Столица любого государства всегда является центром притяжения новых идей, финансовых потоков и, конечно же, людей. За века своего существования Киев притягивал сотни тысяч людей со всего мира — как туристов, так и бизнесменов. Наплыв гостей начинался с цветением каштанов и продолжался до холодов. В первое постсоветское десятилетие ряды путешественников заметно поредели. Их отпугивала экономическая нестабильность и недешевый, а главное некачественный, украинский сервис. Однако сейчас ситуация понемногу начинает выправляться. Восстановить утраченные туристические позиции Киева призвана программа развития гостиничного хозяйства, согласно которой к 2010 году должны быть построены четыре-пять гостиниц пятизвездочного уровня, десять-двенадцать четырехзвездочных, а также тридцать-сорок трехзвездочных гостиниц. Ведь с повышением деловой активности столицы возрастает потребность и в большем количестве гостиниц, поскольку первым вопросом, который неизменно возникает перед каждым приезжим, является «где остановиться в незнакомом городе?» Сегодня в распоряжении туристов одна гостиница пятизвездочного уровня, три четырехзвездочных и около десятка трехзвездочных. Однако большинство из них все еще не дотягивают до общеевропейского уровня, качество предоставляемых ими услуг зачастую оставляет желать лучшего. И хотя ситуация постепенно улучшается, немногие гостиницы сегодня способны удовлетворить избалованных комфортом западных туристов, особенно бизнесменов, приезжающих в столицу по делам.
Как правило, большую часть среди приезжих составляют бизнесмены и туристы, которым нужен настоящий трехзвездочный отель — с соответствующими ценами и хорошим уровнем сервиса. Именно такую гостиницу (и даже лучше — «три плюс» с четырехзвездочным уровнем сервиса) хотят создать новые совладельцы крупного пакета акций (около 54%) гостиничного комплекса «Лыбидь» — украинские фирмы ООО «Місто слави», ОО ПКФ «Глориус» и ПП «Веселка». Гостиница «Лыбидь» расположена на одной из центральных площадей Киева, недалеко от Центрального железнодорожного вокзала, что уже само по себе делает ее привлекательной для гостей города. А серьезный подход к гостиничному бизнесу, вложение немалых средств в реконструкцию и западный менеджмент привлекут в столицу большее количество иностранных туристов. В планах владельцев — приведение гостиницы в соответствие с существующими стандартами «три плюс» и четырехзвездочный уровень сервиса, создание фитнесс-центра, хороших ресторанов, баров, а также бизнес-центра. По оценкам известной английской консалтинговой компании Sabre, сотрудничающей с акционерами, размер предполагаемых вложений с привлечением иностранного подрядчика для выполнения работ и, соответственно, с иностранным менеджментом составит около 5 миллионов долларов.
Уже после покупки акций новые владельцы узнали о конфликте между правлением и крупными акционерами. Около двух лет назад на внеочередном собрании акционеров были приняты новые уставные документы гостиницы «Лыбидь». Собрание проходило без участия двух крупнейших держателей акций (51%) — американских компаний ATC Development Capital Corporation Ltd. и Progress Finance Corporation Ltd., — что является нарушением украинского законодательства. Споры о легитимности действий председателя правления не утихали более двух лет. В конце концов устав от бесконечных судебных тяжб, в ноябре прошлого года американские компании продали принадлежащие им акции украинским фирмам ООО «Місто слави», ОО ПКФ «Глориус» и ЧП «Веселка».
Верховный суд Украины уже признал нелегитимным состоявшееся в марте 2001 года внеочередное собрание акционеров ввиду отсутствия необходимого для проведения собрания количества (60%) акционеров, и отправил дело на рассмотрение в суд первой инстанции для принятия решений в соответствии с нормами действующего законодательства. Соответственно нелегитимными являются и решения, принятые на этом собрании, а именно — уставные документы, чрезмерно расширяющие полномочия правления и его председателя. Чтобы перевести деятельность предприятия в правовое поле, новые акционеры ОАО «Гостиничный комплекс «Лыбидь» выступили с инициативой проведения внеочередного общего собрания. «Мы сделаем гостиницу с высококачественным сервисом, привлекательную для туристов и бизнесменов — как иностранных, так и отечественных», — обещает представитель акционеров Тимофей Иванченко.