Н.Давыдов) и других — обстоятельно проанализирована деятельность разных кафедр музыкальной академии.
Все названия удачных глав невозможно перечислить в небольшой рецензии. Каждая из них привлекает по-своему. Прослеживается индивидуальный взгляд авторов на историю НМАУ как центр художественного образования в Украине. Следует отметить, что в этой книге некоторые фигуры педагогов освещаются впервые. Не секрет — было время, когда их имена исчезли со страниц истории украинской музыки. Поэтому такое, по-настоящему энциклопедическое издание предоставляет возможность вернуть из небытия незаслуженно забытые имена людей, чей труд был весомым вкладом в украинскую музыкальную культуру.
Выход в свет упомянутого издания, бесспорно, является событием в культурной жизни Украины. И хотя книга имеет презентативно-информационную специфику, это — первый шаг к многотомному изданию о Национальной музыкальной академии Украины, в котором главы перерастут в отдельные книги с научным аппаратом.
Вызывает уважение грандиозный труд коллектива НМАУ, издательства «Музична Україна» (директор А.Андрийчук), редактора О.Галинской, которые сделали все, чтобы эта уникальная книга увидела свет.