Сегодняшний человек меняется, чтобы не сказать деградирует. Прошлое человечество сформировали книги и газеты, с изобретением книгопечатания ставшие основным информационным потоком. И чтение книги всегда было определенным интеллектуальным трудом. Мозги обязаны трудиться...
Потом на первое место выдвинулись телевидение и кино и постепенно цивилизация стала отходить от вербальной базы к визуальной, что дает намного более облегченный продукт для мозгов. И наконец пришел Интернет, где каждый может быть хоть автором, хоть читателем. Это все равно, как если бы мы перешли к просмотрам фильмов, снятых самими зрителями. К слову, наибольшее количество текстов в соцмедиа производят политические экстремисты, поскольку они наиболее активны. Даже основные объемы пропаганды против вакцинации, как показали американские исследования, тоже делают всего двенадцать человек. Кстати, туда входит и одна супружеская пара. То есть такая «чертова дюжина» способна влиять на миллионы...
Фильмы постепенно сменились сериалами, чтобы подольше не отпускать своего зрителя. Человек теперь сидит у экрана по восемь часов в день. Его все меньше интересует настоящий мир за окном. И обсуждает он фильмы и сериалы так, как будто это реальные события, свидетелем которых он был. Кстати, пандемия, по понятным причинам, резко увеличила время, проводимое у экранов.
Физическое пространство играет все меньшую роль в жизни человека. Мы ощущаем его в полной мере лишь в отпуске, когда полностью погружаемся в физический мир с его закатами, грибами, реками и морями, что забирает нас полностью из мира цивилизации. То есть из мира доминирования информационного и виртуального, пребывание в котором ведет к нивелированию значения мира физического. Дождь за окном страшен только тогда, когда ты на улице...
Человечество полюбило экологию, когда мир физический вновь стал опасным. Современные технологии типа аварии на Чернобыльской АЭС легко приводят окружающий мир в опасное для человека состояние, требующее десятилетий для исправления. Сейчас грядут климатические изменения, поскольку ежегодно температура на планете растет из-за деятельности людей. И спасти человечество может только само человечество... И даже вычислен предел — это нужно сделать до 2050 года, иначе приход жары все уничтожит.
«Цветные революции» являются по сути информационно-виртуальными, поскольку главным инструментарием становится информация, делающая виртуальный мир новым, где место врага начинают занимать власти. Перестройка была такой же виртуальной революцией, провозгласившей врагом КПСС, но не КГБ, значимость которого в удержании модели СССР была даже более сильной, чем самой партии. В результате такой закулисной игры и пришел к власти Путин, все время перестройки бывший за границей. Его, на тот момент совершенно безвестного человека, привели к власти определенные силы.
Сегодня говорят об информационных автократиях. Например, С.Гуриев (кстати, выпускник киевской школы №145, а сегодня — французский профессор), считает, что благодаря информационному инструментарию современные диктаторы не нуждаются в репрессиях, они способны создавать видимость правильности и компетентности своего правления с помощью информации. И это понятно: информационный век породил таких же информационных диктаторов...
Опора на информацию объясняет бешеные финансы, вкладываемые Россией в телевизионные политические проекты Соловьева или Киселева. Их ток-шоу заняты созданием телемира, который четко делится на врагов и друзей. То есть воссоздается более первобытный взгляд на мир, когда роль врага была резко завышенной. Одновременно это такие «прописи для ума», поскольку дают ответы на еще даже не заданные вопросы массового сознания.
В этих телевизионных ток-шоу Украина стала врагом номер один. Даже привычный враг — США — не получает в них столько освещения. Время от времени там могут подвергнуть обстрелу/осмеянию Эстонию, Латвию или Литву. У России сохраняется единственный друг — Беларусь, да и то на уровне любви между властями. Это как поцелуй Брежнева и Хоннекера...
Ток-шоу создают в головах модель мира сродни религиозной или идеологической. Никто не может сомневаться в правильности списка врагов. Утрируя, можно сказать, что прошлые религиозные и идеологические модели мира заменила сегодняшняя телевизионная, которая пытается занять освободившееся сакральное место. Она делает мир более понятным, объясняя все невзгоды (и настоящие, и даже будущие) происками врагов.
Телевидение создает единственно правильную с точки зрения власти модель мира, которой верит старшее поколение и не верит молодежь, поскольку она ориентирована на Интернет как источник информации. Сегодня можно сказать так: скажи мне, откуда ты берешь информацию, и я скажу тебе, кто ты... Российский телевизор видит в лидере лишь официальное лицо. Интернет как источник говорит, например, о Навальном...
Все большая репрессивность реагирования на проявления альтернативной информации говорит о том, что у модели «информационной автократии» есть пределы. И они связаны как раз с конкуренцией между источниками информации — телевидением и Интернетом. Интернет хочет изменить мир, он смотрит в будущее. Телевизор хочет сохранить все, как есть, он смотрит в прошлое.
Российское телевидение всеми силами моделирует свою объективность, приглашая для участия в политических передачах «мальчиков для битья» из сопредельных стран. Но своих экспертов, как говорят сотрудники, они отбирают по степени «оручести», что вместе с ведущим позволяет разгромить любого оппонента. Зато создается видимость объективности, поскольку телевизионные исследователи давно обнаружили, что при наличии лишь одной точки зрения зрители начинают сомневаться в правдивости информационного потока.
Аналитики также установили, что публичные споры никого не переубеждают, а только усиливают исходные позиции спорящих. И поскольку на одного, скажем прямо, неизвестного представителя Украины, гордо именуемого «известным украинским политологом», набрасывается сразу человек пять во главе с ведущим, то понятно, чья точка зрения возьмет верх. Даже жалко становится, что раз в неделю он должен исполнять такую невыгодную для себя роль. Которая, правда, компенсируется финансово. По законам сказочного жанра он и должен быть таким «незнайкой», чтобы ведущий мог сразить его наповал, выступая в роли «знайки».
В Интернете видно будущее. В телевизоре боги давно спустились на землю. Есть имена, которые нельзя даже мысленно произнести в отрицательном контексте. И есть враги, имена которых можно полоскать. Но и эта борьба имеет пределы. Советский Союз обладал монополией на информацию. Сегодня Интернет создает множественность информационных потоков, что позволяет появиться критике власти. А никакая власть не любит критики...
Россия в последние месяцы усиливает репрессивное управление ситуацией, вводя жесткие законы, ограничивающие альтернативные информационные потоки. В ответ возникают протесты. Некоторые журналисты удивляются, зачем наказывать известных людей за участие в протестном митинге. Они не понимают, что именно это получит достаточное освещение в оппозиционной печати и тем самым внушит страх другим. Студент будет думать: если уж моего профессора привлекли, что же будет со мной...
В результате телевизор создает правильную картину мира, которая становится сильнее реальной. Каждый из нас знает лишь маленький кусочек реальности, а тут она появляется во всей красе. Каждый зритель, хочет он или нет, получит «правильные» представления, причем зрелищно оформленные. Они идут в криках, обвинениях, удалениях, иногда даже в драках, что не позволяет отойти от экрана. Здесь не звучит просьба кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно», поскольку это такой «кулачно-коммуникативный» бой, где рефери заранее знает, кому он должен присудить победу.
Телевизор создает ту модель мира, которую хочет видеть власть. Россия идет по тому же пути, по которому уже пошла Беларусь, применив всю мощь репрессивной машины еще раньше. Но это обоюдоострый инструментарий. Он создает «бойцов» не только со стороны власти, но и со стороны населения. Никто не хочет жить под сапогом...
В прошлом шаманы совершали очищение огнем, сегодняшние телешаманы очищают телевизором. Но функционально это близкие вещи — все направлено на изгнание злых духов. И главным в этом камлании стал Соловьев с озера Комо в Италии, где он приобрел уже две виллы.
Выгодное это дело разгонять злых духов на экране...
Больше статей Георгия Почепцова читайте по ссылке.