Станислав Дунецкий |
Известно, что первым создать оперетту в России попытался Александр Бородин в 1867 году. Но многие ли знают, что во Львове украинская оперетта существовала с 1859 года? История музыки рассказывает о становлении и развитии украинской оперетты на театральных подмостках Киева, Харькова, Одессы. Есть даже утверждение, что украинская оперетта родилась во время советской власти в 1936 году. Имеется в виду «Сорочинская ярмарка».
Конечно, по идеологическим мотивам утверждение, что на территории СССР оперетта иного народа существовала раньше российской, появиться не могло. Но именно украинская оперетта, родившаяся во Львове, была первой в славянском мире! В середине XIX века это вызвало восхищение даже у гордых поляков, которые, как и украинцы, притеснялись Россией, Австрийской империей и Австро-Венгрией. До этого времени в Европе, как известно, господствовала так называемая парижская оперетта, за ней — венская. Кстати, в Санкт-Петербурге театр «Буфф» возле Александринского театра, где представлялись иностранные оперетты, соорудили только в 1870 году. В то время оперетта как грозное оружие сатиры и юмора для высокопоставленных лиц была нежелательным видом искусства. В Российской империи особенно музыкальные цензоры относительно оперетты держали ухо востро.
А вот во Львове австрийские чиновники от искусства разрешили некую вольность. В этом городе нарушителем театрального спокойствия стал Станислав Дунецкий. Представитель украинской шляхты (фамилия его предков была Дунец) удивил не только Львов, но и европейские театры. Львовянин Станислав Дунецкий взбудоражил и рядовую публику, и великих композиторов, которые напророчили ему большое будущее.
Во Львове в середине XIX столетия появилось именно то, чего подспудно ожидали многие. Украинская оперетта в стиле буфф отвечала украинской, польской и еврейской ментальностям. И хотя ставленниками Австрийской империи во Львове были поляки, которые обязывали композитора использовать либретто только на польском языке, простолюдины древнего Львова ощутили, что театры не только для аристократии.
Станислав Дунецкий родился 25 ноября 1839 года во Львове в семье известного адвоката. Долгое время он прожил в городе Жовква, где его мама была управляющей имением знаменитых Собеских. Именно мама, умелая пианистка, привила Станиславу любовь к музыке.
Как известно, в середине XIX века не только во Львове, но и во всей Европе господствовала немецкая и австрийская музыка. И юному музыканту очень повезло на еще одного учителя пения. Это был младший сын известного композитора В.-А.Моцарта Вольфганг. А игре на фортепиано Дунецкого учил лучший воспитанник Шопена Кесслер.
После окончания Львовской музыкальной студии Станислав Дунецкий учился в Липской консерватории, где подружился с американским скрипачом Ваузханом и где окончательно убедился в своих потенциальных возможностях.
И вот позади четырехлетняя учеба. Станислав Дунецкий возвращается в родной Львов. Ему только девятнадцать, но он очень смел и уверен в собственных силах. Концерт Дунецкого, состоящий из симфонии и песен, имел большой успех. Такого во Львове еще не видели. Но молодой человек неожиданно направил свои силы в иное русло. Оказалось, что классическая музыка ему не по душе. Станислава Дунецкого околдовала оперетта Ж.Оффенбаха «Орфей в аду». Он уловил, что необычный этнос Львова жаждет не того, что предлагали австрийские музыканты и композиторы. Так родился львовский буфф, именно в таком стиле начал сочинять оперетты молодой композитор.
Это было своеобразным вызовом тихой театральной жизни. Однако перед Станиславом Дунецким возникла и проблема: во Львове никто ему не хотел писать либретто, чтобы не быть причастным к такой «ереси». И тогда Станислав Дунецкий написал либретто сам! Так в мае 1859 года во Львове появилась оперетта «Корилла». Ощутимого успеха не было. Публика по-разному относилась к сочинению, имевшему заметные недостатки. Молодой композитор не был удовлетворен достигнутым, а потому уехал учиться в Венскую консерваторию. Затем повышал профессиональный уровень в Брюсселе, где им восхищался непревзойденный «герольд» новой инструментовки Гектор Берлиоз.
Музыкальное образование Станислав Дунецкий завершил в 1863 году. Возвратившись на родную землю, он работает капельмейстером Черновицкого театра, совершенствует свой стиль, делает много творческих наработок.
Молодого композитора восхищает Ж.Оффенбах. Но в провинции у него не только нет единомышленников, здесь даже слово «оперетта» пахнет развратом. А вот во Львове к оперетте тогда уже привыкли, просто ассоциировалась она с немецкими и австрийскими театрами. Станиславу Дунецкому показалось, что именно в родном городе он сможет реализовать свою мечту.
И вот он на Львовщине. Вблизи Олеска и Пидгирцев вместе с братом Павлом собирает местный фольклор, пишет оперетту «Пажи королевны Марысеньки». Это был новый буфф. Вдохновленный Гектором Берлиозом, молодой сочинитель трудится неустанно. Авторитетный в то время Анчиц в элитарном Dzienniku Literackim заметил: «Станислав Дунецкий выработал свой собственный стиль, который оригинален настолько, что Дунецкого можно узнать среди тысячи других; и хотя львовский композитор воспитан на французском искусстве, у него есть то важное, что так необходимо для великих творцов, а еще у него есть в творчестве характер чисто славянский». (Слова «украинец», «украинский» на территории Австрийской империи и Австро-Венгрии в официозе не использовали.) Так львовянин, представитель украинской полонизированной шляхты стал первым из славян, кто сочинил оперетту. Только через три года российский композитор Александр Бородин сделает подобную попытку, но его постигнет неудача.
Оперетта «Пажи королевны Марысеньки» Станиславу Дунецкому доставит много неприятностей со стороны властей. Ему запретят именовать королем главное действующее лицо произведения, поэтому Ян станет князем, а гетман Мазепа вообще останется без фамилии. Но наиболее удачный и смелый буфф Станислав Дунецкий предоставит зрителям в 1866 году. «Соблазн, или Хохлик» сотрясет не только театральные подмостки, но и дремавшую совесть. Сатира и юмор в буффе окажутся неожиданно смелыми. Слово «хохлик» в то время означало «хохол», то есть «украинец», а по-польски — еще и домовой. И вот в оперетте Хохлик склоняет молодого жениха к пьянству, убийству и любви. Происходят и другие необычные «преобразования» в оперетте, обнажая существенные недостатки людей, высмеивая человеческую глупость. Это сочинение имело наибольший успех не только во Львове, но и в Кракове, Праге, Берлине. Молодой композитор из Львова стал известен на всю Европу. Но он не остановился на достигнутом, сочиняет еще «Месть Стаей», «Панну Присю», «Одалиски», пишет песни.
В 1866 году молодого композитора вдохновило «Слово о полку Игореве». Ощутимый источник для творчества Станислав Дунецкий увидел в эпосе родного народа, поэтому на время отказался от излюбленного приема в стиле буфф, решив сочинить музыкальную поэму. Напомним, что лишь в 1869 году Александр Бородин решит написать оперу «Князь Игорь»; тогда Станислав Дунецкий уже будет завершать свое сочинение.
Поэма была в вагнеровском стиле. Вместе с братом Павлом Станислав Дунецкий длительное время изучал «Слово о полку Игореве». Работа львовского композитора над собственной поэмой «Игорь» обсуждалась на Европейском съезде музыкальных критиков, состоявшемся в Вене в 1866 году. Мнение было единогласным: «Замысел молодого львовского композитора — путь к новой школе, что в ближайшее время станет эпохальным в музыкальной жизни». Итоги Венского съезда освещал во Львове Dziennik Literacki, и высокая оценка «нарушителя театрального спокойствия» удивила многих заангажированных театралов.
В 1867 году Станислав Дунецкий вместе с братом много работал над «Игорем» в Олешкове, что возле Коломыи. А еще — лечился, поскольку у него обнаружили туберкулез. В местных гуцулах Дунецкий почувствовал много родственного «Слову…», и это придавало ему сил. Но здоровье было подорвано серьезно. Страшная, неизлечимая на то время болезнь забирала силы.
Осознавая, что жизнь кончается в начале творческой карьеры, Станислав Дунецкий уезжает в Венецию, где климатические условия и хорошие врачи продлили его жизнь еще на год. До последнего дня — 16 декабря 1870 года — Станислав Дунецкий работал над песней Ярославны для своего «Игоря».
Ему так и не удалось усовершенствовать любимое дитя — украинскую оперетту. Не успел он дописать и поэму. Болезнь оказалась непобедимой. Брат композитора Павел почему-то не обнародовал почти оконченного «Игоря». Все это привело к тому, что и сочинения, и самого «отца» так называемой славянской школы оперетты забыли. Кстати, в последние дни жизни Станислава Дунецкого с ним работала питерская оперная певица Барановская, выступающая под псевдонимом Пальма. Не она ли известила санкт-петербургских либреттистов и композиторов об эпическом произведении львовского композитора? Не здесь ли истоки оперы «Князь Игорь» Александра Бородина?