Понятие детской пунктуальности (от франц. рonctuel — точный и лат. рunctum — точка) всегда ассоциировалось у меня с образом Белого Кролика из знаменитой кэрролловской «Алисы». Огромные золотые часы с застывшими стрелками, подчеркнутая значимость Времени и, конечно же, сам Кролик — вечно опаздывающий, в состоянии почти первозданного хаоса и редкой несобранности. Этот персонаж колоритными деталями передает портрет, стремящегося к пунктуальности ребенка, который для взрослого мира всегда был и будет немного смешным. И действительно, разве можно совместить аккуратность, систематичность и точность, составляющих пунктуальности, с резвящимся малышом, для которого часовой пояс его страны — нечто очень незначительное?
В отличие от нас, пунктуальных до педантичности взрослых, дети понимают и ощущают течение времени по-другому. Для них оно измеряется не минутами и даже не десятками минут, а целыми днями. Может быть, отсюда их редкая несобранность и тот знаменитый шлейф из беспорядка и путаницы, который они всегда умудряются принести с собой. Но, несмотря на столь хаотичный узор детского времени, понятие детской пунктуальности все-таки существует. И предполагает оно не только наличие наручных часов или вовремя приготовленное домашнее задание. Так, благодаря известной точности и аккуратности ребенок уже в десятилетнем возрасте способен, например, четко сформулировать жизненную стратегию и приступить к ее воплощению. Однако большинству детей пунктуальность все же не свойственна. Почему? С этим и другими вопросами «ЗН» обратилось к психологу Надежде Тараниной:
— Понятие детской пунктуальности очень трудно соотнести с ребенком. Оно, как и стиль мышления, вырабатывается укладом жизни. Примерно к восьми годам у ребят, отличающихся точностью и аккуратностью, как правило, есть даже свой стиль мышления (особенно хорошо это прослеживается в семьях, где отцы программисты или работают в сфере, связанной с точными науками). Они начинают строить жизненный план. Если взрослые вовремя замечают такую одаренность, им нужно сделать так, чтобы у ребенка не было, хотела сказать свободной минуты, но это тоже неправильно. Ведь ребенка ни при каких обстоятельствах нельзя лишать детства. Чтобы приучить его к пунктуальности и аккуратности, следует начать с режимных моментов. Например, рассказать о том, как правильно организовать и спланировать день, а затем помочь ему в этом.
Сегодня очень многие родители не могут управлять собственным ребенком потому, что их рабочий день не нормирован. Им довольно трудно показать на собственном примере, что такое режим дня и каким он должен быть. Как психолог, работающий с детьми младшего школьного возраста, я начинаю семейную консультацию с того, что прошу взрослых рассказать о своем режиме. К сожалению, могу сказать, что 90% сегодняшних родителей даже не знают, что это такое.
— То есть ни «сов», ни «жаворонков» как таковых не существует —люди просто по-разному выстраивают свой режим дня?
— Нет, природная подоплека пунктуальности конечно же есть. Деление людей на «сов» и «жаворонков» зависит от того, какая нервная система у того или иного человека. Детям-«совам» особенно трудно, так как они по-настоящему страдают из-за ранних занятий в школе. Конечно, для них следовало бы делать какие-то послабления. Я знаю частные школы, в которых таким учащимся идут навстречу: назначают индивидуальное время начала занятий. Думаю, если в школе 50 человек, а не 400—600, это вполне реально.
— Надежда Петровна, а если родители захотят развить у ребенка точность и аккуратность, то с чего им все-таки следует начать и на что обратить особое внимание?
— Мой первый совет — планируйте день. Если позволяет возраст ребенка, обсуждайте с ним, потерял ли он что-то из-за неспланированности и действительно ли это существенные потери для него. Но родители не должны делать из своего ребенка «человека в футляре», который будет жить только по расписанию. Мне ивестны семьи, в которых малыш живет исключительно по распорядку. Ребенок 5—6 лет знает, что в 2 часа у него занятие с преподавателем английского языка, затем — спортивная школа, после которой он едет на занятие в кружке. Подобный график действительно вырабатывает пунктуальность. Но если такого занятого ребенка спросить, чего он хочет больше всего на свете, он скажет вам лишь одно: «Выспаться».
Все должно быть в меру. Потерянное детство рано или поздно потом проявится. В Англии есть школа для успешных, состоятельных людей, которые приезжают туда с тем, чтобы на десять дней превратиться в «ползунков», т. е. восполнить то, чего они были лишены в детстве. Образ жизни в этом учреждении, по их словам, лучшая психотерапия.
— Если пунктуальность настолько важна для развития и формирования ребенка, тогда почему ей в той же педагогике или детской психологии уделяется так мало внимания?
— Несмотря на то, что мы как будто разрушили советскую модель воспитания, на деле она осталась почти такой же. Возьмите любую программу воспитания или обучающую. В них можно найти советы о том, как воспитать ребенка дисциплинированным и собранным, а вот о пунктуальности ничего не сказано. Конечно, есть курсы по психологии, специальные тренинги, всевозможные бизнес-школы. Однако все они рассчитаны на взрослого человека. А ведь для сегодняшнего ребенка знания о точности и аккуратности также очень важны. Как рассказать об этом в школе? Можно, например, на уроках высчитать, сколько стоит одна минута, и показать, что ты теряешь с этими минутами, подчеркнув, что потерянное время не вернуть. Или, предварительно распланировав день школьника, подсчитать его косвенные и прямые убытки.
В любом случае родителям следует больше прислушиваться к своему ребенку.