В настоящее время существует разногласие по поводу практики воспитания.
Аристотель
В ноябре в Судаке проходил IV Международный форум молодёжи и студентов, организованный Рескомитетом по делам семьи и молодёжи АР Крым. В работе форума приняли участие представители молодёжных организаций Крыма, ряда областей Украины, а также делегации из России и Молдавии; всего на форум прибыло около 250 человек.
В Крым, как и в молодость, мы возвращаемся, пусть и мысленно, почти всегда с удовольствием. При взгляде со стороны даже легкомысленность настроений способна гармонично совпасть с монументальностью вечности — зависит от угла зрения. Воздушная линза Крыма тому способствует.
Сказав «монументальность вечности», уместно вспомнить «Большую этику» Аристотеля, 2350 лет назад определявшего возраст сложившегося молодого человека — 21 год. Это «возраст, в котором дозволено принимать участие в сисситиях (общественных трапезах) и пить чистое вино». В этом возрасте, считал Аристотель, полученное воспитание делает человека невосприимчивым к «вреду». Выражаясь языком современным, — к разрушающим негативным влияниям. В наше время такая способность педагогики — вырабатывать к 21 году иммунитет к негативу — кажется почти невероятной. Но подозревать Аристотеля в прекраснодушии мы не можем: наверняка в означенное время так и было. Поэтому к воспитателю и учителю Александра Македонского мы ещё вернёмся.
Главная ценность Молодёжного крымского форума видится в том, что, открывая яркое и живое многообразие мира, он создаёт пространство для личных контактов и обмена опытом. Каких только формальных и неформальных молодежных организаций не существует! Спектр широчайший — от осязаемо-монументальных, учреждённых при госадминистрациях, до невидимок, чуть ли не подпольных. А в промежутке — политические, национальные, деловые, творческие… В невидимой части спектра можно обнаружить, например, любителей ролевых игр в Сети по мотивам сочинений Толкина или Роджера Желязны. При этом, если кто-то пожелает найти в молодёжной среде крайние течения, — найдёт.
Но сердцевина — на виду, в секциях. Темы — одна другой актуальнее: «Доступ к образованию», «Проблемы трудоустройства», «Развитие сельской молодёжи», «Профилактика негативных явлений»… Приходится выбирать. Итак: «Воспитание. Досуг. Межкультурное обучение». Ключевое слово «обучение»: тренинг, обмен опытом при попытке разрешения конкретных проблем (сквернословие, ранние аборты, компьютерная зависимость, конфликты в коллективе и т.д.). Системы воспитания различны: скаутские и пионерские организации, воскресные школы, закрытые элитарные заведения (упомянуты лицей и Пажеский корпус). Ориентация на традиционные и общечеловеческие ценности. Вот тут и оказывается, что замечание Аристотеля, помещённое в эпиграф, в некотором роде справедливо и для нашего времени. Почему лишь в некотором роде, а не абсолютно, нужно пояснить. Дело в том, что перечисленное — лишь желаемое, в лучшем случае зачатки, но никак не реальность. А на практике… Можно сравнить.
«Воспитание имеет целью восполнить то, чего недостаёт от природы». Подразумевалось: недостаёт свободному цивилизованному человеку. Аристотель отмечал, что «воспитание должно быть разделено в соответствии с двумя возрастами: от семилетнего до наступления половой зрелости и от наступления половой зрелости до двадцати одного года». А до этого дети должны «как можно меньше времени оставаться в обществе рабов», потому что «разумно отстранять от ушей и глаз детей всё то, что не соответствует достоинству свободного человека» («сквернословие», «непристойные картины и представления»).
Что же у нас? Слегка утрируя, констатируем: воспитание в среднестатистическом детском садике сводится к привитию навыков пользования ложкой и горшком. Впрочем, судя по туалетам в наших офисах, последнее воспитателям пока ещё не вполне удаётся. При передаче же ребёнка из рук детсадовского воспитателя в руки учителя — в возрасте, когда, по Аристотелю, воспитание должно бы начинаться — оно, собственно, и завершается. Если в дальнейшем в человеке как-то вдруг возникнет «невосприимчивость к вреду», т.е. привьётся интерес к здоровому образу жизни, выработается уважение к людям, появится устойчивость к агрессии низменных сторон жизни, то и хорошо: это исключение. А нет, так нет. Поэтому и в 21, и в 28 (и + 7 +7…) человек остаётся существом внушаемым, несамостоятельным, но при этом уверенным, что он вполне свободный человек, живущий в свободном мире. Воспитанный в человеке раб — невидимка, и никто не призывает его «выдавливать по капле». Как с этим быть?
Для того, в частности, и подобные форумы, чтобы задаваться неординарными вопросами и, что интересно, порой получать на них точные ответы.