Кажется, еще с начала военных действий на Востоке Украины, с прибытия первых бортов с ранеными, с появления семей, потерявших близких, стало понятно, насколько несовершенна социальная защита ветеранов войны в Украине.
В 2014–2015 годах проблемы были во всем.
В унизительной необходимости собирать бумажки. До сих пор вспоминается одна из множества историй, в которой матери погибшего под Савур-Могилой героя удалось получить выписку из приказа для получения статуса члена семьи погибшего только благодаря угрозам и разбитому стулу в кабинете командира.
В кипах бумаг, занимавших целую комнату в Министерстве обороны Украины, поскольку единственная комиссия не справлялась с потоком материалов о признании бойцов участниками боевых действий. Только с середины 2015 года комиссии разделили по видам Вооруженных сил, и дела начали рассматривать быстро.
В том, каким хитроумным способом СБУ выдавала выписки из приказов о привлечении каждого погибшего добровольца к участию в АТО, чтобы его семья получила помощь от государства.
Следует упомянуть и бестолковые попытки решить проблему признания добровольцев. Согласно Закону о статусе ветеранов войны, для получения статуса участника боевых действий обязательно было, чтобы добровольческий батальон входил в состав официальных вооруженных формирований. При этом не существовало механизма подобного вхождения, и норма Закона была "мертворожденной". Поэтому каждый доброволец должен был отдельно вступить в армию, начать службу в районах АТО, и только после этого мог получить статус.
Вопрос признания добровольцев актуален и по сей день: об изменениях в законодательстве невозможно было говорить при предыдущем созыве Верховной Рады, - вопросы тормозились на уровне секретариата Комитета по делам ветеранов. Но все надеются на принятие необходимых изменений в ближайшее время, ведь обещания прозвучали на высшем государственном уровне.
Несмотря на всю эту активную борьбу за статусы ветеранов войны, неправильно будет думать, что все делается ради льгот. Если анализировать, как на практике реализуется социальная защита ветеранов, то создается впечатление, что нынешние льготы - это унизительная профанация.
В частности, Закон выделяет несколько категорий ветеранов войны: участники боевых действий, лица с инвалидностью вследствие войны, участники войны, а также лица, на которых Закон распространяется. Для каждой категории предусмотрен практически одинаковый набор льгот, с некоторыми особенностями.
К примеру, для участников боевых действий Закон устанавливает перечень из 22 мер социальной защиты. Из них наименее проблемная, с точки зрения ее оформления, - скидка на квартплату. Другая льгота - бесплатный проезд - является источником постоянных конфликтов между водителями и ветеранами, ведь государство переложило исполнение своей обязанности на плечи перевозчиков, отказавшись при этом компенсировать их затраты. Такой себе принудительный социально-ответственный бизнес. Практически нереально получить земельные участки, поскольку, во-первых, земли на всех не хватает, во-вторых, этой возможностью довольно часто пользуются мошенники для захвата земли с использованием ветеранов. На предоставление бесплатного жилья участникам боевых действий бюджетные средства не выделяются и, судя по ограниченным возможностям бюджета, не будут выделяться никогда. С бесплатным санаторно-курортным лечением возникают иные проблемы, связанные с перерасходами бюджета на оплату низкокачественных учреждений.
Отдельная группа - льготы, доставшиеся в наследство от Советского Союза, такие как первоочередное обслуживание разными предприятиями, учреждениями, организациями, вступление в кооперативы, установка квартирных телефонов.
С 2014 года ветераны, правозащитники, госслужащие говорят о необходимости пересмотра действующей системы социальной защиты. Отдельные общественные организации обязались создать новый Закон о социальной защите ветеранов - участников АТО/ООС, но даже не осознают собственной неспособности это сделать. Неспособность эта проистекает из того, что социальная защита ветеранов - это не только социальная политика, это объединение социальной, оборонно-безопасностной и финансовой политик государства. Такое объединение объясняется тем, что льготы ветеранам войны - не только оплата за службу. Они - еще и выражение признательности нации за защиту от врага и за героический вклад в эту защиту. Социальные льготы призваны повышать престижность военной службы и стимулировать к участию в обороне, тем самым обеспечивая существование самого государства.
Опираясь на двойственность роли социальной защиты ветеранов, в мире сформировались две основные модели: первая - это предоставление значительных льгот за службу в армии, вторая - это модель компенсации потерь и ориентация на потребности. Но опыт работы таких систем свидетельствует, что ни одна из них не была идеальной и постепенно трансформировалась до определенного среднего уровня.
К первой модели можно отнести США - государство с мощной экономикой и значительными ресурсами. В свое время, отказавшись от обязательной военной службы, власти США должны были решить проблему привлечения людей в армию. С этой целью был предложен щедрый набор мер социальной защиты: медицинская и стоматологическая помощь, образование, уход за детьми, финансовые консультации, помощь в получении жилья, юридические услуги и т.п. Это закончилось плохо. В 1990-х годах противники военного социального обеспечения начали бороться за усиление "самостоятельности" американских солдат. В итоге от некоторых программ пришлось отказаться, ведь выяснилось, что существующая система социальной помощи порождает зависимость от социальных выплат и инфантилизирует ветеранов. И эти последствия нам архиважно понимать сейчас.
Примером второй модели следует считать Израиль - страну, десятилетиями ведущую войну. Войска Израиля основываются на сплошной призывной службе населения с привлечением незначительного количества профессиональных военных. Военная служба обязательна для женщин и мужчин, за исключением отдельных категорий граждан. После службы по призыву большинство уволенных становятся частью резерва и ежегодно возвращаются на службу. Все это повлияло на формирование системы льгот.
В частности, в Израиле внедрены шесть основных компенсационных программ, связанных с войной. Три - для лиц, непосредственно пострадавших от войны: ветеранов с инвалидностью, вдов и родителей погибших солдат. Еще три программы разработаны как компенсация военнослужащим, несущим обязательную или резервную службу, или гражданским жертвам терроризма. Военная служба как таковая дает возможность получить финансовую поддержку для покупки жилья и льготы по уплате налогов.
Для ветеранов с инвалидностью, помимо немалых ежемесячных денежных выплат (в отдельные годы - до четырех средних заработных плат), созданы дополнительные возможности для получения высшего образования и преимущества при получении должностей на государственной службе. Денежные компенсации начислялись в соответствии со степенью потери трудоспособности и размером заработной платы: чем выше доход, тем меньше была сумма выплат. Их величина также менялась в зависимости от экономической ситуации, ситуации на фронте и политических решений.
Вдовы погибших получали денежную помощь в зависимости от количества и возраста детей, и теряли право на помощь, если вновь выходили замуж. Родители погибших получали денежную помощь, если не имели других детей, которые были обязаны их содержать; они также должны были доказать экономическую потребность в помощи.
Граждане, призванные в армию, и резервисты получали денежные выплаты после окончания службы, их размер зависел от времени и вида службы. Есть также программа компенсации утраченного заработка резервистами в связи с отсутствием на работе.
То есть Израиль через тотальное участие населения в защите и обороне государства, ответственное отношение граждан к нему применял достаточно экономный подход к льготам для ветеранов. Но со временем понимание важности военной службы, влияние общественного мнения на политиков, работа мощных правозащитных неправительственных организаций привели к расширению компенсационных выплат. В частности, была упразднена связь между размером выплаты ветерану с инвалидностью и доходом; увеличена сумма выплат для содержания детей погибших, для родителей погибших; разорвана связь между выплатами и наличием других средств содержания, наличием других детей.
Однозначно, решения для Украины должны основываться на опыте других стран. Систему льгот необходимо изменить, ведь нынешняя ситуация, прежде всего, демонстрирует неуважение к ветерану. Изменения должны опираться на то, что льготы - это не только компенсация потерь, но и признательность нации за защиту от врага. Они также должны превращать службу в армии в престижное занятие с четкими перспективами в гражданской жизни. В то же время не следует создавать систему "социальной опеки" ветеранов, надо понимать, что они - взрослые, самодовлеющие, трудоспособные мужчины и женщины. Социальная защита ветеранов должна основываться на компенсации их потерь, поддержке их развития после увольнения, учитывать экономические возможности государства и потребности национальной безопасности.