Почему при всем природном, культурном и историко-археологическом богатстве нашей страны туристический поток иноземных «флагов в гости к нам» катастрофически уменьшается? Почему из года в год все больше украинцев предпочитают отдыхать за пределами родины, пополняя тем самым государственные бюджеты чужих стран? Почему иностранцы, приехав к нам, чувствуют себя полными идиотами, когда за одни и те же услуги им приходится платить в несколько раз больше, чем коренным жителям? И такое понятие, как «категория гостиницы», выглядит полным абсурдом, поскольку нет гарантий на наличие горячей и даже холодной воды в номерах, электроэнергии и соответственно работающих лифтов. Им непонятно словосочетание «обязательный благотворительный взнос» (который, например, в Лавре берется в размере 25 долл. с каждой группы). Им не понятно, почему перелет Киев—Москва стоит в два раза дороже, чем перелет Москва—Ташкент, ведь расстояние в четыре раза больше, поэтому традиционно «советские» группы после посещения Москвы и Санкт-Петербурга летят не в Киев, а в Ташкент, Бухару или страны Балтии. Они многого не понимают, подтверждая незабвенный постулат российского сатирика М.Задорнова о непроходимой «тупости» иностранцев. Множество «непонятных» вопросов обсуждалось недавно на заседании исполнительного комитета Туристического агентства Украины, посвященном приему иностранных туристов в Украине. Там присутствовали руководители Комитета по делам молодежи и спорта, Департамента туризма и курортов, представители администрации Президента и руководители ведущих украинских туристических фирм. Тема въездного туризма оказалась весьма многогранной и наболевшей. Причем самое обидное, что подобный вид бизнеса может прибыльно работать, не привлекая дополнительных средств из пустой государственной казны.
Для начала немного статистики. К сожалению, количество приезжающих в Украину людей постоянно сокращается. По данным Госкомстата, за 1999 год в балансе внешней торговли и услуг Украины позитивное сальдо в разделе «путешествия» уменьшилось по сравнению с 1998 г. на 30 млн. долл., или на 61%. В структуре «экспорта услуг» графа «путешествия» занимает лишь 1,4%. Не лучшая картина представляется за полугодие прошедшего года — 1,3%. По данным платежного баланса Нацбанка Украины в прошлом году туристических услуг было импортировано на 37 млн. долл. больше, чем экспортировано. То есть происходит ненормальное искривление в сторону выездного туризма. На 1.06.2000 г. получили лицензии 3147 туристических фирм, фактически действуют 2367. На прием иностранных туристов работает 358 фирм, причем из них только 96 организаций принимают 94% иностранных туристов, а остальные 262 — аж 6%. (Для сравнения: в Японии из 10 тыс. туристических фирм лишь 5% имеют право работать на выезд туристов, остальные — только на въезд.) Эти сухие цифры явно свидетельствуют о том, что у нас не созданы благоприятные условия для работы с иностранцами. И еще интересный момент: из всего количества иностранных граждан, посещающих нашу родину, лишь 17% являются «организованными туристами». Каковы же причины столь неприглядной для наших туристических организаций всех уровней картины?
Основной причиной была названа полная утрата государственного контроля над развитием туристической отрасли. Необходимо срочное упрощение визовых, таможенных и пограничных формальностей. Существует указ Президента Украины от 10 августа 1999 г. «Об основных направлениях развития туризма в Украине до 2010 г.», который предусматривает упрощение этих процедур. Прошел год — и ничего не по этому указу не сделано. 23 марта с.г. Президент дает поручение Кабмину «обеспечить упрощение согласно с мировой практикой визовых, таможенных и пограничных процедур» именно для туристов. Прошло пять месяцев — и опять результатов нет. Непонятным является постановление Кабмина от 5 мая с.г. о внесении дополнений к правилам оформления визовых документов для въезда в Украину, которым предусматривается оформление служебных, деловых, культурных и частных виз для граждан ЕС, Канады, США и Японии без подачи соответствующих приглашений. Однако для туристических виз все осталось по-старому. Мягко говоря, в этом всем отсутствует логика. Обратите внимание: туристическая фирма, организовывающая поездку, имеющая лицензию, аккредитацию, туристический ваучер и вообще все необходимое для пребывания иностранца в Украине, должна предоставить еще и приглашение. Поэтому зарубежные партнеры считают, что в отношении туристов существует самая настоящая дискриминация. Также уместен вопрос о разрешении оформления виз непосредственно на границе и по цене 10—15 долл.
Следующий аспект. Давно известно, что разговор на любую тему, будь то культура, медицина, экология, не говоря уже об экономике, всегда сводится к налогам. Так и здесь. Сегодня туристические организации платят более десяти различных налогов и сборов в государственную казну. Поскольку поступления в бюджеты различных уровней составляют 60—80%, они имеют право рассчитывать на то, что хотя бы их часть все-таки вернется в туристическую отрасль, пусть в разных формах, будь то печатная продукция, рекламные материалы, обновление историко-архитектурных памятников... На практике все происходит совершенно иначе. 8 июня с.г. Верховная Рада приняла закон «Об охране культурного наследия», который предусматривает новый налог — экскурсионно-туристический сбор в размере до 10% от прибыли. То есть туристические фирмы, которые осуществляют прием иностранных граждан, будут платить не 30% налога на прибыль, как любая организация в Украине, а 40%. Несогласованность ряда статей и неопределенность его применения вызывают серьезную обеспокоенность руководителей туристических фирм. И вообще, удивительно, но, невзирая на многолетнее существование туристической отрасли в нашей стране, до сих пор не определено само понятие «прием иностранных туристов» с экономической точки зрения. И как следствие — механизм налогообложения подобных организаций может быть поливариантным. Ведь многочисленные проверки относят турфирмы то к «торговле», то к «комиссионерам».
На грани развала находится гостиничный комплекс Украины. Мировым стандартам в отечественных гостиницах соответствуют разве что цены, хотя и это сомнительно, ведь в той же России они в 2—3 раза ниже. Во всем мире гостиничный сбор составляет от 1% до 4%. У нас — чем выше разряд гостиницы, тем больше налогов. Так, отель четвертой категории платит 20%, третьей — 15%, второй — 10%. Кому в таком случае интересно повышать свой разряд?
Да что это мы, в конце концов, все о налогах, цифрах и бюрократических процедурах. Ведь, по большому счету, въездной туризм — это целый комплекс впечатлений от нашей страны, это целая индустрия, включающая организацию досуга, транспорта, посещений музеев и театров, памятников архитектуры и истории. Однако и здесь мы «впереди планеты всей». Наши музеи увеличивают плату за входные билеты именно для иностранных туристов. Посещение государственных музеев в Киеве, например Лавры, стоит для иностранца 16 гривен, при этом экскурсионное обслуживание осуществляет само турагентство. Чтобы подняться на колокольню, необходимо еще раз оплатить стоимость входного билета. Не говоря уже о пресловутом благотворительном взносе в размере 25 долл. А индивидуальная экскурсия для иностранного туриста стоит порядка 160 грн.
Справка «ЗН»
В недалеком будущем все приезжающие в Москву смогут воспользоваться дисконтной «картой гостя», обеспечивающей крупные скидки на все виды туристических услуг. Каждый турист, купивший такую карту, будет пользоваться 20—50-процентной скидкой на посещение музеев, проживание в отелях и питание в ресторанах. Точная цена карты пока не определена, но, по предварительным подсчетам, стоимость самой дорогой не должна превышать 10 долл.
Или захочет вдруг группа иностранных туристов на поезде прокатиться. «Укрзалізниця», к счастью, берет одинаковую плату за проезд, независимо от гражданства, но, вопреки ст.16 закона Украины «О туризме», устанавливает собственное понятие о «группе туристов» — должно быть не менее 30 человек, то есть 25 — уже не группа, и ни о каком снижении цен речи быть не может. Более того, на днях эта организация приняла решение о разрыве отношений с турагентствами в вопросе продажи билетов, и это в разгар туристического сезона. Руководителей наших турфирм уже трудно чем- то удивить, однако и они растерялись: кто же будет платить неустойки? Иностранцам предлагаются экскурсии в живописнейшие уголки нашей страны, такие, как Переяслав-Хмельницкий, Софиевка и множество других. Тут нужен другой вид транспорта — автобус. Казалось бы, в чем проблема? А в том, что ни один уважающий себя руководитель предприятия Минтранса не отдаст свои лучшие автобусы для передвижения по Украине. Вот за границу — пожалуйста, а у нас ведь с дорогами не ахти. Или взять, к примеру, круизный туризм. В 1999 г. в Одессе было 27 круизных заходов, в этом планируется 17. Но здесь даже дело не в количестве, а в том, что в прошлом году заходили суда вместимостью 640—1300 пассажиров, а сейчас — от 100 до 400. Вот и стоят наши бывшие флагманы Черноморского флота на лимане под Одессой и ржавеют.
Так как же быть с формированием положительного имиджа Украины? Кого призвать на помощь? Ответ прост — конечно же рекламу. В прошлом году Верховной Радой в госбюджете было предусмотрено 1,5 млн. грн. на информационно-рекламную деятельность отрасли, а фактически выделено 200 тыс.грн. Лично я не знаю, какую рекламу можно сделать за такие деньги. Необходима государственная комплексная долгосрочная программа о продвижении нашей страны на международный туристический рынок. Ведь до сих пор нет туристической символики Украины, детальной информации обо всех ее достопримечательностях. Когда мы будем нормально выглядеть на международных туристических выставках? Стенды сделаны не профессионалами, а местечковыми дилетантами, т.е. теми же представителями турфирм. На такие мероприятия государство должно отправлять различные творческие коллективы певцов, танцоров, да в конце концов просто украинских красавиц для работы у стендов. Необходимо сделать все возможное, чтобы, увидев украинское представительство на международной выставке, иностранцы заинтересовались и захотели к нам приехать. Из года в год одни и те же 5—8 турфирм представляют Украину на различных международных выставках в Берлине, Лондоне, Мадриде, Москве, и с каждым годом сокращаются площади украинских стендов. Да что говорить о международных мероприятиях, если на киевской выставке, которая планируется на октябрь 2000 года, 1 кв.м выставочной площади будет стоить от 198 до 250 грн., а всего — 2200 долл. за четыре дня работы, это по самым скромным подсчетам. При этом из года в год приезжают более 200 фирм-экспонентов из 26 стран, которые предлагают свои услуги. И среди них нет ни одной, которая бы отправляла своих туристов в Украину, все работают только на себя, что вполне логично.
На мой взгляд, наиболее емко по поводу всего вышеизложенного высказался зам. начальника консульского отдела МИДа С.Мищенко, который, кстати, долгое время был генеральным консулом Украины в Стамбуле, поэтому вполне профессионально оценивает проблемы и выездного и въездного туризма.
— Поверьте, оформление и стоимость виз — это один из последних вопросов, которые волнуют иностранцев. Почему украинцы предпочитают отдыхать в Анталии, а не в Крыму? Ведь в Крым виза не нужна. Почему иностранцы не едут в Украину? Ответ прост — здесь они не получают того, что хотят. Вместо покоя, безопасности, высокого уровня сервиса имеют кучу проблем и общую неудовлетворенность. Поэтому все проблемы должны решаться в комплексе.
* * *
Помните, сколько очарования и загадочности было в самом слове «интурист» в былые времена! Его заманивали всеми способами, холили и лелеяли, предоставляя все самое лучшее (опустим такие неприятные детали, как ловля шпионов и кагэбэшный персонал), поскольку приносил он в казну твердую валюту. Менее твердой и менее необходимой казне со временем валюта не стала. Поэтому на самом деле всем комитетам, департаментам, ассоциациям туристической сферы, оздоровительным и курортным организациям, а также транспортникам, налоговикам, финансистам и депутатам следует поскорее договориться между собой, чтобы не продолжать ее терять.