МАРИЯ БУРМАКА: «ОСТАЕТСЯ НАДЕЖДА»

Поделиться
О ней говорят, что это - «просто Мария», о ней спорят, доказывая правоту и неправоту ее стилистическ...

О ней говорят, что это - «просто Мария», о ней спорят, доказывая правоту и неправоту ее стилистического перевоплощения, ее цитируют на заседаниях Верховного Совета страны, ее вспоминают, говоря о возрождении национальной ментальности в современной эстраде, ее песни звучат в теле- и радиоэфире, ее голос западает в душу своим особенным тембром, который можно обозначать, наверное, единственным словом - «щемящий»...

Пять лет назад она «возникла» на эстрадном небосклоне Украины, благодаря той самой, первой «Червоной руте», всеукраинскому фестивалю, организованному в качестве своеобразной альтернативы заидеологизированной «советской массовой песне» всех предыдущих лет. Это был замечательный урожай на новые таланты, на смелые стихи и песни, на национальный непереборимый дух, на целую генерацию украинской современной песни. Среди нового «созвездия» была и Мария Бурмака. Это была отнюдь не «сверхновая», и не далекая, это была та самая звезда, которую вспоминает каждый, глядя в звездное небо над родным домом. Наверное, это и есть та звезда, которая хранит каждого из нас, предопределяя судьбу и освещая путь.

Многие известные ныне, многократно ставшие лауреатами артисты идут своей тернистой «музыкантской» дорогой, какая кому выпадет: то ли восходящая, то ли прямая, либо просторная, либо извилистая. Путь в песенной жизни Марии Бурмаки - исполнен глубин и взлетов, надежд и вдохновения, озабочен и крутыми поворотами.

Возникла Мария, как так называемая «бардесса», исполнительница авторской песни (название тех лет использовано лишь для обозначения общего направления в музыке). Что-то было в этих песнях, то ли свое ощущение каждой спетой интонации, то ли открытое миру сердце, то ли воплощение какой-то непонятной, но властной силы, связывающей воедино поколения, разделенные многими веками во временном пространстве...

А Марии было тогда 19! Настолько естественными для нее, родившейся в давно обрусевшем Харькове, но, к счастью, в необрусевшей семье настоящих интеллигентов, преподавателей в нескольких поколениях, была эта автентика, эта прадавняя тоска народа, эта сентиментальность, печаль и незабываемая жажда красоты и духовности, стремление к свободе и соборности...

«Снiг в гаю, але весною

Розiв'ється гай.

Може, долею ясною

Зацвiте мiй край.

В небi мла, а сонце встане -

Мла розтане вмить.

Може, мiй народ повстане,

Морем зашумить...» -

звучали ее стихи, вызывая овации, очищая юные души от ила «достижения развитого социализма», расправляя крылья за спиной, зажигая свет в конце тоннеля. Второй ипостасью некоторых ее версий народных песен было даже использование их некоторыми религиозными общинами в качестве молитвенных песнопений. И так было несколько лет.

Естественно, жанр этот никогда не был замечен ни ведущими хит-парадами, ни престижными «тусовками», ни «крутыми» продюсерами зарождающегося в те годы шоу-бизнеса Украины. Естественно, жизнь выпускницы филологического факультета Харьковского университета и ее творческий путь не были усыпаны цветами... Досточно было того, что ее кандидатуру не утвердили в качестве сотрудника одной из редакций Украинского телевидения! Ее-то, талантливую, горящюю в творчестве, отдающую тепло души окружающим ее людям!

Победами в престижных песенных фестивалях был отмечен этот период жизни Марии: «Червона рута» (Черновцы), «Оберiг» (Луцк), «Тарас Бульба» (Дубно, 1993), «Вiтер зi Сходу» (Донецк, 1993), гастрольные пути пролегли в это время по Европе (Германия, Чехия, Польша), Америке, Канаде. Перечисляя достижения этих лет, точнее, как итог, упомяну магнитоальбом Марии Бурмаки «Ой, не квiтни весною» («Кобза», Украина - Канада, 1990), первый на то время компакт-диск украинской современной музыки - «Мария» («Victor», Канада).

И после всех этих успехов - как внезапный порыв ветра, по образному выражению К.Стеценко, как «прыжок в гречку» - новые песни Марии Бурмаки, написанные с Николаем Павловым. Это была кардинальная смена имиджа, стилистики, это были новые, сугубо эстрадные выразительные средства аранжировок, это была новая Мария Бурмака. И вот тогда-то и начались горячие споры ее поклонников. Одни утверждали, что Марийки уже нет, что этот имидж - неестественен для нее, что она потеряла свое лицо, что она стала в один ряд с общепринятыми стандартами шоу-бизнеса... (Буду откровенной, среди них была и ваша покорная слуга.) А другие, радуясь новизне в образе любимой певицы, надеясь, что она найдет себя и в новом амплуа, «выплывет» из масс-культуры, из традиционного набора «попсовых» интонаций, и будет использовать свой предыдущий опыт, обогащая его новыми для себя красками и конструкциями в музыке.

Прошло два года, и испытание временем состоялось. 1994 год: новый компакт-диск Марии Бурмаки «Остается надежда» («МиК-С», Киев). Первая презентация компакт-диска в Киеве, в помещении Дома моделей, масса зрителей, которым не хватило мест в зале, и настоящий спектакль. Это было неожиданно - нетрадиционно, когда нет сцены и публики, когда зрители становятся участниками действа, когда нет «тыла» за спиной, когда Ты - Героиня, предстающая в разных ипостасях, играющая свою жизнь в песнях...

Мария использовала идею В.Вовкуна - создать зрелище, используя эффект «малой сцены» и объемности действия на подиуме, привлекая манекенщиц, в качестве участниц (а также воплощения «теней», манекенов, безэмоционального, вечного движения жизни, в чем Мария претворила впечатлившую ее тему «сада нетающих скульптур» Л.Костенко). Режиссер-постановщик спектакля - Сергей Проскурня, уже успевший сделать себе имя в театральном мире, как один из наиболее современных, неординарных режиссеров Украины. «Львиная» доля работы по созданию представления принадлежит лауреату Международного конкурса им.С.Лифаря, балетмейстеру Сергею Швыдкому (Московский театр А.Стигаловой). Залогом успеха в этом общем деле, осуществленном при активнейшей помощи настоящей «команды»: менеджер Г.Корпан, продюсер Д.Несбейчук, звукорежиссер В.Зверевич.

Представление, в котором участвовали несколько персонажей: Мария, воплощающая на сцене-подиуме всю свою жизнь, насыщенно-драматичную; модели-манекенщицы, создающие главный фон (по замыслу балетмейстера - это не должно было выглядеть как хореографические «подтанцовки», целью было создание авангардно-модернового шоу); музыка, не нуждающаяся в особенных комментариях, и - все присутствующие в зале, публика, как воплощение многоличностного общества. И это общество индивидуальностей, публика, наиболее взыскательная, поскольку в основном состоит из коллег-исполнителей, а также - творческих личностей, приняла новую Марию Бурмаку.

Нина Матвиенко, которую Мария считает своей крестной матерью в искусстве, благословила ее в новом амплуа. Поэт Иван Малкович, идеолог «Червоной руты», пожелал ей в поисках новых ипостасей всегда сохранять главное - чистоту. Кирилл Стеценко, композитор, скрипач, многоплановый музыкант, похвалил за смелость. Андрей Середа, лидер прославленной киевской рок-команды «Кому вниз», признался, что слушая песни Марии Бурмаки, всегда вспоминает своего сына. Известная украинская поп-звезда Ирина Билык пожелала дальнейших успехов и сказала, что главное для украинской певицы - ее душа , а Мария - это сама душа. И добавила, что, слушая песни Марии Бурмаки, всегда подпевает ей вторым голосом.

Компакт-диск произведен в Болгарии при содействии фирмы «Элема», студий «Аркадия» и «МиК-С». Это - альбом объединивший песни двух последних лет, созданые в соавторстве с Н.Павловым, неоднократно побеждавшие в хит-парадах, конкурсах и фестивалях и уже давно полюбившиеся публике: «Ми йдемо», «Ходить сон», «Вербовая дощечка», «Мила моя», «Разбуди мене», «Лишається надiя».

В разговоре с композитором и аранжировщиком, автором музыкальной концепции альбома Н.Павловым о творчестве М.Бурмаки, я предположила, что после такой весомой заявки - презентации, ставшей своеобразной «точкой» на определенной ступени профессионального роста, хочется чего-то нового. Что дальше? Публика ждет от М.Бурмаки неординарного, яркого, интересного, незабываемого события. И наверное, как у любого творца, ее лучшая песня - еще впереди.

Во всяком случае, всем нам всегда хочется чуда, мечтается о счастье, грезится о прекрасном - хотя бы в музыке. И - «Остается надежда»...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме