В Украине складывается неблагоприятная ситуация с пополнением национальной науки молодыми кадрами. По статистике, средний возраст украинских ученых сегодня 50 лет. Это прямое доказательство неэффективного использования интеллектуального и творческого потенциала одаренной молодежи. Чтобы приостановить «старение» отечественной науки, правительство Украины решило принять ряд мер по созданию благоприятных условий для «взращивания» молодых талантов, в частности была одобрена Государственная программа работы с одаренной молодежью. А на днях Кабинет министров вынес решение: создать при Академии педагогических наук Украины (АПН Украины) Институт одаренного ребенка.
Известно, что педагоги и психологи различают несколько видов одаренности, среди них — социальная и лидерская. Дети, обладающие такими качествами, вырастают в талантливых руководителей. Наделенные художественной одаренностью малыши становятся блестящими певцами, актерами, художниками и литераторами. Отменные психомоторные данные приводят ребенка к ярким победам в спорте. А обладатели интеллектуальной одаренности, умеющие быстро мыслить, анализировать, сопоставлять факты, смогут в будущем попробовать себя в научной деятельности. Вот только реализовать свои таланты без поддержки государства детям чрезвычайно сложно.
Кстати, закон Украины «Об основных положениях государственной поддержки одаренных детей и молодежи» гарантирует юным дарованиям обеспечение благоприятных условий для реализации своих творческих и интеллектуальных способностей. В список льгот входит право на получение за счет государства высшего образования, на разовую материальную помощь, а также на бесплатный проезд в общественном транспорте. Вот только статусом «одаренный» может пользоваться далеко не каждый ребенок. Под это определение в отечественном законодательстве подходят только победители конкурсов, олимпиад или соревнований разных уровней. А ребятишки, которые в школе или других учебных заведениях выделяются своими незаурядными способностями, но в силу финансовых обстоятельств не могут участвовать в престижных конкурсах и олимпиадах, одаренными в нашем государстве не считаются. Хотя сегодня ни для кого не секрет, что иногда приходится платить вступительный взнос даже за само участие в том или ином мероприятии, не говоря уже о расходах на проезд и проживание. Как правило, это не всегда под силу жителям глубинки.
К слову, сегодня в Украине проживает более 11 миллионов граждан в возрасте от 14 до 28 лет. Среди них одаренными по закону можно назвать только две тысячи детишек, которые одержали победу на всеукраинских ученических олимпиадах. Правда, увеличить это число вполне реально — необходимо просто разработать систему выявления и поддержки талантов во всех уголках Украины. Именно эти цели преследует государственная Программа работы с одаренными детьми на 2006—2010 годы. Идеи, заложенные в этом документе в виде поощрения молодых талантов, привлечения одаренной молодежи к научно-исследовательской, экспериментальной, творческой деятельности, популяризации достижений юных дарований, организации всеукраинских олимпиад и конкурсов, на первый взгляд, бесспорно, весьма гуманны. Вот только о стопроцентной реализации всего задуманного говорить сегодня сложно. И проблема не только в недостаточном финансировании.
На этот раз под реализацию проекта в целом выделено 170 млн. грн., что, по словам министра образования Станислава Николаенко, гораздо больше, чем было предусмотрено в предыдущей программе, рассчитанной на 2001—2005 годы. Первые 15 млн. грн. заложены государством на обеспечение участия одаренной молодежи во всеукраинских и международных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях. Правда, тут же в документе дается уточнение, что данная сумма не способна привести к существенным сдвигам в работе с одаренными детьми. Директор киевской средней специальной музыкальной школы-интерната им. Н.Лысенко, заслуженный деятель культуры Украины, профессор Валентин Шерстюк заверил корреспондента «ЗН» в том, что за последние годы это уникальное музыкальное учреждение не получило от государства ни копейки на развитие одаренных детей. «Участие воспитанников школы на международных конкурсах и фестивалях сегодня становится возможным исключительно за счет спонсорских денег, — отмечает Валентин Афанасьевич. — Правда, каждая такая поездка наших учеников заканчивается появлением в школе проверяющих КРУ, которые просто выворачивают наизнанку все ведомости и документы, желая отыскать там финансовые нарушения». Но на этом сюрпризы не заканчиваются.
Так, в программе на разработку научно-методической базы для работы с юными дарованиями выделено 2 млн. грн. Недавно эта функция была возложена Кабинетом министров на пока еще несуществующий Институт одаренного ребенка, который должен открыться при Академии наук. Когда и где этот проект будет реализован, до сих пор неизвестно, что настораживает. Особенно, если взять во внимание прошлогоднее заявление работников Счетной палаты о неэффективном использовании сотрудниками АПН Украины бюджетных средств, предназначенных на выполнение национальных, государственных и отраслевых программ. В результате сумма разбазаренных финансов, выделенных государством на науку, составила 23,4 млн. грн. Но ученые во всех своих грехах винят в первую очередь Счетную палату, мол, это ее работа все время находить какие-то финансовые нарушения.
И все же, не взирая на эти спорные моменты, следует отметить, что поддержка государства в столь важном деле, как работа с одаренными детьми, крайне необходима. «Ведь здесь речь идет не только о детях, а о духовном и интеллектуальном лидерстве нашей державы», — считает ректор Киевской детской академии искусств, народный артист Украины, профессор, академик Академии искусств и член-корреспондент АПН Украины Михаил Чембержи. «Правда у нас в отличие от Запада превалирует система массового «взращивания» юных талантов. Отчего меньше внимания уделяется тем, кто уже в юном возрасте определился с выбором будущей профессии. Поэтому не удивительно, что многие наши звездочки через некоторое время просто уходят из виду», — отмечает Михаил Иванович. Для решения этой проблемы, на его взгляд, необходимо по результатам учебного года регулярно составлять общенациональный кадастр талантливых детей со всех уголков Украины, чтобы потом каждый губернатор, мэр и другие представители исполнительной власти не забывали о том, что в их области, селе или городе живут юные дарования, за чье будущее они в ответе.