По свидетельству летописцев, еще в ХI столетии в Киеве насчитывалось более четырехсот церквей. Теперь в трехмиллионном мегаполисе храмов намного меньше. Это — несправедливо. Ведь, согласно Конституции, граждане имеют право на свободный выбор вероисповедания и соответственно — отправление всех религиозных обрядов. А церквей, в том числе в столице, после долгих лет коммунистического правления не хватает. Особенно в районах, удаленных от центра.
Фото: Василий АРТЮШЕНКО |
А в чем дело? В отличие от многих скандальных строек, этот проект никому не мешает. Наоборот, большинство местных жителей его поддерживают. Тем более что в состав комплекса должны войти не только храм и деревянная часовня, но и двухэтажная воскресная школа и такой же корпус социальной помощи.
В ходе строительства полностью сохраняется зеленая зона. Архитекторы сумели так вписать храмовый комплекс в лесополосу, отделяющую жилой массив от железной дороги, что пожертвовать пришлось лишь восемью деревьями (разрешение предусматривало ликвидацию десяти).
Но будущий храм на Уманской с центром социальной реабилитации нравится далеко не всем — кое-кто хотел бы получить этот участок под коммерческую застройку. В связи с этим община Преподобного Сергия Радонежского уже год не знает покоя. Непосредственным поводом для начала целенаправленной атаки на храм стало проведение 10 сентября прошлого года общественных слушаний, о которых организаторы строительства добросовестным образом (при помощи газеты и расклейки объявлений-приглашений в домах) проинформировали практически все население Соломенского района. Но в тот день, помимо жителей близлежащих домов, на слушания (в организованном порядке) прибыли еще 100—150 человек под руководством некоего Леонида Жегинаса, самозванно провозгласившего себя председателем собрания. С помощью двух депутатов районного совета — Игоря Максимчука и Глеба Баклинского — этот десант попытался сорвать слушания и организовать альтернативное голосование. Однако местные жители не поддались на провокацию. Решение было принято в пользу строительства храма, и райгосадминистрация подтвердила законность соответствующего протокола. К тому же в поддержку храма было собрано 2300 подписей.
Впрочем, это не охладило пыл Максимчука. Назвавшись председателем какой-то «трехсторонней комиссии райгосадминистрации», он долгое время мешал общине. Может быть, он от нее чего-то добивался? Ведь обычно такие вопросы легко решаются с помощью взяток. Прихожане также не исключают, что несколько, правда, безуспешных нападений на стройку — также дело людей Максимчука. Позже противники храма изменили тактику, начав строчить массу жалоб в разные инстанции от лица некой гражданки Елены Котовой. Соавтором одной из них выступил депутат Верховной Рады, коммунист Цыбенко. На его фамилию отреагировала прокуратура, направив протест Киевскому городскому совету и требуя в нем признать незаконным решение о выделении земли под строительство храма. И хотя в конце концов суд в удовлетворении иска против общины отказал, покоя строители храма не знают — гражданка Котова и иже с нею не успокаиваются.
Продолжается и физическое давление. Прихожане до сих пор не без содрогания вспоминают, как 6 июня на стройку напали представители леворадикальных организаций «Че Гевара», «Сохраним старый Киев», а также примкнувшие к ним «марксисты» и «коммунисты». Они разрисовали внешнюю сторону забора серпами и молотами, а потом часть его поломали. Причем за это никто не ответил — поддержку леворадикалам, похоже, обеспечивает некто Василий Терещук — бывший депутат Верховной Рады от КПУ, числящийся ныне советником Нины Карпачевой.
Сама же омбудсмен, получившая в свое время от Блаженнейшего Владимира не менее трех церковных орденов, ночью вызволяла хулиганов (среди них несколько граждан Российской Федерации) из отделения милиции. Днем же она откликнулась на приглашение духовенства и посетила стройку, где лично убедилась, что возводится именно храм, а не сауна или казино. Впрочем, это никак не повлияло на ее взаимоотношения с советником.
Между тем на Троицу кто-то ночью проник в середину деревянной церкви, облил внутреннюю стенку бензином и поджог. Но церковь не сгорела. Верующие считают это чудом и уверены, что Бог на их стороне. 18 июля 2008 года прихожане и духовенство Собора Преподобного Сергия Радонежского на этом же деревянном храме подняли и освятили крест.
Комментарий
Сергей Бех, заместитель председателя Соломенской райгосадминистрации г.Киева:
— Мы в этом вопросе не можем быть ни «за», ни «против». Мы должны поддерживать какие-то законодательные нормы. Работы на строящемся на улице Уманской храме были начаты несколько методологически неправильно. Перед тем, как что-то планировать, нужно было, особенно с учетом сложившейся в Киеве обстановки со строительством, в первую очередь поговорить с населением. А когда в парк завозятся краны и бетонные плиты, то что бы там ни строилось, жители начинают вести адекватные, а то и неадекватные действия. Другая сторона предъявляет протоколы слушаний? Ну и что? На основании этих моих слов тоже можно написать какой-то протокол и получится, что мы все согласовали. Но так ли это? Если имеется какое-то противостояние между застройщиками и населением (в довольно большом количестве), то тут, наверное, что-то не так было во время слушаний. Мы, конечно, бульдозеры не будем загонять на эту стройплощадку, жителей не будем там закрывать и т.д. Наша задача наладить диалог и не допустить обострения конфликта. Мы постоянно встречаемся и с теми и с другими и хотим прийти к какому-то мирному консенсусу. Дело еще и в том, что не мы выдавали разрешение на землеотведение и начало строительства. Это в компетенции Киевской горадминистрации. Мы можем исходить только из сложившейся на данный момент ситуации и быть миротворцами. А раз городская власть дала разрешение на строительство, то понятно ее отношение. Сегодня храм уже процентов на 25—30 построен. Но вокруг него странная ситуация — с одной стороны, духовность, с другой — колоссальный скандал среди населения. Сейчас все как-то притихло, но периодически снова возникает. Корень конфликта тут в том, что с другой стороны парка еще при Александре Омельченко заложена высотка (где-то около 30 этажей). И теперь (ее уже почти достроили) люди говорят: там «свечку» поставили, тут — церковь, значит, еще несколько домов построите, и парка не будет. Так что их тоже можно понять…