КОНКРЕТНЫЙ ЧЕЛОВЕК — АРКАДИЙ АРКАНОВ

16 мая, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 19, 16 мая-23 мая 1997г.
Отправить
Отправить

Конкретный человек - Аркадий Арканов На журнале «Юность» - апологете оттепельной эпохи - взросло поколение наших родителей...

Конкретный человек - Аркадий Арканов

На журнале «Юность» - апологете оттепельной эпохи - взросло поколение наших родителей. Чуть позже и мы листали, затем - читали этот журнал, не осиливая еще крупномасштабных и круто заверченных произведений Аксенова или Гладилина, пульсирующей публицистике Роста, мы открывали его на последних страничках, где в «Зеленом портфеле» Галки Галкиной часто появлялось имя Аркадия Арканова. Позднее его имя стало встречаться на афишах московских и питерских театров, где шли комедии, написанные в соавторстве с Григорием Гориным, - «Свадьба на всю Европу», «Банкет», «Маленькие комедии большого дома». Сегодняшний читатель и зритель знает Аркадия Арканова не только как писателя и элегантного светского человека, но и как постоянного участника популярнейшей программы «Белый попугай» - клуба анекдотов, вице-президентом которого он и является. А сейчас Аркадий Михайлович еще и мило запел, да не в узком кругу, а выпустил в свет свой диск, который и привез в Киев на Дни Кинотавра в Украине.

Но сегодня речь не о диске, при желании каждый может послушать его у себя дома, а о жизни и писательской судьбе.

- Аркадий Михайлович, вы - один из хрупких ростков, проросших на полянках оттепели. когда вновь похолодало и взялось морозцем, откуда взялись силы не просто существовать, а продолжать дело делать, писать?

- Мои убеждения, моя философия, собственное мировоззрение. Считаю, что бы ни происходило в жизни - самые тяжелые, самые радостные моменты - живи. В такие времена, когда просто хочется наложить на себя руки, нет другого выхода для того, чтобы сохраниться морально и физически, чем упорно, маниакально делать то, что дал тебе в этой жизни Всевышний.

- А начиналось все с медицины?

- Достаточно разумно подошел к тому, что касалось моей медицинской карьеры. Действительно, медицинский закончил, работал три года врачом. Короче, как принято было говорить, честно отработал то, что было на меня затрачено государством. Не раскаиваюсь в том, что закончил мединститут - это блестящее образование, особенно для творческого человека. Я бы ввел краткий медицинский курс: анатомии, физиологии, психологии в Литературном институте им.А.Горького, вместо многих дисциплин. Необходимо знать основы человеческой сути писателю, которого мы почему-то называем инженером человеческих душ. На мой взгляд, писатель - врачеватель душ, диагност.

- Аркадий Михайлович, но врач ставит окончательный диагноз, потом можно лишь пытаться вылечить или залечить?

- У нас были замечательные педагоги, которые научили ставить диагноз, лечить - второй вопрос, это не всегда зависит от нас, мы можем этого не знать. Могу поставить диагноз больному человеку, а теперь уже и больному обществу - умею это делать до сих пор. Но в медицине не задержался, потому что еще во время учебы стал испытывать тягу и жажду к письменному творчеству, к литературе. Если бы продолжал совмещать, то был бы просто нечестен по отношению к больным. Совмещать можно все что угодно, медицину же нельзя совмещать ни с чем.

- В курс обучения студентов-медиков входит описание внешности человека, его поведенческих мотивов, по латыни - габитус. не отсюда ли тяга к письменному творчеству? Ведь многие медики оставили профессию ради сладкой игры в слова в тиши домашних кабинетов?

- Если говорить обо мне, то - нет. Писатель я или нет, судить людям: покупают они мои книги, читают, будут ли читать потом, останется хоть одна из них на книжной полке - вот что определяет понятие «писатель». Но если мне дано ставить слово к слову, чтоб они вызывали ассоциации, смех, грусть, скажу скромно - это было с детства. В школе был первоклассным сочинителем. Давненько закончил ее, в 1951 году, а в районо (или как это называется?) висит мое сочинение, написанное на выпускных экзаменах в 11-м классе.

- Разделение на жанры для меня сложно: юморист, романист, сатирик - есть писатель или не писатель. (Ой, - вставил реплику Арканов, - как вы правильно делаете!) Долгое время вы и ваши коллеги пользовались эзоповым языком, многоплановым подтекстом, а читающая публика, посиживая на кухнях, так и эдак трактовала смелые мысли писателей. Сейчас - свобода, говори, пиши что хочешь. что же пишет писатель Арканов?

- Во всех своих рассказах в старые времена и сейчас считал и считаю, что главным предметом любого описания должны быть не обстоятельства, не ситуация, а человек в них. Подлецы, негодяи, мерзавцы и, наоборот, замечательные люди, стеснительные, благородные, обязательно бывают и живут в любом обществе. Как бы ни менялось общество, эти градации всегда останутся. Обстоятельства отомрут, погибнут, так же, как отомрет и погибнет целый ряд сегодняшних исторических личностей, на которых многие писатели делают себе успех. Уйдут они - и вместе с ними эти произведения. А если говорить об эзоповом языке, то те тяжелые условия творчества, публикаций, существования, которые были, обязывали талантливых людей думать о форме произведения.

Сейчас многие об этом не думают, будто эта обертка уже никому не нужна, но не может литературное произведение состоять из одного содержания, тогда это - не литература. Если обращаюсь не к устному творчеству, у которого свои законы, а к тому, что должно быть написано на бумаге, к писательству, я обязательно облекаю это в какую-то форму и получаю от этого процесса огромное удовольствие. Именно сегодня, когда - говори все что хочешь, если успех приходит от произведения, написанного в изящной, хорошей форме - это, по-моему, настоящий успех.

- Наш народ постепенно перестает быть читающим, а писатели бросают «застольную» работу, выходят напрямую к, теперь уже, зрителю, чтобы их знали в лицо. это стимулирует творчество или наоборот?

- В это можно заиграться. Эстрадная слава, публичная, очень балует человека, тянет его, забирает, от этого потом трудно отречься, избавиться. Нужно быть очень аккуратным и осторожным. К сожалению, сегодня искусство и вся наша жизнь, с духовной точки зрения, стала не познавательной. Нет стремления к познанию, к прочтению, к прослушиванию, а есть желание потреблять то, что тебе дают. Мы стали большими потребителями в социальном и духовном смысле - это может привести лишь к деградации личности.

- Вы так легко говорите свои произведения. а работаете так же легко?

- Говорю легко, пишу тяжело - подвержен большой лени.

- Аркадий Михайлович, говорят, что для вас, как для всякого истинного художника, творческим стимулом всегда была женская красота. есть придуманный образ Прекрасной Дамы или можете назвать живой прототип?

- Действительно, я очень связываю творческий порыв, вдохновение, желание увидеть произведение законченным. На протяжении жизни было много прекрасных женщин, для которых я все это писал и ждал их оценки. Считал, что повезло, если получал ту оценку, которую хотел именно от ТОЙ женщины. При этом, это совпадало с мнением еще очень многих людей. Но могло и невезти - нравилось прелестной женщине, но почему-то не вызывало никакого интереса у читателя. Всяко бывало. Но подсознательно все, что я делаю, конечно же, как бы на пробу для той женщины, которая в данный момент является самой прекрасной для меня. Но собирательного образа нет.

- Вы так непостоянны?

- Я конкретен.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК