В Харькове пошли на эксперимент. В школах провели уроки по Холокосту. Потом ученикам предложили написать анонимные сочинения об их отношении к этой трагедии. Одна из десятиклассниц написала: «Гитлер уничтожил много евреев — молодец!!! Я терпеть их не могу. Евреев слишком много. Они расселились по всему миру и навязывают людям свои ценности... Их надо остерегаться... Я сожалею, что ему не удалось передавить всех евреев.
Я считаю, что методы Гитлера были оправданными. Их всех надо извести под корень. Они — ничто, хуже зверей. Я жалею, что в наше время так мало нацистов. Это все жиды!!! У них всех отвратительные характеры, они пытаются подавить другие расы. Я думаю, что нельзя оставлять эту заразу, которая расползается по всему миру, без внимания — надо уничтожить».
Газета «Сільські вісті» опубликовала антисемитский пасквиль профессора Национального киевского государственного университета им. Т.Шевченко Василия Яременко, требующего поставить под неусыпный контроль властей все еврейские организации Украины, как представляющие опасность для государственной безопасности страны.
Все это невольно вспомнилось, когда прочитал в «ЗН» №26-27 за нынешний год статью Владимира Кучерявого под претенциозным названием «Цивилизованное святотатство». Повод вроде бы безобидный — полемика по поводу сооружения еврейского общинно-мемориального центра «Наследие». Фактически под этим прикрытием опубликован откровенно антисемитский манифест.
Методика г-на Кучерявого проста: нет достойных аргументов — в ход идет передергивание фактов, откровенная ложь и оголтелая демагогия. И уж коль скоро г-н Кучерявый поводом для полемики избрал центр «Наследие», то с него и начну.
Вопреки его утверждению, на самом деле планируется создание не какого-то мифического культурно-развлекательного сооружения с песнями и плясками на костях жертв Бабьего Яра. Планируется создать общинно-мемориальный комплекс с музеями, в которых, кстати, предусмотрены специальные разделы, повествующие о трагедии не только евреев, но и украинцев, цыган и других народов, чьи сыны и дочери покоятся в бездонных отрогах Бабьего Яра. Здесь же будет научно-исследовательский центр, архивы, фильмотека с просмотровыми залами, конференц-залы, специальные помещения, оснащенные совершенной техникой, для проведения конференций, семинаров, лекций. Такова правда.
Не хотелось бы полемизировать с авторами других публикаций в «ЗН», не согласных с сооружением комплекса. Многих из них я знаю лично и отношусь к ним с большим уважением. Судя по всему, думаю, они были просто введены в заблуждение теми, кто хотел изрядно нагреть руки на строительстве мемориала. И, будучи отлученными, развил в СМИ крикливую кампанию протеста. Могу лишь с полной ответственностью заверить, что практически все еврейские организации Киева и Украины поддержали идею создания общинно-мемориального центра «Наследие». И считают делом чести достойно увековечить память жертв Бабьего Яра. Что же касается «Джойнта», который так усердно демонизирует г-н Кучерявый, то наряду с теми добрыми делами, которые он уж много лет свершает в Украине, он не более чем надежный и щедрый помощник.
Место, отведенное для строительства, расположено примерно в полукилометре от Бабьего Яра. Здесь никого не убивали и не хоронили. Правда, в свое время здесь стоял закладной камень несостоявшегося в советские годы мемориала. И ежегодно в поминальные дни сюда стекались тысячи евреев, чтобы почтить память погибших. И именно здесь КГБ отлавливало и арестовывало десятки юношей и девушек, которые приходили с венками, на траурных лентах которых были надписи на идиш и иврите. Арестовывали их за то, что они зажигали свечи и читали поминальные молитвы. Так что место само по себе знаменательное.
И наконец, самое неприятное. Об откровенных антисемитских выпадах г-на Кучерявого. Исторические экскурсы займут непозволительно много места. Да и поймет ли что-либо человек, не знающий разницы между словами «иудей», которым он непрестанно пользуется в своей статье, и «еврей». Который не понимает, что «иудей» — это приверженец религии, а «еврей» — национальность. Ведь убивали гитлеровцы не просто иудеев, а всех евреев, независимо от вероисповедания. Но не исключаю, что слово «иудей» он применяет преднамеренно, потому что именно оно ласкает его слух. Ведь оно созвучно «юде», которым пользовались немецкие нацисты.
Бесполезно вести речь и по поводу его откровений о необходимости указать евреям их место в Украине. Это мы уже проходили в советское время. Когда антисемитизм был государственным. Возврата к этому не будет. В нынешней Украине он опустился на маргинальный уровень. И не более. Да и вообще сложно полемизировать с человеком, который до сих пор задается вопросом «Какая разница между Бабьим Яром, Быковней и мемориалом павших воинов?»
Еще недавно после публичного заявления первого президента Украины Л.Кравчука в 1991 году в поминальные дни 50-летия трагедии Бабьего Яра, принесшего на месте расстрела от имени украинского народа извинения евреям за исторические несправедливости, думалось, что страна постепенно выходит на новый нравственный уровень. Пусть даже тот мужественный поступок некоторым мог показаться непонятным. Даже неприемлемым. Но тогда показалось, что Бабий Яр, Холокост все же становятся для Украины уроком истории. Пусть и не так быстро, как этого хотелось бы. И не в той мере, как могло бы быть. Увы. Обманулся. Жестоко обманулся.
Г-н Кучерявый, ссылаясь на публикации в газете «День», утверждает, что в стране нет никаких проблем с ксенофобией вообще и с антисемитизмом в частности. Свою статью, надо думать, он в расчет не берет. Да, межэтнический мир в Украине — неоспоримая реальность. Но так уж исторически сложилось, что антисемитизм присущ многим странам. Украина, увы, не надо лукавить, не исключение. И в ней еще немало тех маргиналов, кто пребывает в нравственном средневековье. Как свидетельствуют исследования Института социологии НАНУ («ЗН» №33, 2002 г), в 2002 году зафиксирован «скачок» от национальной толерантности к ксенофобии. При этом удельный вес толерантных граждан в Украине за минувшие десять лет снизился более чем в три с половиной раза. Их коллеги из Киевского международного института социологии в последние годы тоже проводили мониторинг ксенофобии в Украине. И свидетельствуют, что от 30 до 40 процентов населения страны имеют стойкие этнические предубеждения на грани откровенной нетерпимости. 80% из них высказали в той или иной мере свое негативное отношение к евреям. Сильно выраженный антисемитизм, вплоть до нежелания видеть евреев гражданами Украины, выразила треть этих юдофобствующих респондентов. И динамика направлена отнюдь не в сторону уменьшения. Ксенофобия и шовинизм не бывают мирными. Они агрессивны по своей сути. Так что, смириться с разгулом ксенофобии, шовинизма? Принимать как данность, как издержки демократии?
Годы, минувшие после трагедии украинского еврейства, к превеликому сожалению, как показывают реалии нынешнего бытия, не многому научили некоторых их земляков. Для них история не стала историей. Она все еще живет в их настоящем. И антисемитизм не канул в Лету. Не потому ли для евреев Украины геноцид не просто непреходящая боль вечно кровоточащей раны, но и жизнь в черной рамке жертвенной памяти?
Куда уж дальше, коль скоро — и это самое постыдное — в последнее время трагедия Бабьего Яра стала предметом спекулятивных посягательств определенных кругов в Украине. Ведь нынче стало модным напяливать на себя личину исторического мученика. Это стало даже своеобразной политической добродетелью, признаком респектабельности. Не потому ли появились политиканы, которые во имя этого возжелали хоть каким-то боком присоседиться к этой планетарной трагедии. Не просто втиснуться в неё, но монополизировать. Приспособить к своим не самым благородным целям. Вот и кромсают, насилуют, перекраивают историю. Полемика с ними бессмысленна. Они глухи к голосу разума. К неоспоримым доводам документальных аргументов. Для этой категории людей искореженная ими же история — покорная прислужница их непомерных амбиций.
Украинский народ в своей истории пережил немало кровавых трагедий. Среди погибших в Бабьем Яру немало и украинцев. Тех истинных патриотов, что не смирились с рабством нацистской оккупации. Но в многострадальности украинского народа Бабий Яр занимает далеко не главенствующее место. Не потому ли в советское время в поминальные дни я видел там Виктора Некрасова, Ивана Дзюбу, но не доводилось встречать тех, кто ныне себя величает «национал-патриотами». А ведь я здесь бываю ежегодно с 1944 года. Полно. Всякие спекулятивные попытки новоявленных «национал-патриотов» приспособить трагедию Бабьего Яра к своим сомнительным политическим целям вряд ли сослужат добрую службу имиджу Украины в мировом сообществе.
Напомню, Бабий Яр как место массовых казней просуществовал ровно два года. День в день. С 29 сентября 1941 года по 29 сентября 1943 года. В первые пять дней нацистами здесь было уничтожено примерно 150—160 тысяч человек. Главным образом евреев. И не только киевлян и жителей его предместий. Убили десятки тысяч евреев-беженцев из западных областей Украины, Буковины, Польши, даже Германии, оказавшихся в самом начале войны в Киеве. Сюда же привозили на смерть евреев-военнопленных из фильтрационного концлагеря на Керосинной. А потом, 103 недели подряд каждый вторник и пятницу с неотвратимой методичностью гитлеровцы везли сюда людей на уничтожение уже без различия национальностей. Украинцев и русских, цыган и евреев. Всех, кто не вписывался в их расовые критерии. Всех, кто не хотел склонять головы, превращаясь в безропотных рабов. А это примерно еще 50—60 тысяч.
И еще. Об этом тоже следует помнить. Из 1200 палачей Бабьего Яра первых пяти дней только 150 было из расстрельной эйнзацкоманды СС 4-А. Остальные нелюди — из 45-го, 303-го полицейских батальонов, сформированных из коллаборационистской нечисти, головорезы из «Буковинского куреня» да криминализированное отребье, подобранное немецкими спецслужбами в первые же дни оккупации. Нет, язык не поворачивается назвать эти отбросы общества украинцами. Это вненациональные нелюди. Нестерпимо тяжко об этом писать. Хотя бы уже потому, что эта погань запятнала народ, который на протяжении столетий испытывал и издевательства, и унижения только потому, что не хотел быть иным, кроме того, что ему было дано от рождения — украинским.
...Голгофа двулика. На ней были распятые и распинающие. И об этом следует помнить.