В анналах украинской литературы можно найти много действительно трагических фигур, ведь биография настоящего художника органично вплетается в историю собственного народа, продолжает ее извечное течение, порой оставляя в ней страницы, преисполненные слез и крови. Но даже на этом драматическом фоне мировосприятие Васыля Стефаника поражает своим пессимизмом, осознанной сосредоточенностью на проблеме смерти, боли, разлуки. Его новеллы вобрали в себя глубинное отчаяние, грусть и чувство безысходности миллионов — отсюда и уникальный, поразительный эффект воздействия текста Мастера, увлекающего читателя своей силой и откровенностью. Наверное, здесь играет свою роль и фигура художника как медиума, пророка, благодаря которому к народу приходит слово о собственной судьбе, о трагической безысходности, слово, прочно соединяющее прошлое и будущее. Мир и Вселенная Васыля Стефаника преисполнены, даже переполнены этими чувствами: его слова не только отражают, но и творят аутентичный мир украинского селянина на рубеже XIX и XX веков. А еще точнее — простого человека на грани собственной жизни и вечности. Выбирая самые трагические эпизоды человеческой жизни, писатель проникает в глубинные миры, где язык, жизнь, культура — суть одно, а слово обладает величественной властью и магической силой. Достаточно вспомнить первые строки известной новеллы «Стратився»: «Колія летіла у світи. У кутику на лавці сидів мужик та плакав. Аби ніхто не бачив, що плаче, то ховав голову у писану тайстру. Сльози падали, як дощ». Всего три предложения из дебютной новеллы 26-летнего писателя, а эффект впечатляющий, ведь эти слова несут в себе непостижимое, глубинное содержание.
Васыль Стефаник родился 14 мая 1871 года в покутском селе Русове на Прикарпатье в довольно зажиточной крестьянской семье. В семь лет пошел в сельскую школу, и тут родители заметили у своего ребенка странные изменения. «Щось не дуже любить роботи в полі, чогось забувається, задуманий, вічно задивлений десь далеко. Вивчимо його і дамо легший хліб, не буде так гарувати, як ми», — напишет тогда в одном из писем отец будущего писателя Семен Стефаник, тем самым словно определяя судьбу сына. Потом была учеба в Снятынской городской школе, польских гимназиях в Коломые и Дрогобыче, на медицинском факультете Краковского университета. В студенческие годы Васыль наконец-то находит себя, открывая мир литературы, который становится его настоящим призванием. Медицина уходит на второй план. В 1898 году в Черновцах выходит первый сборник писателя «Синя книжечка», в который вошли семь новелл: «Виводили з села», «Лист», «Побожна», «У корчмі», «Стратився», «Синя книжечка», «Сама-саміська». В следующем году во Львове выходит второй сборник — «Камінний хрест», а в начале 1901 года — сборник «Дорога». После такого более чем успешного дебюта писатель умолкает на долгие 15 лет. В это время преимущественно перепечатываются произведения, уже выходившие ранее. В Петербурге увидел свет сборник в переводе на русский язык (потом его новеллы будут переводить еще несколько раз).
Один с самых ярких российских прозаиков XX века, Андрей Платонов, незадолго до смерти посвящает творчеству Васыля Стефаника глубокую и интересную статью. Почему-то кажется, что российский гений увидел в произведениях Стефаника магию самореализации родственной души, «алхимию слова», которая воссоздает мир таким, каким он есть на самом деле. Платонов пишет: «В каждый рассказ Стефаника, размером иногда всего в две-три страницы, вжато, втиснено содержание, которое другому писателю показалось бы достаточным для повести, и это крайне сжатое содержание имеет такую непосредственно-простую и поэтическую форму, которая, будучи прекрасной, подтверждает жизненную истинность произведений Стефаника. Всегда желаемое и естественное явление в искусстве, когда одушевляющая сила поэзии и движущаяся правда действительности соединяются в одну суть, — это явление осуществляется Стефаником. И оттого смутный, для многих непонятный, мучительный поток жизни, изображаемый Стефаником, приобретает свой истинный, для всех видимый и всеми ощущаемый смысл, потрясающий все человеческие сердца».
В 1904 году Стефаник вступает в брак. Некоторое время активно занимается общественной деятельностью: в 1908—1918 гг. был представителем от Галичины в австрийском парламенте. К творческой работе писатель возвращается в 1916 г. Тогда появляются новеллы «Дитяча пригода» и «Марія». Последний при жизни Васыля Стефаника сборник «Земля» выходит в 1926 году. А в общем за этот, второй, период творчества он написал 23 новеллы и несколько автобиографических воспоминаний. Вся проза писателя составляет небольшую книжку, но эта книжка создает целый мир — самобытный, неповторимый и магический. Мир весьма пессимистический (как заметил А.Платонов: «Люди в рассказах Стефаника пребывают словно в каком-то «третьем» состоянии, то есть они не мертвы, но и жить в их положении нельзя: и они томятся в промежуточном, мучительном, трагическом положении, срываясь в свою гибель»), но вместе с тем настоящий, причастный к той тайной глубине бытия, где жизнь и смерть составляют загадочный узор человеческой судьбы. По меткому определению Марка Черемшины, Стефаник является «поэтом мужицкой безысходности». Действительно, он находит уникальные слова для выражения глубинной связи и сродства крестьянина с отчей землей, с отчизной, из этой земли произрастающей. Разрыв этой связи ведет к смерти, а смерть означает возврат в землю. На этой антитетической ноте построена новелла «Камінний хрест», посвященная столь актуальной в современной Украине теме эмиграции. Кажется, что в этом произведении отразилась боль и наших современников, миллионы которых также вынуждены, покидая в Украине дома, родителей, друзей, уезжать в далекие миры в поисках лучшей судьбы.
Трагизм текстов Васыля Стефаника коренится в трагизме его собственной судьбы. В 1930 году писателя разбил паралич, вычеркнув из творческой биографии последние годы жизни, которая 70 лет назад, 7 декабря 1936 года, оборвалась почти так же, как жизнь женщины в замечательной новелле «Кленові листки»: «Слова тихі, невиразні говорили, що кленові листочки розвіялися по пустім полю, і ніхто їх позбирати не годен, і ніколи вони не зазеленіють. Пісня намагалася вийти з хати і полетіти в пусте поле за листочками».
Когда листаю страницы книги Васыля Стефаника — словно физически ощущаю эти кленовые листья и понимаю, что за время, прошедшее после смерти художника, на ниве жизни человеческой души практически ничего не изменилось...