Введенный в строй в 1941 г. линкор «Тирпиц» стал самым мощным кораблем военно-морского флота Германии. Вместе со вторым по силе в составе ВМФ линейным кораблем «Шарнхорст» и тяжелым крейсером «Лютцов», базировавшимися, как и он, в фиордах Северной Норвегии, «Тирпиц», с выходом в море, представлял серьезную угрозу для любого корабля союзников, оказавшегося в пределах досягаемости его орудий. Адмиралтейство Великобритании, опасавшееся внезапного появления «Шарнхорста», «Лютцова» и, конечно же, «Тирпица» на своих морских коммуникациях в Атлантике, предпринимало энергичные меры по их уничтожению или хотя бы временному выводу из строя. Однако проводившиеся английской авиацией воздушные налеты на надводные корабли противника в местах их стоянок и организованное на подходах к фиорду патрулирование подводных лодок результатов не приносили. Немецкие корабли не удавалось выманить из норвежских шхер и втянуть в сражение с превосходящими их количественно кораблями Королевского флота.
Прикрытые с высокой плотностью минными полями и противолодочными сетями линкоры и крейсер были недосягаемы (пока они находились в фиордах) для обычных подлодок англичан. Стремясь выйти из создавшегося тупика, английское адмиралтейство приняло решение создать сверхмалые подводные лодки (СПЛ). Построенные вскоре 17-метровые британские «лилипуты», получившие официальное название «Икс-корабли», обладали скоростью подводного хода до 5 узлов (9 км/ч) и могли погружаться на глубину до 100 м. Экипаж подлодки состоял из четырех человек: командира, его заместителя, механика и водолаза - и комплектовался добровольцами. Поскольку «Икс-корабль» был слишком мал для размещения даже одного торпедного аппарата, его оружие - две двухтонные мины с часовым механизмом подрыва - крепилось к корпусу снаружи.
Чтобы подготовить и успешно провести операцию по выводу из строя крупных надводных кораблей ВМФ Германии, была нужна достоверная и постоянно уточняемая информация о месте стоянки линкоров и крейсера, расположении средств надводной и подводной защиты, системе патрулирования подходов к фиорду, периодичности открывания проходов в сетевых заграждениях, а также о расписании занятий, тренировок и учений.
Найти людей, готовых дать информацию относительно «Тирпица» и других кораблей, в оккупированной немцами стране было не так уж и трудно. Проблема состояла в быстром создании агентурной сети на месте, организации сбора разведданных, их обобщении и оценке и своевременной передаче полученной информации в Великобританию. С этой целью в страну был заброшен специально подготовленный агент, участник норвежского движения Сопротивления Торстейн Рааби. Он был снабжен несколькими мощными передатчиками, фальшивыми документами и крупной суммой денег. Помимо Т.Рааби в состав разведгруппы вошли норвежские патриоты Карл Расмуссен и Харри Петерсен.
Наибольшую ценность для успешного проведения операции имела вербовка уборщицы, которая раз в неделю наводила порядок в каютах офицеров на «Тирпице». Она стала весьма внимательной читательницей всевозможных распоряжений и объявлений, вывешиваемых на досках приказов в помещениях офицерского и рядового состава. С этого времени расписания вахт, время проведения учений, осмотра технических средств, ремонта вооружения и механизмов перестали быть тайной. Все эти данные Раабе передавал в Великобританию.
Для проведения операции (условное наименование «Родник») английское командование ВМС выделило шесть «лилипутов». На переходе морем из шести буксируемых СПЛ затонуло две. В исходные позиции к востоку от норвежского города Тромсе благополучно добрались СПЛ Х-5, Х-6 и Х-7, предназначавшиеся для атаки «Тирпица», а также Х-10, которая должна была атаковать «Шарнхорст».
Несмотря на потерю двух СПЛ, англичане решили продолжить операцию. Вечером 20 сентября 1943 года четыре «лилипута» отдали буксиры и пустились в опасное плавание через минные поля к Альтенфьорду и далее в Каа-фьорд, где должны были находиться немецкие линкоры.
Больше недели английские подлодки обеспечения операции ждали возвращения СПЛ. Наконец 28 сентября в точку встречи прибыла Х-10, которая не смогла обнаружить «Шарнхорст», сменивший накануне место стоянки. К сожалению, другие СПЛ с боевого задания не возвратились. Что же произошло с ними?
Успешно преодолев минные заграждения противника, Х-6 и Х-7 вошли в Каа-фьорд. Вслед за патрульным судном, перед которым открыли «ворота» для входа в район стоянки «Тирпица», прошли проволочную сеть. Правда, Х-7 все же запуталась в ней. Но водолаз Боб Эйткин, разрезав сеть в нескольких местах, сумел освободить подлодку. Скрытно выдвинувшись к линкору и сбросив мины, Х-7 начала искать пути отхода.
Х-6, в соответствии с принятым ее командиром решением, должна была приблизиться к «Тирпицу» со стороны берега. Маневрируя, «лилипут» лейтенанта Д.Камерона в результате удара о грунт внезапно как для экипажа, так и для немцев выскочил на поверхность. Расстояние, отделявшее СПЛ от «Тирпица», не превышало 50-60 м. Видимость была отличной, и на линкоре ее заметили. На корабле прозвучал сигнал боевой тревоги. Но бросившиеся к орудиям расчеты напрасно торопились. Углы наклона корабельной артиллерии не позволяли ей вести огонь по плескавшейся у борта Х-6.
К тому моменту, когда немцы открыли огонь из пулеметов, карабинов и начали бросать ручные гранаты, экипаж справился с управлением и «лилипут» нырнул прямо под киль «Тирпица». Англичане, установив часовые механизмы с одночасовой задержкой, сбросили мины. Камерон, понимая, что из фьорда им не уйти, приказал уничтожить имевшиеся на борту документы и всплыл в нескольких десятках метров от линкора. Открытый было по Х-6 пулеметный огонь, как только на подлодке подняли крышки люков, прекратился. К Х-6 подошел моторный катер, англичане перепрыгнули на его борт, а «лилипут», которому экипаж успел перед его оставлением дать ход, с переложенными на погружение горизонтальными рулями тут же затонул.
Доставленных на борт «Тирпица» подводников подвели к группе стоявших на палубе старших офицеров. Камерон отдал честь и представился, словно прибыл к ним с визитом. Он сообщил свое имя и звание, но отказался от каких бы то ни было объяснений, сказав только:
- Я полагаю, что вы понимаете: я выполнял свой долг.
Тем не менее от него потребовали объяснений, не пренебрегая угрозами, но он достойно ответил:
- Вы можете расстрелять меня, но ни я, ни мои подчиненные не скажем вам ни единого слова о нашем задании.
Однако немцы еще раньше догадались, зачем «лилипут» пробрался к линкору. Отправив англичан в нижние помещения, они приступили к смене места стоянки. Но для того чтобы подготовить турбины и дать ход, требовалось два часа. Командир линкора капитан цур зее Ханс Мейер приказал вызвать буксиры, а водолазам - проверить подводную часть корабля. Кроме того, с «Тирпица» срочно подняли разведывательный самолет для осмотра фьорда, поскольку можно было предполагать, что «лилипут» Камерона проник сюда не один.
Прибыли буксиры и начали сдвигать линкор, но полностью сменить стоянку он не успел. В 8 ч 00 мин. раздался такой мощный взрыв, что огромный корабль словно подпрыгнул, а люди попадали от толчка на палубу. Затем через 12 минут произошел второй, еще более неожиданный и такой же мощный взрыв, который приподнял его корму.
Несмотря на чудовищную силу взрывов мин общим весом в восемь тонн, внешние повреждения «Тирпица» были не очень заметны. Буксиры сумели все же несколько оттянуть линкор в сторону, и мины взорвались не под килем, а у левого борта. Сыграла свою роль и солидность постройки корабля. Хотя «Тирпиц» потопить не удалось, он получил такие серьезные повреждения главных механизмов (все три главные турбины вышли из строя, было повреждено почти все электрооборудование), которые при ограниченных возможностях ремонта в базах Северной Норвегии не удалось устранить до самого конца его службы.
А в это время Х-7, пытаясь вырваться из фьорда, снова запуталась в противолодочной сети и была вынуждена всплыть. Немцы обстреляли ее из пулемета.
Х-7 погрузилась. Сориентировавшись в обстановке, немецкие патрульные корабли «обработали» глубинными бомбами район ее обнаружения и вероятные пути отхода. Лодка получила серьезные повреждения, и ее командир лейтенант В.Плейс дал команду экипажу покинуть ее. К сожалению, сделать это смогли лишь сам командир и водолаз.
О результатах действий СПЛ английское адмиралтейство узнало, получив снимки, сделанные разведывательными самолетами. Их дешифровка показала, что линкор сидит в воде глубже, чем обычно, а также имеет крен на левый борт и дифферент на нос. Данные авиаразведки подтвердила и разведгруппа Рааби. Через два месяца верховное командование вермахта сообщило о повреждении «Тирпица», воздержавшись от подробностей. А еще через несколько месяцев в Англию из Норвегии пришли письма находящихся в плену подводников, из которых стало известно, что шесть человек из экипажей Х-6 и Х-7 остались живы. Немецкая цензура, конечно же, не пропустила подробностей атаки, но тем не менее эти сообщения послужили основанием для награждения участников операции. Командиры Х-6 и Х-7 лейтенанты Дональд Камерон и Бэзил С.Годфрей Плейс были награждены высшим британским орденом - «Крест Виктории», а их подчиненные - орденом «За отличную службу». Погибшие и пропавшие без вести были отмечены в приказе.
А что же стало с Х-5? По сведениям немцев, в 8 ч 43 мин. они заметили нечто похожее на «лилипута» у противоположного берега Каа-фьорда, обстреляли его из легких орудий и потопили. Более четверти века считалось, что так погибла Х-5. Однако летом 1974 г. в Каа-фьорде проводились тренировки британских боевых пловцов, и те случайно обнаружили корпус Х-5 с останками экипажа. Однако находилась она всего в нескольких ярдах от места стоянки «Тирпица» и на ней не было мин. Это позволяет утверждать, что и Х-5 тоже внесла свою лепту в повреждение немецкого линкора.
Сообщение о том, что нашлась Х-5, вызвало сенсацию, особенно в Австралии, ибо ее командиром был австралиец, лейтенант Хэнти-Крир. Когда началась вторая мировая война, он находился в Великобритании и добровольцем записался в Королевский флот.
В связи с вновь открывшимися обстоятельствами, касающимися Х-5, австралийское общество военно-морского флота обратилось через своих британских коллег к властям Великобритании с просьбой о посмертном награждении лейтенанта Хэнти-Крира «Крестом Виктории», как Камерона и Плейса.
Читателя, конечно же, интересует, что стало с участниками разведгруппы. Постараемся ответить и на этот вопрос. Осматривая одну из потопленных СПЛ, немцы обнаружили в ней подробное расписание занятий экипажа «Тирпица» на неделю. Мероприятия на 22 сентября 1943 года были подчеркнуты.
Абвер и гестапо прилагали все усилия, чтобы исправить свои промахи. В результате повальных облав и обысков в руки немцев попал документ, давший им возможность выйти на Расмуссена. Его арестовали и отправили в Тромсе, где подвергли жестоким пыткам. Опасаясь не выдержать их, Расмуссен, воспользовавшись минутной невнимательностью конвоира, выбросился в открытое окно четвертого этажа...
Его молчание спасло жизнь остальным, которым удалось избежать ареста и дожить до освобождения Норвегии. Харри Петерсен после войны поселился на берегу Каа-фьорда. А Торнстейн Раабе так и остался неугомонным искателем приключений. Он принимал участие в плавании на «Кон-Тики» с Туром Хейердалом и даже отправился к Северному полюсу, на пути к которому и скончался от сердечного приступа в 1964 г.
На основании материалов «Морского сборника»
за 1993 год