КОГДА В СЕВАСТОПОЛЬ ПРИДЕТ ГОД УКРАИНЫ?

Поделиться
«Сегодня Севастополь де-юре (впрочем, для нас это вопрос спорный) украинский город, а де-факто, как был русским, таким он и остался»...
Филиал МГУ

«Сегодня Севастополь де-юре (впрочем, для нас это вопрос спорный) украинский город, а де-факто, как был русским, таким он и остался».

Газета Севастопольской городской организации партии «Русский блок»«Русский Севастополь», №12, 2003 г.

«Яблоко украино-российской дружбы» — Севастополь, как всегда, с размахом отметил День города. В контексте непроходящего «года России в Украине» многие киевские журналисты порой иронизируют относительно необходимости проведения в Украине года Украины. В отношении Севастополя в этой шутке доля самой шутки минимальна до неприличия.

Севастополь действительно очень специфичен, и специфика эта объяснима не только цифрами последней переписи населения, согласно которой представители титульной нации составляют в регионе около 1/5 населения (единственный регион страны, где этнические украинцы в подавляющем меньшинстве), являясь по сути национальным меньшинством (табл.№ 1), не языком общения (родным украинский определили около 7% жителей города, табл. №2) и уж тем более не территориальным устройством города-региона, включающего в себя три города (Севастополь, Инкерман и Балаклаву) и около 30 сельских (в основном горных) населенных пунктов. Специфика здесь во всем.

Трудно представить себе другой город Украины, в котором установка памятника Тарасу Шевченко вызвала бы активно подогреваемую бурю возмущения части той «общественности», для которой что Шевченко, что Бандера одинаково неприемлемы, а концентрация людей (от забулдыги до сотрудников местной администрации), которые, едва заслышав украинскую речь, начинают тихо клокотать от ненависти, так высока.

Нельзя сказать, что за 12 лет независимости совсем ничего не сделано в информационной сфере или продвижении украинской культуры в городе. Если в середине 90-х даже «1+1» и «Интер» (когда вся Украина уже давно смотрела «Интер», в Севастополе по-прежнему вещало ОРТ) для рядового севастопольца были практически недоступны, то сегодня, учитывая, что кабельными телесетями охвачен практически весь город, едва ли не любой имеет возможность смотреть все общенациональные и межрегиональные телеканалы (включая единственный оппозиционный «5-й»). Опять же, если до 1991 года в севастопольских школах украинский язык вообще не изучался как предмет (!), то в 2004 году на 85 тысяч украинцев действует аж две (!) украинских параллели (школы с украинским языком преподавания нет ни одной). Едва ли не главным культурным событием десятилетия для украиноязычной общины, осуществления которого долгие годы добивались активисты местной «Просвіти» и представители украинской интеллигенции, стало открытие 24 августа 2003 года памятника Тарасу Шевченко в одном из спальных районов. С прежним составом горсовета, на две трети состоявшего из местных коммунистов, этого не произошло бы еще лет 10.

Пока же украинцы 10 лет открывали памятник на окраине, россияне с благословения местной власти захватили лучшие земельные участки, каждый год сдавая для российских офицеров ЧФ больше жилья, чем военнослужащие ВМСУ получили от своих шефов за все годы независимости (причем на самых лакомых земельных участках); по-лужковски оперативно выстроили трехэтажный деловой и культурный центр Москвы на площади Нахимова в самом центре города и новые корпуса севастопольского филиала МГУ на средства правительства Москвы. Как сообщила газета ЧФ «Флаг Родины», практически решен вопрос о выделении 55 га (!) в городской черте под строительство жилого комплекса (из них 26 га под «усадебные застройки»). Заказчик — некий российский участник проекта, возведением займутся строительные организации Черноморского флота РФ.

Прелюбопытный фонд «Москва—Севастополь» и на культурные, и на просветительские акции средства находит беспроблемно. Ведь как отметил генеральный директор фонда «Москва—Севастополь» Михаил Аполлонов (кстати, вице-адмирал ЧФ в отставке): «В столице России севастопольцев считают своими людьми, потому им стараются оказать посильную помощь. Всем известно, в каких объемах ведется строительство жилья для черноморцев на средства правительства Москвы, и это не вызывает претензий со стороны россиян, потому что они понимают: Севастополь по-прежнему является южным форпостом государства» («Флаг Родины», № 106, 11.06.03). Не вызывают эти темпы строительства жилья для иностранных военных (оседающих в городе) претензий и у украинских властей, а это симптоматично.

Многие севастопольские украинцы пеняют на мэра Киева, который явно проигрывает соцсоревнование с «большим другом» Украины Лужковым, награжденным за эту дружбу нашим Президентом и, кстати, откровенно сформулировавшим свое отношение к Севастополю: «Воевать мы сейчас не будем. Но борьба еще не окончена» (интервью программе «Итоги», НТВ, 21.02.1999 г.). Но, с другой стороны, с какой стати киевский мэр должен что-то строить за бюджетные средства столицы в другом городе и дарить ему построенное? Для этого имеется местная власть и в первую очередь государство, которое обязано осознавать свои обязательства перед людьми, несущими службу Родине в условиях подогреваемой конкуренции.

В государственной политике в отношении Севастополя необходимы стратегическое мышление и комплексный подход, памятниками и единоразовыми шефскими подачками для ВМС проблемы не решить.

Митинговые же выкрики известных киевских поэтов-политиков Драча и Павлычко о том, что необходимо переименовать Гагаринский район Севастополя в Шевченковский, а проспект Октябрьской Революции в проспект Тараса Шевченко, вызывают обратную реакцию среди местных жителей. В понимании рядового севастопольца украинство не выходит за рамки тяги к переименованиям, более того, сводится именно к этому политическому фетишизму. Бороться же необходимо за сущностные моменты — законодательное урегулирование земельных вопросов, информационное пространство, создание национально-ориентированной региональной бизнес-элиты.

Россия занимается в Севастополе именно этим, параллельно ведя постоянную информационную войну против Украины, причем война идет абсолютно по всем канонам, разложенным по полочкам ведущим украинским теоретиком в области PR Г.Почепцовым в книге «Паблик рилейшнз для профессионалов».

В сравнительно небольшом Севастополе с населением в 378 тысяч функционирует восемь филиалов и иных структурных подразделений вузов Российской Федерации. В действующем в Севастополе Черноморском филиале МГУ обучается порядка одной тысячи студентов, из них более 400 — на бюджетной основе за средства Российской Федерации. Учебные корпуса севастопольского филиала МГУ — 10 тысяч кв.м. (и находятся, несмотря на свой «гражданский» статус, на территории воинской части Черноморского флота Российской Федерации). Учитывая высокую репутацию МГУ, можно было бы только порадоваться, если бы филиал готовил специалистов в области точных наук, химии, микробиологии. Однако основной упор в севастопольском филиале делается на такие специальности, как управление, журналистика, история, экономика или, например, «история общественных движений и политических партий». Т.е. специальности сугубо социальные, в значительной мере — политические. И кадровая политика МГУ очень жесткая — выпускники филиала должны оставаться в Севастополе, ведь их выращивают не для Москвы.

Последние годы в Севастополе ознаменовались филиальной эпидемией — один за другим открываются филиалы заштатных российских вузов: дошло до того, что у местных чиновников вызывает щенячий восторг открытие филиала университета из глубоко провинциального Саратова («в деревню к тетке, в глушь, в Саратов») — лишь бы из России! Нескромный вопрос: Министерство образования Украины имеет по этому поводу государственное мнение или оно у нас дальше внедрения уроков футбола не эволюционирует?

Теперь о «ползучей украинизации Севастополя», длящейся 13-й год и вызывающей бури беспокойства у московских товарищей. Итак, на город одна еженедельная двуязычная (!) газета «Флот України» (учредитель — Министерство обороны Украины) и ТРК «Бриз» Военно-Морских сил. На 74 общеобразовательные (включая частные) школы города действует только две (!!!) украинских параллели. Преподавание же украинского языка как предмета в большинстве школ Севастополя — полнейшая профанация, учитывая крайне низкий уровень владения языком самих преподавателей. Многие желающие, в том числе и украинцы, не имеют полноценной возможности изучать родной язык. О дошкольных учреждениях с украинских языком воспитания (обучения) вообще слышать не доводилось. Учитывая, что в Севастополе острый дефицит квалифицированных преподавателей украинского языка, неужели за 12 лет независимости нельзя было построить хотя бы один 200-квартирный дом и предоставить жилье 200 украиноязычным выпускницам педагогических вузов страны, приказом Министерства образования направив по три-четыре преподавателя украинского языка и литературы в каждую из общеобразовательных школ Севастополя?! Эти женщины создали бы семьи с теми же военнослужащими ВМСУ и несли бы украинскую культуру не только в свои школы, но и на бытовом уровне. Вот это — государственный подход, а помпезная закладка совместных «украинско-российских» домов — это бутафория.

Еще один аспект культурной жизни — межконфессиональная ситуация в городе разбалансирована абсолютно, и вина в этом как местной власти, демонстрирующей религиозную нетерпимость (как среди населения, так и в вопросе выделения земли под строительство культовых сооружений), так и самих иерархов УПЦ КП, УГКЦ и УАПЦ в Киеве и Львове, не уделяющие должного внимания миссионерской деятельности в регионе. Греко-католическая община ютится в мазанке за чертой города, верующие УАПЦ и УПЦ КП не имеют и этого. А депутаты городского совета в очередной раз демонстративно отказали католикам Севастополя в возврате костела, в котором еще с советских времен расположился кинотеатр «Дружба». Вопрос же о передаче в пользование Московскому патриархату (священнослужители которого ведут активную политическую деятельность), реставрированного за деньги Кабинета министров Украины и городского бюджета Киева Владимирского собора в Херсонесе фактически решен. Такая вот вырисовывается межконфессиональная «дружба».

Но не всем ситуация видится именно так. «Образцом» пропаганды межнационального согласия в городе является газета «Русский Севастополь», учредитель и издатель которой — городская организация партии «Русский блок», на последних парламентских выборах получившей около 10% голосов севастопольцев. Вот несколько цитат из публикаций в данной газете («Украининзация по-севастопольски», «Русский Севастополь», №12, декабрь 2003 г.): «Никогда еще наш город не видел столько турецких шаровар и бандеровских флагов жовто-блакитного колера с ненавистным трезубом на них…<> …Это не потомки славных жителей Киевской Руси, а насквозь ополяченные и окатоличенные последыши Мазепы и Бандеры». Соседняя страница: рубрика «Зеркало шовинизма» (очень меткое название), перепечатка из газеты «Русский Крым» (№19): «Кем перед нами предстает маленькое моноголо-татаро-турецкое племя под самоназванием крымские татары? Оказывается, они происходят от великой тюркской нации высочайшей культуры и цивилизации (где искать упомянутую цивилизацию, умалчивается)». А вот в том же выпуске, но двумя страницами ранее, материал «Неизвестный Крым»: «Право же, в чем-то хохлы по-своему правы, когда требуют убрать из Крыма Черноморский флот. Пока он там, не могут они с полной свободой сказать: наш Крым». А это 11-й номер газеты, 2003 г. (начало статьи «Украинизация по-севастопольски»): «Русские к такому положению не привыкшие с 1380 года, только ждут, когда пройдет на Украине националистическая эйфория и когда же, наконец, проснется Россия…Вот тогда сочтемся за все».

Да уж, бедные угнетаемые «русские Севастополя»…Только вот не следовало бы расписываться за всех русских, даже в Севастополе. Между прочим, в городе «русской славы» обнаружилось аж 310 граждан, которые в ходе переписи населения указав этническое происхождение как «русские», родным языком обозначили украинский — выбор, вне всякого сомнения, сугубо политической самоидентификации. И это тоже сигнал, который очень не по душе экстремистам из «Русского Севастополя», любой из номеров которого пропитан ненавистью к нашей стране, антиукраинской и антитатарской пропагандой. Если это майский выпуск газеты к Дню Победы, то в нем обязательно есть статья о «татарах-предателях», в которой фактически оправдывается акт депортации. Если об украинской культуре, то непременно в оскорбительной форме. Даже рубрика такая некоторое время существовала: «Мифы о «Великом Кобзаре»», в многозначительных кавычках.

Для справочки: эта премилая газета свободно продается в киосках «Союзпечати», а печатается… в типографии, принадлежащей ЧФ Российской Федерации. Более того, как призналась однажды глава Российской общины Севастополя Раиса Телятникова, помещение для редакции газеты «Русский Севастополь» в свое время предоставлял именно Черноморский флот. И раз уж зашла речь о газетах, то нелишним будет упомянуть, что в собственной типографии (одной из лучших в городе) печатается «Флаг Родины» — «газета Краснознаменного Черноморского флота Российской Федерации», учредителем которой является Министерство обороны Российской Федерации, в то время как упоминавшаяся газета ВМС Украины — «Флот України» вынуждена печататься в Киеве, поскольку собственной типографии ВМСУ при разделе флотского имущества не досталось.

Совершенно очевидно, что стержнем (информационным, организационным, кадровым) формирования пятой колонны в городе является Черноморский флот. Хотя, например, заместитель главы городской ГОСУДАРСТВЕННОЙ администрации Иван Куликов убежден, что пребывание Черноморского флота в Севастополе «несет воспитательную патриотическую функцию» («Флаг Родины», 05.06.2004).

Но вернемся к «Русскому Севастополю». Учитывая, большое количество в городе украинских организаций, если верить их уставам, занимающихся культурно-просветительской и прочей общественной деятельностью (среди которых и Фундация им. Т.Шевченко, и «Просвіта»), странно, что ни одна из них за несколько лет так и не усмотрела в публикациях газеты партии «Русский блок» оскорбления национального достоинства украинцев, а если и усмотрела, то до сих пор не пожелала осадить обидчика в судебном порядке. С другой стороны, существует регистрирующий орган, в данном случае — городская государственная администрация, которой не мешало бы реагировать на появление подобных публикаций, имеется и управление юстиции, закрывающее глаза на подобные выпады в партийной прессе города. Безусловно, существование печатных органов националистического толка, вроде «Русского Севастополя», политически целесообразно, как своеобразный клапан для выпуска желчи и мониторинга настроений в среде сепаратистов. Однако, всему есть мера. И она вполне четко обозначена законом о печатных СМИ. Отсутствие же реакции наводит на размышления о желании местной политической верхушки хотя бы минимально реагировать на политическое хулиганство в отношении нашей страны.

В этих условиях, проведение следующих выборов городского совета на пропорциональной основе, как это предусмотрено новой редакцией Закона о выборах депутатов местных советов, приведет к серьезной политизации органа местного самоуправления Севастополя. Если Украина не может по политическим соображениям сегодня пойти по пути Эстонии, законодательством которой запрещено предоставлять гражданство лицам, проходившим службу в силовых структурах других государств, то, по крайней мере, необходимо запретить таким лицам, в случае получения ими украинского гражданства, избираться в органы местного самоуправления. Ведь ЧФ (бывшие военнослужащие) буквально «прет» в городской совет Севастополя! Неужели этого не видит СБУ, местная администрация? Сегодня в городе проживает более 30 тысяч граждан России, а еще около 40 тысяч — неофициально, в нарушение законодательства Украины имеют ДВОЙНОЕ гражданство. Последнюю цифру со ссылкой на источник в Севастопольской городской государственной администрации озвучил глава парламентского Комитета по вопросам государственного строительства А. Матвиенко во время своего визита в Севастополь в июле 2003 года.

Собственно, мы подошли к наиболее спорному вопросу, стоящему на повестке дня с момента принятия Конституции Украины — каким быть закону о статусе Севастополя.

Многих киевских политиков удивляет ситуация, при которой город с населением менее 400 тысяч выделен в отдельную административно-территориальную единицу на ряду с областями. Однако, существует норма ст. 133 Конституции, и ей необходимо следовать. Более того, в исторической ретроспективе решение о выделении Севастополя из состава АР Крым при подготовке действующей Конституции видится абсолютно грамотным. Именно в Севастополе в начале и середине 90-х (собственно, и сейчас) были сосредоточены основные антиукраинские силы. Принцип: разделяй и властвуй был использован в данной ситуации неизвестным киевским политархитектором по-настоящему мастерски. Именно административное разделение Крыма с крикливым симферопольским парламентом и Севастополя с Черноморским флотом позволило сломать политический хребет крымским сепаратистам в середине 90-х: межгосударственные отношения сконцентрировались вокруг Севастополя, а в Крыму все увлеклись дележом земли. С другой стороны, такой поворот способствовал консервации сепаратистских настроений в Севастополе, что способствовало повышению политической температуры в городе, с третьей — позволило России не распыляться на весь Крым, сконцентрировав ресурсы на Севастополе.

В парламенте нынешнего созыва было рассмотрено три законопроекта о статусе Севастополя: правительственный «О городе-герое Севастополе», одноименный, внесенный севастопольскими депутатами В.Заичко и И.Вернидубовым, а также — «О специальном статусе города-героя Севастополя», вносившийся лидерами «Нашей Украины» — депутатами В. Ющенко, Р. Бессмертным, И.Грынивым и Н.Катеринчуком. Концептуально проекты Кабмина и «Нашей Украины» были схожи, и оба, несмотря на активную государственническую позицию главы профильного комитета А.Матвиенко, отклонены Верховной Радой. Камнем преткновения который год стала организация системы власти: на сегодняшний день Севастополь — единственный город в Украине, где нет прямых выборов мэра. Существующая система власти предусматривает, что ключевыми фигурами являются глава городской государственной администрации, назначаемый Президентом, и председатель городского совета.

Проекты Кабмина (в том числе вносившиеся в предыдущие годы) и проект «Нашей Украины» предполагали сохранение частично модифицированной существующей властной модели в городе. Проект местных депутатов Вернидубова и Заичко (равно как и практически идентичные ему законопроекты депутатов-коммунистов) предусматривает установление системы власти, аналогичной существующей в любом другом городе Украины с прямыми выборами городского головы.

Очень жаль, что формальный подход научно-экспертного управления Верховной Рады к оценке законопроектов «Нашей Украины» и Кабмина, посчитавшего, что отсутствие нормы о прямых выборах городского головы Севастополя противоречит Конституции, открыло зеленый свет реализации политических чаяний сепаратистов и их московских кукловодов. При этом статьи 118 и 140 Конституции четко говорят об «особенностях» системы исполнительной власти и местного самоуправления в Севастополе. Особенность — это отличие от других, поэтому истинным нарушением Конституции являются нормы законопроекта Заичко—Вернидубова, не предусматривающие никаких «особенностей» местного самоуправления и исполнительной власти в Севастополе. Ну не может в городе, в котором расположена мощнейшая иностранная военная база, быть система власти, такой, как в Жмеринке или даже в Киеве. Кстати, пример Киева, к которому апеллируют севастопольские апологеты «свободы местного самоуправления», юридически некорректен в силу различного территориально-административного устройства двух единиц. Ведь выборы мэра Севастополя — это выборы по сути губернатора территории, включающей три города (Севастополь, Инкерман, Балаклава) и 29 сел. Это уже не местное, а региональное самоуправление. Кстати, город Инкерман, входящий в Севастополь, своего избранного городского голову имеет. А Севастополь — не лучшее место для апробации губернаторских выборов в Украине.

Московские политики, особливо полюбляющие порассуждать о Севастополе на телеканале ТВЦ, открыто заявляют, что для них принятие закона о Севастополе, предусматривающего выборы мэра, — политический приоритет, и в России найдутся политические группы, готовые вложиться в проект «выборы мэра Севастополя». Тем более что каналы финансирования политических мероприятий из Москвы в Крыму и Севастополе давно отработаны. Не скрывают этого и местные сепаратисты, жаждущие повторить историю Судетской области Чехословакии.

В таких условиях принятие законопроекта Вернидубова—Заичко — это политическая провокация, удар по национальной безопасности и политической стабильности в регионе. Этого могут не понимать рядовые депутаты из Херсонщины или Донетчины, голосовавшие за данный законопроект в первом чтении. Но этого не могут не понимать господа Вернидубов и Заичко. Это же понимают многие редакторы местных газет, представители администрации и даже пропрезидентских партий, в частных беседах признающие недопустимость принятия такого закона. Но при этом продолжают игру — «Даешь закон Вернидубова—Заичко!».

Ясно, что среди многих как в Севастополе, так и в Москве идея назначаемости первого должностного лица в городе на период пребывания ЧФ России непопулярна. Кое-кто надеется протащить закон до президентских выборов, приурочив выборы мэра к 31 октября. Но погоня за сомнительной политической популярностью не должна идти в ущерб глубинным национальным интересам. Даже в год президентских выборов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме