КАК ВЫРАСТИТЬ ДИКТАТОРА

28 марта, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 13, 28 марта-4 апреля 1997г.
Отправить
Отправить

СЕМЬЯ В ЗЕРКАЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА Мы все привычно реагируем на то, что все страны бывшего Советского Союза переживают экономический и социальный кризис...

СЕМЬЯ В ЗЕРКАЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Мы все привычно реагируем на то, что все страны бывшего Советского Союза переживают экономический и социальный кризис. Встречается информация и о политических кризисах. Но почему-то мало пишут и говорят о глубоком психологическом кризисе народа, социальных групп, отдельных личностей.

Все сегодня говорят о безопасности (государственной и личной), но почему-то в Украине никто не упоминает об информационно-психологической безопасности.

Все говорят не о счастливой жизни человека, а о выживании. Кстати, в украинском и русском языках, в отличие, например, от английского, нет существительного «выживатель». Зато есть существительное «жертва». А как выживать, рядовому обывателю совсем неясно - нет соответствующего информационного поля в обществе. А вот почувствовать себя жертвами нам усердно помогают. В этом не откажешь всем средствам массовой информации - они много пишут о наших бедах, несчастьях, бедствиях и нашей беспомощности. Вот и остается жертвам ждать гуманитарной помощи, надеяться на совесть власти да привычно ругать правительство и парламент.

Все человеческие проблемы начинаются и заканчиваются в семье. Организация Объединенных Наций, объявив 1994 год Международным годом семьи, начала и продолжает широкую программу движения к процветающему демократическому обществу на всей планете. Основной лозунг Международного года семьи «Построение самой малой структуры демократии в сердце общества» обращен к каждой семье в каждой стране. Он обращен и к нам, жителям Украины, страны, переживающей глубокий психологический кризис, но имеющей все психоисторические предпосылки не только для его преодоления, но и для поднятия над нашей землей факела особых взаимоотношений, особой обратной связи с Землей в философском, духовном, материальном, трудовом контекстах.

Во все времена основные функции семьи складывались вокруг одной главной - воспитания детей. Через эту определяющую функцию прокладывались пути поддержки основ культуры, этики, народных обычаев.

В наше время специалисты различают два основных типа семьи - доминаторная (тоталитарная) и партнерская (демократическая). Психологи считают, что общества, в которых преобладают тоталитарные отношения в семье, легко могут стать тоталитарными, а общества, в которых преобладают партнерские семьи, имеют больше шансов стать демократическими.

Какие же семьи преобладают у нас? Какая психологическая модель сложилась психоисторически в Украине?

Сначала давайте познакомимся с психологическими характеристиками доминаторной и партнерской семьи.

Эксперты ООН по проблемам семьи, американские психологи Берри и Дженей Уанхолд провели по заданию ООН специальное аналитическое исследование и выделили признаки доминаторной и партнерской семьи. Привожу здесь основные психологические характеристики обоих типов семьи и хочу предложить вам, дорогие читатели и читательницы, подумать не только о том, к какому типу семьи относятся та семья, в которой вы выросли, но и о том, какую семью вы создали. Является ли ваша семья малой структурой демократии в сердце общества?

Итак, что же характерно для тоталитарной семьи:

- злоупотребление властью;

- отсутствие равноправия всех членов семьи, а особенно детей;

- наличие в семье строгих правил, которые носят принудительный характер;

- каждому члену семьи отведена определенная роль, в том числе в соответствии с его полом, т.е. девочке можно и нужно делать то и это, а мальчику - совсем другое, ведь он - мальчик;

- отсутствие распределения обязанностей, связанных с жизнью семьи;

- экономические «трудности» не распределяются между членами семьи;

- отсутствие уважения к частной жизни членов семьи и других людей;

- конфликты разрешаются по принципу: «один выиграл - другой проиграл»;

- члены семьи участвуют в принятии решений;

- родительские обязанности не распределяются;

- дисциплина поддерживается за счет силы и унижения;

- допущенных ошибок не признают, извинения не просят;

- в возникновении проблем, как правило, обвиняются другие;

- сопротивление всяким изменениям;

- чувство незащищенности от обидных и насильственных действий;

- анализ конфликтов, которые возникают, игнорируется;

- почти полностью отсутствуют смех и радость, но зато присутствует страх.

Совершенно ясно, что нет семей, где представлены все признаки тоталитарной семьи. И многие из вас, дорогие читатели, вздохнут с облегчением - в моей семье все иначе. Но согласитесь, что многое из того, что психологи относят к характеристикам тоталитарной семьи, к сожалению, есть и в наших семьях и, увы, есть в нашем обществе. Мы сталкиваемся с такой системой отношений и в школе, и на работе, и в жэке, и в магазине... Признаемся себе, что тут очень много знакомых нам характеристик нашей жизни, жизни человека в тоталитарном обществе, где он был определен как маленький винтик большой машины или как щепка, которая летит, когда рубят лес.

Многие специалисты считают, что человек, который знает структуру семьи, способен манипулировать любой группой так же, как ими руководили в их семьях. Исследования личностных особенностей диктаторов XX столетия тоже позволяют думать, что существует прямая связь между структурой их семьи и свойствами их личности, что в структуре семьи заложены по крайней мере некоторые причины их влияния на людей. Элис Миллер в своей книге «Для нашего собственного блага: скрытая жестокость в воспитании детей и корни насилия» пишет: «Семья Гитлера была точным прототипом тоталитарного режима. Единым грубым абсолютным правителем был отец. С ним нельзя было спорить. И дети, и жена были полностью подчинены его воле. Они полностью зависели от его воли, его настроения, его капризов».

Интересно, что Керолин Пейн еще в 1925 году в книге «Неврозы нации» писала о возможных последствиях для Германии тех обстоятельств, что немецкая семья по своей природе авторитарна. Она писала, что именно в семье, которая находится под властью тоталитарного правителя в лице отца, с ее жестким контролем и безусловным подчинением происходит торможение демократии. Ребенок должен подчиняться взрослым во всем. Детям разрешается говорить только тогда, когда к ним обращаются. Детей должно быть видно, но не слышно.

К какой же структуре семьи надо стремиться? Мне представляется, что надо стремиться к партнерской, демократической модели семьи, такой психологической ее модели, которая наряду с достижениями современной социально-психологической технологии отражала бы и лучшие психоисторические достижения нашего народа, например традиционное уважительное отношение к женщине-матери. Считаю, что именно на пути формирования демократических отношений в семье лежит разрешение многих психологических кризисных явлений в нашем обществе. Именно в партнерской семье вырастут те философы, религиозные деятели, политики, социальные работники, менеджеры, которых так не хватает нашему обществу.

Приведу некоторые признаки партнерской, демократической семьи. Теперь, уважаемые читатели, у вас появляется возможность «приложить» демократические характеристики к вашей семье и порадоваться, если вы их найдете.

Итак, характеристики партнерской семьи:

- кооперативная структура, равные возможности;

- отсутствие секретов и тайн;

- гибкие правила распорядка:

- распределение экономической ответственности;

- домашняя работа и обязанности распределяются на основах равноправия;

- уважение к частной жизни членов семьи;

- основой дисциплины является уважение и доверие;

- родительские обязанности равноправно распределены;

- сделанные ошибки признаются;

- члены семьи чувствуют себя в безопасности;

- конфликты разрешаются;

- члены семьи берут на себя ответственность за проблемы, которые возникают;

- семья - это источник радости;

- дети планируются и желанны.

Это только часть характеристик демократической семьи. Надеюсь, что и этого достаточно для того, чтобы поразмышлять о своей семье, о своем положении в ней, о положении женщины, детей, о том, все ли члены семьи пользуются равными правами. Мне хотелось показать, что многое в наших руках, что знания и желание самому формировать и отстаивать свое право быть счастливым и успешным во многом зависит от нас самих. Существует много достижений современной психологической науки и технологии, которые реально помогают помочь себе и своим близким, всем окружающим нас людям не просто выжить, а быть счастливыми. Об этом пойдет речь в следующих публикациях.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК