Пока политические конкуренты состязаются в красноречии, сокращают друг другу льготы, пишут стратегии развития и обещают «зарплаты-пенсии» изнуренному выборами электорату, рядом подрастают те, на кого не делают никаких ставок. Их не воспринимают всерьез, с их стороны не ждут подвоха, к ним относятся снисходительно-покровительственно. Потому что они — дети. Они не голосуют, не митингуют, не представляют, казалось бы, реальной силы. Они заняты компьютерными играми, Симпсонами, всякой милой детской ерундой. У вождей дети всегда вызывали сентиментальные чувства. Не зря сценарий партийных съездов в СССР обязательно включал появление пионеров в Кремлевском зале Дома Союзов. Это давало возможность власти продемонстрировать человеческое лицо. Детишек обнимали, целовали, трепали по щечке. «Дети — наши цветы» и «Все лучшее — детям», — говорили они.
В романе «Гадкие лебеди» братьев Стругацких описывается некий тихий и мутный город, такой обывательско-бюргерский городишко, с вязкими политическими интригами, либерально-буржуазными ценностями вперемешку с периодически возникающей мелкотравчатой ксенофобией и шовинизмом, с полупьяными дискуссиями отцов города о том, как этот городишко обустроить. На детей там никто не обращает внимания — есть они и есть. Те посещают гимназии, не грубят своим родителям, но большей частью читают. Причем пугающе много. И еще — по непонятной причине — очень любят гулять под дождем. А в один прекрасный день дети объявляют своим растерянным родителям, что не собираются жить такой, как они, жизнью. Ни за что и никогда больше. И уходят — все как один.
Устойчивая ассоциация с этим сюжетом возникает, когда знакомишься с результатами всеукраинского социологического исследования «Украина глазами детей», проведенного Киевским институтом проблем управления имени Горшенина на базе международного детского центра «Артек». Мысль о том, что дети уходят в отрыв, опережая самые смелые стратегемы политиков, содержится в основном выводе Института из результатов исследования: «Современные дети Украины — это качественно и принципиально новое поколение с новыми ценностями. Можно утверждать, что украинская нация состоялась».
Только не надо говорить, что это произошло благодаря нам, взрослым. Что мы, не покладая рук, трудились над выращиванием этого сада. Похоже, это случилось не «благодаря», а «вопреки». Мы в это время вообще смотрели в другую сторону. И теперь нам не догнать их и не перегнать.
«Я просто обожаю нашу страну и наш менталитет»
Опрос проходил в виде конкурса детских сочинений. Можно было писать все, что угодно, разрешалось не подписываться. Тем удивительнее обилие добрых слов о стране, которые читаются не как пафосно-патриотические высказывания записных отличников, а как признания в любви.
Вообще страна очень интересная, только немного запущенная. Я ее очень люблю и уважаю.
10 класс, г. Кременчуг, Полтавская обл.
Мне нравится, что даже если мы и отстаем от развития других европейских стран, мы не теряем надежды на лучшее.
10 класс, г. Запорожье
Я обожаю свою страну за щедрость! Я побывала во многих странах, объездила полмира и хочу сказать, что такой щедрости, как в Украине, вы нигде не найдете. Наверное, в будущем я напишу об этом книгу.
Ирина, 10 класс,
г. Запорожье
Хорошая страна! Есть на что посмотреть! Красивые города, хороший климат. Есть море. Европа близко.
Алина, 10 класс,
г. Николаев
Наличие двух морей, прекрасной природы и удачного географического (один мальчик написал — стратегического) положения Украины отмечают очень многие. Многие говорят о добросердечии, искренности и веселом нраве украинцев.
Мне очень нравится атмосфера, люди, которые меня окружают. Все очень прикольно и позитивно.
10 класс, г. Киев
Быть украинцем становится модно, и это прекрасно.
Сергей, 11 класс, г. Киев
Наша нация — лучшая на земле.
Оля, 11 класс,
г. Северодонецк,
Луганская обл.
О стране Украине они пишут позитивно, много и с удовольствием. С подлинным восхищением. Подчеркиваем — о стране. Не о государстве. Государственная машина, законодательная и исполнительная власть, состояние государственного управления вызывают у них совсем другие чувства. Вообще говоря, их никто не просил писать о политике. Просто в бланке для сочинения был вопрос: что тебе не нравится в стране, в которой ты живешь? 47,8% детей ответили, что им не нравится политика и политики.
«Основная проблема Украины — это ее политики»
Десятиклассник предельно точно сформулировал основной парадокс современной украинской власти.
Начну с политической ситуации. Если честно, даже мне, ребенку, все это надоело…
10 класс, г. Киев
Політики повинні розв’язувати проблеми, а не створювати їх.
10 класс, г. Киев
Мы привыкли, что детские суждения обычно выглядят милыми, наивными, вызывают снисходительную улыбку у нас, взрослых.
Эти суждения не милые и не смешные. Они бьют прямо в нерв проблемы, и что из этого следует, мы увидим, когда авторы сочинений получат право голоса. И, между прочим, случится это очень скоро.
Многим политикам я бы посоветовала сдерживать свои слова. Но они их не сдерживают, и я, честно говоря, не понимаю, зачем нам такие политики.
10 класс, г. Харьков
Люди повинні брати приклад з політиків. Честно кажучи, брати приклад немає з кого.
8 класс, с. Похивка,
Ивано-Франковская обл.
В стране мне не нравится власть, которая руководит Украиной.
10 класс, Закарпатье
Политики все время дерутся, ругаются и не могут работать в таких условиях.
Никита , 5 класс,
г. Мелитополь,
Запорожская обл.
У нас грязная, отвратительная политика, с которой можно поплакать. Политические новости уже не посмотришь без боли в серце.
Вика, 11 класс, г. Киев
Мені не подобається те, що політики навіть не намагаються бути з нами чесними і не пояснюють нам нічого. Особливо байдужими вони є до молоді. Мені шкода, що я не можу розібратися в політиці рідної країни.
Наталья, 11 класс,
г. Черновцы
Дети не просто намекают на коррупцию, алчность, нечестную игру. Они прямо подозревают украинский политикум в нечистоплотности и корыстном мотиве при стремлении во власть.
Мне не нравится политика, криминал и все бандитство.
Лиза, 5 класс, г. Киев
Мне не нравится то, что все политики в Украине — воры.
Виталий, 7 класс,
г. Макеевка, Донецкая обл.
Все высокопоставленные особы — взяточники.
8 класс, г. Кременчуг, Полтавская обл.
Меньше жиреть и набивать свои кошельки за счет своего народа!
Анна, 9 класс, г. Киев
На жаль, політики більше думають про свій гаманець і про владу, ніж про народ.
Настя, 11 класс, г. Киев
Вони (політики) весь час б’ються за портфелі, ділять між собою владу. Вони навіть б’ються перед телекамерами в парламенті. Коли я це бачу, то мені просто стає соромно, що ці люди керують моєю країною. Я б хотів їм задати питання: куди дівається бюджет країни? Чому вони їздять на «мерседесах», а пенсіонерам не вистачає грошей на хліб?
Игорь, 10 класс,
Луганская обл.
Эти спуску не дадут. И не стоит утешать себя слабыми аргументами типа: дети повторяют слова взрослых. Если бы все было так просто… Предыдущие исследования Института имени Горшенина в рамках годовой программы «Ментальные основы выбора» позволяют утверждать, что взрослые, включая тридцати-, сорокалетних (родителей этих детей), подвержены «советским» страхам, по-прежнему крайне осторожны, когда дело касается критики власти, по-прежнему верят предвыборным обещаниям.
Дети же, напротив, удивительно чувствительны к абсурду, бессодержательности политических заявлений. Против популизма у них иммунитет.
Я раджу політикам справді почати діяти, а не розповідати людям красномовні промови на півгодини.
10 класс, пос. Каменка, Черкасская обл.
Меньше заниматься болтовней и сделать хоть часть из того, что они пообещали.
Дарья, 10 класс, г. Донецк
Сколько можно слышать: «Депутат N поехал туда-то и отдохнул там три дня», «Депутат N проведал школу в городе Х, побывал там на уроке и подарил детям пару компьютеров», «Депутат N съездил в детский дом и пришел к выводу, что там нужно сделать ремонт. Работники занялись ремонтом за собственный счет заведения».
Яна, 10 класс, г. Геническ
Советую в предвыборной кампании не употреблять слоганов, не имеющих смысла, типа: «Мер усіх киян» или «Якщо немає слів, плюньте в мене».
9 класс, г. Киев
Они не без основания считают, что красивыми лозунгами реальних дыр не залатать.
В ходе исследования было сделано одно важное наблюдение. В отличие от взрослых, дети относятся к политикам безличностно, без пиетета и вождизма, как к функциям в системе. Имиджи, на которые уходит столько денег и политтехнологических усилий, не производят на них никакого впечатления, не вызывают эмоций. Дети по отношению к политикам не употребляют эпитетов «добрый — злой», «порядочный — непорядочный», «красивый», «умный». Зато употребляют слова «должен», «выполнять», «работать», «думать», «обратить внимание», «прекратить», «решить», «разобраться». Это принципиально другой язык, лексика действия. Это повелительное наклонение нового демократического избирателя.
«Сделать огромный концерт, на котором объединить Запад и Восток»
Дети в своих сочинениях прямо указывают на то, что политики провоцируют разделение Украины на Восток и Запад. Сами они считают это опасной и пагубной затеей, а в «Артеке» ребята из разных регионов страны (в том числе и якобы антагонистических по менталитету и жизненным ценностям) живут вместе — в одном отряде, в одной комнате, дружат, ставят спектакли, играют в «Снайпер» и по вечерам шепчутся в солярии. В «Артеке», как всегда, влюбляются, выпендриваются, личностно позиционируются и дерутся подушками. Делают смешные коллажи. Например, на доске объявлений в одном из лагерей висит листок с приклеенной на него фотографией мобильника и написано рядом: «позвони родителям и скажи, что ты жив». В конце смены, как всегда, независимо от пола и возраста, плачут, когда расстаются. И регион не имеет значения. И никогда не имел. Ни регион, ни язык, ни достаток и статус родителей. Так устроен «Артек».
Но при этом дети понимают, что политикам это разделение зачем-то нужно. Что они его используют, паразитируют на нем.
Политики, как дикие звери, пытаются разделить нашу страну на куски.
10 класс, г. Запорожье
Мені не подобається, коли Україна на виборах розділилася на дві частини, а за нею народ.
Лиля, 6 класс, г. Торез, Донецкая обл.
Мне не нравится напряженная обстановка между Западной и Восточной Украиной. Я считаю, что именно политики настраивают народ в данное русло.
Маша, 9 класс, г. Донецк
Не нравится разделение Украины из-за политического давления на людей.
Катя, 9 класс, г. Донецк
Мне не нравится вражда между Востоком и Западом. Люди должны ценить друг друга только за то, что они — люди, а не приверженцы той или иной партии.
Настя, 9 класс, г. Бровары.
Им нужен мир. Иногда складывается такое впечатление, что им мир нужен гораздо больше, чем нам — взрослым, разумным, опытным людям.
Я хочу, щоб припинилися всі недоторканності, і щоб ніколи не було ссор і жили всі мирно.
Анастасия, 5 класс,
г. Лубны, Полтавская обл.
А еще им нужна чистота. В буквальном смысле. Они очень много говорят о мусоре, свалках, помойках, необходимости организовывать ежедневную уборку городов.
«На каждой улице нужно поставить по несколько наблюдающих за чистотой»
Мне не нравится наш менталитет, мусор, котрый выкидывается куда попало.
Саша, 11 класс, г. Лубны, Полтавская обл.
Поначалу кажется, что они говорят об экологии. Но на самом деле имеется в виду совершенно другое. Они говорят о «мерзости запустения», о разрухе в клозетах и головах. Просто они говорят об этом так. Как бы о мусоре, но, по сути, о проявлениях общественной депрессии. О безразличии, об отсутствии чувства собственности. Им эта ситуация противна, и они не хотят быть частью этого депрессивного пейзажа. Детям вообще не свойственна депрессия, они органически сопротивляются ей, но отсюда прямо следует вопрос: как сделать так, чтобы это внутреннее сопротивление стало основой нормального гражданского чувства, а не толчком к эмиграции, например? Поскольку с грязного места проще всего переместиться на чистое. Убрать свою улицу, город и страну — сложнее.
«Підвищити зарплату людям, котрі не мають грошей, а працюють, як мамонти»
В ответе на вопрос «Что бы вы хотели пожелать политикам?» только один мальчик попросил сделать так, чтобы в школе не задавали домашних заданий. А одна девочка хочет, чтобы путевки в «Артек» стали дешевле. И больше никто ничего не попросил для себя. Зато очень просят обратить внимание на бедных и бездомных. Это вопрос вызывает у них сильные эмоции, и в этих цитатах наибольшее количество восклицательных знаков.
Просят повысить зарплату («хотя бы на 150 гривен»). Остановить рост цен, потому что без этого повышение зарплат не имеет смысла. И наоборот. Так прямо и говорят.
Я бы посоветовала не повышать цены, если не повышаются зарплаты. Мне не нравится то, что люди выжимаются до глубокой ночи и встают рано утром, чтобы заработать какую-то копейку только для того, чтобы хотя бы купить своим детям лишний килограмм фруктов или сладкого.
Валерия, 6 класс, г. Киев
Больно смотреть на людей, которые работают на двух-трех работах, чтобы прокормить семью. Больно видеть пенсионеров, которые собирают стеклотару. Просто больно!
Яна, 10 класс, г. Геническ, Херсонская обл.
Зарплата в стране недостаточно высока, и, если учесть, что большая часть населения — пенсионеры, то жизнь в стране становится стесненной и невероятно тяжелой.
Дима, 10 класс,
г. Ильичевск, Одесская обл.
Отсутствие социальной политики государства — вот что это означает. Бедность видна, ее много, она бросается в глаза. Чем меньше город, тем более явно видны социальные проблемы. «Мне не нравится то, что есть большая разница между городами. Киев — богатый и красивый город, а Шостка — бедный и грязный», — с горечью заметил киевский шестиклассник. Сам-то он из Киева, но вот же — зацепило. То ли на поезде мимо проезжал, то ли к бабушке на каникулы ездил…
А здесь комплексное ощущение от нашей непростой жизни, можно сказать, крик души донецкого старшеклассника:
Много мусора! Бензин дорогой! Тяжело так жить… но ничего, нормально…
«Ціль мого життя — це зробити так, щоб в моїй країні жилося краще»
…И все же свое будущее они связывают с Украиной. Они его обсуждают, проектируют, некоторые рассматривают сразу несколько вариантов — основной и запасной. Хорошо понимают: возможно, далеко не все мечты сбудутся и не все шансы удастся реализовать.
Я хочу получше научиться делать детские игрушки, а когда буду делать их совсем хорошо, то буду отдавать их в детский дом для сирот.
Алиса, 6 класс, г. Киев
Хотела стать учителем, но, зная, какая зарплата, родители не разрешают. Так что придется стать или экономистом, или пойти в гостинично-ресторанный бизнес.
Анастасия, г. Киев
Я хочу стати літературним критиком, але так як ця професія не дуже популярна в Україні, то, скоріш за все, стану туристичним агентом.
Наталья, 11 класс,
г. Черновцы
…технологом або фармацевтом. Буду боротися за те, щоб життя в Україні стало кращим, якщо цього не зроблять політики.
Виктория, 6 класс,
г. Лубны, Полтавская обл.
…учителькою молодших класів, щоб навчити їх, як правильно жити.
Оксана, 6 класс, г. Космач, Ивано-Франковская обл.
…экономистом, чтобы исправить ошибки и благосостояние населения поднять.
11 класс, г. Днепропетровск
… дизайнером одежды и поднять Украину на новый уровень дизайна и моды.
11 класс, г. Запорожье
…организатором корпоративов, шоу-программ. Открыть школу дополнительного образования для детей (танцы, театральные занятия). Если будет совсем туго — выйду замуж…
Леся, 10 класс, г. Донецк
Ціль мого життя — це зробити так, щоб в моїй країні жилося краще. Я довго думав, як здійснити це бажання, і уже протягом двох років я хочу стати політологом. На мою думку, ситуація в країні не найкраща, і я хочу покращити її.
Андрей, 11 класс, г. Киев
Из этих детских «картинок будущего» явно видна тенденция, которую можно назвать главной. Сквозь эти цитаты просматриваются контуры культурно-цивилизационного облика новой Украины. Дети выбирают гуманитарную сферу, практически не упоминая профессии из инженерно-технического ряда. Хорошо это или плохо — в данном случае обсуждать не имеет смысла. Если мы очень хотим получить инженеров и технарей, мы должны для начала спроектировать сферу спроса и применения этих специальностей. Но понятно уже сейчас, что страна избавляется от советского индустриального наследия и, наконец, переходит в постиндустриальную фазу развития. Страна меняет специализацию — в сторону гуманитарно-ориентированной деятельности и современной сферы услуг. Будем держать кулаки за то, чтобы это случилось, поскольку это и есть наш цивилизационный шанс.
Поэтому если и строить проект для страны, то это поколение, кому сейчас от девяти до 17 лет, нужно рассматривать как базовый ресурс для развития. Заниматься образовательным проектированием, переформатированием систем подготовки и сфер занятости, созданием новой внешкольной сферы и нового университетского образования. Нужны стратегии работы с поколением, а у нас их нет. Но это дело наживное.
Хуже, если мы, взрослые, снова отвлечемся на всякие несущественные, внеисторические, ситуативные мелочи. В этом случае наши дети вполне могут стать ресурсом развития для тех, кто предложит им настоящую перспективу. «Да ну вас», — скажут они и уйдут — совсем как герои «Гадких лебедей».
А этого мы допустить не можем никак — на них вся надежда.