Фестиваль кулинарного искусства «КоропФест» стал ярким украшением созвездия летне-осенних фестивалей Тернопольщины — «Купальские феерии» в Гусятинском районе, борщевского фестиваля борща, тернопольского праздника вышивки, казацкой песни «Байда». Наводнение в конце мая с повторением в июне, причинившее немалый ущерб домохозяйствам и социальной сфере поселка Коропец над Днестром, хотя и отсрочило, но не смогло перечеркнуть праздник «рыбы».
Хозяин Коропца — его величество Карп. Он манит гостей прежде всего потому, что тысячелетиями живет «на своей земле», точнее — в полноводной реке, где много рыбы. Реку люди назвали Коропцом. И название поселка придумывать не было нужды — Коропец. А карп стал символом поселка. Его закрепили во въездном знаке.
Не менее важная задача, поставленная организаторами фестиваля, — зрелищем, где фигурируют более 50 полезных для здоровья блюд из карпа, разбудить у присутствующих зверский аппетит. Но, главное, пан Карп сумел привлечь людей к поварской толоке, вовлек в мастер-класс по приготовлению рыбы, снял гриф «совершенно секретно» со многих рецептов фаршировки карпа (чего не случалось на двух предыдущих фестивалях). Правда, ключи к счастью гурманам еще придется поискать в следующие годы.
Тернопольчанин Андрей Брык готовит карпа к жарке |
Фестивальный Карп убедил, что, кроме аппетитной, может выполнять еще и социальную миссию. Например, блюдом «Графские развалины», которое приготовила мастер производственного обучения коропецкого ПТУ Оксана Гушковская, предполагалось привлечь внимание общественности и властей к плачевному состоянию дворца графа Станислава Бадени, который был построен в 1906 году в стиле венского ренессанса. Этот памятник архитектуры нуждается в неотложной реставрации, стоимость которой оценивается в 10,7 млн. грн. Областные власти уже более 10 лет собираются выделить средства для этих нужд, но живые деньги не поступают. А тем временем дворец стал аварийным и не используется. Показать первозданную природу Днестровского каньона, чтобы уберечь ее от экологических бедствий и браконьерства, была призвана большая фотовыставка фестиваля, развернутая «Региональным ресурсным центром сельского туризма». На «рыбном празднике» прозвучали тревожные ноты и по поводу вымирания традиционных ремесел края. Например, в селе Гончаривке Монастырисского района после Второй мировой войны работало 60 гончаров. Сейчас — двое. Один из них — Иван Вдовин — приехал на фестиваль, чтобы мастер-классом по изготовлению посуды заявить: гончарное искусство непременно нужно передать будущим поколениям. Нужна только поддержка со стороны государственных органов.
Коропчанка Оксана Садивская демонстрирует полную коллекцию рыбных блюд |
— Это преимущество дает возможность создать имидж Тернопольщины как кулинарной и туристически привлекательной области, — расставляет акценты один из организаторов фестиваля председатель общественной организации «Данастрис-альтернатива» Сергей Хлебас. — Но наши планы не ограничиваются карпом. Хотим развернуть цикл фестивалей по всей Тернопольщине — от Кременца до Коропца, чтобы они стали местной традицией, без оргкомитетов, дипломов, чтобы эти места можно было включать в туристические маршруты.