КАК ПЕРЕЖИТЬ ЭКЗАМЕНЫ

Поделиться
По силе воздействия на психику экзамены вполне можно сравнить со стихийным бедствием. Например, землетрясение, пожар или наводнение вызовут у нас столько же волнений...

По силе воздействия на психику экзамены вполне можно сравнить со стихийным бедствием. Например, землетрясение, пожар или наводнение вызовут у нас столько же волнений. С той разницей, что природные катаклизмы человеку, согласитесь, приходится переживать не так уж часто, в то время как экзаменуют нас повсюду. Даже взрослые люди волнуются при переаттестации, защите диссертации или получении водительских прав. Что уж говорить о подростках! А выпускники, сдающие два экзамена (сначала выпускные в школе, а затем и вступительные в институт), переживают двойной стресс. Можно ли его избежать?

Не ломайте привычный режим

Недавно американские ученые провели эксперимент. Они наблюдали около сотни семей, в которых были выпускники, и пришли к парадоксальному выводу: наилучших результатов достигали те подростки, чьи родители и близкие относились к экзаменам совершенно спокойно и вовсе не считали их из ряда вон выходящим событием. Как правило, в таких семьях во время экзаменов не меняли свой быт, привычки, распорядок дня. Выпускники получали именно те баллы, на которые и рассчитывали, тратя при этом минимум физических и психоэмоциональных усилий.

Гораздо драматичнее развивались события там, где экзамены становились в полном смысле слова «семейным делом». Родители брали отпуска, чтобы освободить отпрысков от всех других дел и сосредоточиться на учебе, обеспечивали усиленное питание, изменяли режим, вместе с детьми штудировали книжки... Но в итоге дети зачастую сдавали экзамены хуже, чем ожидалось. А если и получали запланированные баллы, то ценой больших усилий, после которых и им, и всей семье порой требовался длительный отдых и психологическая реабилитация.

Вывод напрашивается сам собой: а стоит ли так серьезно относиться к экзаменам и превращать их в самоцель?

— Экзамены, конечно, серьезный этап в жизни подростка. Но все же не стоит возводить их в культ, — считает психолог Анна Онищенко. — К сожалению, многие родители слишком драматизируют ситуацию и еще за несколько месяцев, а то и за полгода до этого события начинают пугать детей экзаменами. Мол, если провалишься, грош тебе цена! Не получишь золотую медаль — и все, поставишь крест на своем будущем. Возникает ощущение, что ничего важнее экзаменов в жизни не существует.

Кроме того, ребята начинают воспринимать их, как нечто страшное и непредсказуемое. В их представлении это что-то вроде лотереи, где можно выиграть, а можно и достать несчастливый билет. На самом деле экзамены — естественное продолжение учебного процесса. И, по логике, отметки должны соответствовать тем, которые ребята получают в течение года. Так что их исход можно предугадать и бояться незачем. Те, кто подходит к экзаменам именно с такой установкой, сдают их успешно и переносят гораздо легче. А вот если слишком повышать значимость этого события, развивается страх перед возможной неудачей. Бывает, страх настолько велик, что даже хорошие ученики на экзаменах вдруг забывают все, что знали раньше, теряются и отвечают хуже обычного. Кроме того, любая ошибка, осечка переносится ими трагически. Так что важны не только знания, но еще и крепкие нервы и спокойствие. А это во многом зависит от семьи.

Во многих семьях еще за месяц до этого события начинают перестраивать жизнь выпускников, заявляя: «Отложи все до последнего экзамена!» По мнению физиологов, это неправильно. Нельзя менять привычный, сложившийся режим дня — это лишь усиливает стресс и дискомфорт, которые испытывает выпускник. Гораздо эффективнее, если он будет жить так же, как привык жить на протяжении всего учебного года.

Единственное, о чем следует помнить, — знания лучше всего усваиваются с утра и до обеда. Поэтому все сложные занятия лучше сделать именно в это время. А вот после пяти вечера желательно закончить учебу. Во-первых, мозг уже с трудом усваивает информацию, так что эффективность такой подготовки невысока. Кроме того, нужно отдохнуть и сменить обстановку. Пусть встретится с друзьями, сходит на тренировку, прогулку. Приятные эмоции добавят сил.

Ночные бдения над учебниками опасны и с психологической точки зрения: в это время интеллектуальные возможности находятся на самом низком уровне, совершается больше ошибок, поэтому подросток может почувствовать неуверенность в своих возможностях. Пусть лучше прервет занятия в тот момент, когда у него все получается. Тогда он ляжет спать спокойно, с уверенностью в завтрашнем дне и в хорошем настроении приступит к занятиям с утра.

Сразу после сдачи очередного экзамена (неважно, хорошую оценку получил выпускник или плохую) необходимо дать ему отдохнуть. Пусть сходит на футбол, концерт, повеселиться с друзьями. Если экзамен прошел успешно — он отдохнет и настроится на следующий. Если плохо — успокоится, забудет о неудаче и примется за подготовку в хорошем настроении. Ни в коем случае сразу же после получения низкой оценки нельзя набрасываться на подростка с руганью, упреками и усаживать за учебники: «Готовься к следующему!» В этом случае он сядет за учебники в плохом настроении, с плохой установкой и пользы от занятий не будет.

Спать выпускнику надо не менее 7—8 часов. Это укрепляет нервную систему. Питание во время сдачи экзаменов должно быть сбалансированным — все витамины, рыба, мясо, молочные продукты. А вот кофе, крепким чаем, тонизирующими напитками злоупотреблять не стоит. Они лишь ненадолго способны помочь взбодриться, а затем усталость усиливается.

Экзамен
или ярмарка тщеславия?

В некоторых семьях полагают, что старание выпускников можно усилить с помощью дополнительных стимулов — подарков, поездок. Но специалисты считают, что это лишь понижает ценность знаний в их глазах. Высокие оценки, отличный аттестат, золотая медаль ценны и сами по себе. Кроме того, нельзя требовать от ребенка невозможного, предлагая ему дорогой подарок. Он начнет ловчить, списывать, пойдет на различные ухищрения, а если не получится — будет переживать вдвойне.

— Часто экзамены превращаются в своеобразную ярмарку тщеславия родителей, которые требуют отличных оценок по всем предметам и тем самым доводят детей до стрессового состояния, — продолжает Анна Онищенко. — Нередко оценки нужны просто для определенного социального статуса. Ведь так приятно сообщить коллегам или знакомым: «Мой получил золотую медаль!» Подростки чувствуют себя виноватыми, если не оправдывают этих ожиданий. Кроме того, у них появляется ощущение, что они сдают экзамены для родителей, а не для самих себя. На мой взгляд, родным и близким не стоит излишне демонстрировать свою личную заинтересованность в высоких оценках. Делать громкие заявления, вроде: «Если ты не сдашь лучше всех — я этого не переживу! Мне будет стыдно перед соседями (коллегами, друзьями и т.д.)». Дети и так переживают.

Если их постигла неудача — не заостряйте на этом внимания. Ребенок, так же как и взрослый, имеет право на неудачу и даже провал. Всякое бывает в жизни. Отнеситесь к нему с пониманием. Самое главное — экзамены сданы, стрессовая ситуация позади, можно и отдохнуть. А затем, через несколько дней, спокойно обсудите причины неудачи. Возможно, дело именно в психологических особенностях подростка, например, излишней робости, неумении собраться. Подумайте вместе, как можно исправить ситуацию. Невысокая оценка — не повод отложить выпускной вечер. Пусть порадуется наравне с другими ребятами.

В последнее время медики фиксируют всплеск депрессивных состояний, психозов, неврозов, даже попыток самоубийств именно после экзаменов. Многие связывают с хорошей оценкой возможность получить высокий социальный статус, сделать карьеру. Однако установка эта во многом ошибочна. Практически все известные и даже гениальные ученые, писатели, общественные деятели проваливали хоть один экзамен в жизни, но это ни в коей мере не повлияло на их жизненный путь. Отнеситесь к ситуации с чувством юмора. Если отпрыск «сел в лужу» из-за собственного легкомыслия или лени — это даже полезно, пусть почувствует, что без труда успехов не добьешься. Если же просто переволновался — что ж, нужно взять это на заметку и поработать именно над характером.

Экзамены часто проверяют не только уровень знаний, но и умение собраться, быстро реагировать, правильно вести себя в той или иной ситуации. Понаблюдайте за отпрыском: насколько он спокоен, уверен в себе. Именно во время школьных экзаменов лучше всего можно определить пробелы в воспитании и подготовиться к будущим серьезным испытаниям.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме