Кто из нас слышал в наше время живого кобзаря? Такого, который от души споет и думу, и песню о кровавой истории запорожской воинской державы, и со слезой подружит? Не часто нам приходится, вырвавшись из монотонного потока быта и однообразия современной жизни, увидеть родничок, переполненный живой водой с отраженным облачком в глубине...
Любовь Скоропадюк - новое имя даже для любителей песни. Таких голосов в мире - по пальцам можно сосчитать. Контральто с мощным звучанием и прекрасной тембровой окраской, практически неограниченного диапазона, ровный во всех позициях, с настоящей культурой вокала, органично сочетающейся с открытым «белым» звуком.
Песня - душа народа, его история, слава и любовь. Насколько эти слова, частоупотребимые в наше время, расходятся, как правило, с их истинным смыслом и назначением. Где она, наша украинская песня? Почему везут многочисленные «лакированно-лубочные» экспортно-ширпотребные исполнители по миру ее жалкое подобие? Чем руководствуются организаторы фестивалей и дней культуры при отборе участников, и почему неведомы им истинно увлеченные народным искусством люди, продлевающие его существование всей своей жизнью?
Любовь Скоропадюк по рождению наполовину гуцулка, на вторую - донская казачка. Гремучая смесь характеров родителей проявилась в ее поистине демонической эмоциональности. Все эпитеты кажутся пресными по отношению к этой женщине-кобзарю. Взгляд - «не рублем», а «сотней» одаривает, голос - просто уникальный, артистизм - исконный, неподдельный, а уж репертуар! Всю свою жизнь она шла к этому дню. На сцене Колонного зала Национальной филармонии - то ли казак запорожский, то ли легендарная соратница Василия Кочубея - Соломия, то ли новое воплощение Имы Сумак, или просто - женщина-Боян! Организаторы даже не предполагали, что залу предстоит испытание голосом почти шаляпинской насыщенности. Закрыв глаза во время исполнения легендарной думы «Плач невольников», можно было представить себе все это кровавое действо, настолько ярко и образно передает рассказ о нем кобзаривна Л.Скоропадюк. А языческое шаманство и невероятная скороговорка, а женская тоска и искрометная пародия на кобзарские думы с их «гей-гей», а магически ораторское прочтение исторических песен - всевозможные эмоции и средства выразительности в этих мини-моноспектаклях Л.Скоропадюк. Красивые и оригинальные стилизованные костюмы для концертных выступлений певицы изготовил талантливый художник Владимир Фурик.
Где она этому училась, кто натолкнул на эту тропку, практически не хоженную нашими певцами? Это зов предков, истории земли, по которой пролито немало крови, это - голоса тех, кто высох в невольничьих колодках, это их взгляды горят в ее черных глазах...
Для меня показатель истинности таланта исполнителя - в его отрешенности от конъюнктуры и самозабвенной работе. Не модно в Украине петь подлинную украинскую песню? Л.Скоропадюк готовит свою авторскую программу «Вечер у пани Любы» и ездит по стране, показывая людям истинную красоту. Растет популярность семплированной фонограммно-макулатурной «музыки»? Любовь Скоропадюк осваивает сопилку, кобзу и гитару и организовывает фольклорный коллектив. Слушателя давят децибелами? Пани Люба споет без звукоусиления так же громко и настолько же тихо, что можно услышать дыхание людей в концертном зале.
Из огромной плеяды кобзарей, фольклористов, исследователей певице известны лишь несколько имен людей, которые стали для нее по-настоящему значимыми. София Грица и Василь Трилис и, конечно, Нина Матвиенко. Они благословили кобзаривну на тернистый славный путь. Песня для Любови Скоропадюк - это и жизненно неординарная ситуация, это взрыв эмоций, это момент истины. Кроме этого, песня - история народа. Именно в таком ключе и построена программа «Вечер у пани Любы». Ее составные части - «Ветер истории» и «Песенные витражи» - колоссальный срез всех существующих жанров - дума и историческая песня, лирическая и шуточная, романс и эмигрантский фольклор, современная украинская песня и авторские работы Л.Скоропадюк. Возможно, для одного концерта этого многообразия в избытке, но ведь это по сути первый творческий отчет за многие годы. Как тут устоять от соблазна показать все возможности, ведь есть что показать? Где можно было скрывать это явление в наш суперинформированный век? После окончания музыкального училища в Черновцах и музыкально-педагогического института в Донецке по специальности «хоровое дирижирование» Любовь Скоропадюк работала в ансамбле песни и танца «Славутич» Днепропетровской филармонии, затем была солисткой черновицкого театра «Голос». Став победительницей нескольких всеукраинских и международных певческих фестивалей, очевидно, в какой-то период она приобрела большую известность далеко за пределами Украины, чем «дома». Вместе с ансамблями «Скоморошина» и «Яблочко» певица выступала во Франции и Швейцарии, на Урале и Кавказе, но покинуть родные Карпаты навсегда не смогла.
Cегодня певица готовит новый проект, в который входит выпуск аудиокассет, концертная программа, гастроли по странам СНГ и диаспоре. Есть у нее вера в свою песню, ради которой живет пани Люба и выходит на сцену. И каждый раз вновь проживает - от истоков до современности - всю песенную историю Украины, вновь и вновь открывая ее своим слушателям.